Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2020 / 05 / 25 /
Опубликовано: 25 мая 2020 в 16:14
0    4054

​Кредитование членов СРО за счёт компфондов – помощь реальному сектору или лазейка для мошенников?


Саморегулируемое сообщество продолжает обсуждать законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции». В минувшую пятницу, 22 мая, документ был принят в третьем чтении и вышел на финишную прямую – впереди утверждение в Совете Федерации и подписание Президентом России.

Удивляться скорости парламентской работы в данном случае не приходится, поскольку большинство документов, предлагаемых на правительственном уровне, депутаты Госдумы предпочитают прорабатывать бойко и оперативно. Что удивило сообщество, так это крайне бюрократизированный механизм кредитования, прописанный в законопроекте. Впрочем, по мнению нашего добровольного эксперта из Биробиджана, в этом могут быть и свои плюсы.
***
Нет сомнения, что в ближайшее время (возможно, уже на текущей неделе) законопроект будет не менее быстро одобрен в Совете Федерации и даже подписан Главой государства. Тем не менее, сам документ был встречен сообществом со смешанными чувствами.

С одной стороны, президент НОСТРОЙ Антон Глушков получил явный плюс в свою репутационную копилочку и теперь может ссылаться на то, что изначально предложение об использовании компенсационных фондов исходило именно от него. Причём, было услышано, одобрено и обрело форму федерального закона.

Но в то же время форма эта оказалась не совсем такой, какую хотело бы видеть руководство Национального объединения. Или даже совсем не такой. Давнее пожелание НОСТРОЙ о том, чтобы использовать эти средства на выплаты членских взносов Нацобъединений осталось проигнорировано. Далее, если изначально представители НОСТРОЙ говорили про использование КФ ВВ (об этом можно сделать вывод по размере озвученной суммы в 40 миллиардов рублей), то в итоговой версии речь идёт исключительно про КФ ОДО. Что довольно странно, потому что как раз эти компфонды и могут быть весьма востребованы в условиях кризиса и срыва контрактов.

В дальнейшем появился проект постановления Правительства РФ, разъясняющий механизм предоставления займов членам СРО, в котором упоминает и КФ ВВ. Федеральный закон, разумеется, обладает большей юридической силой, однако ясности такая неразбериха не добавляет.

Также обращает на себя внимание сложная и бюрократизированная процедура выделения кредита. Так, потенциальный заёмщик должен открыть специальный банковский счёт с заключённым с кредитной организацией договором о проведении мониторинга использования средств займа. Причём, в том банке, где у СРО на спецсчетах размещены средства компфондов. Сам заём должен обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов:
  • залогом в объёме, превышающем размер займа не менее, чем на 30 процентов;
  • договором уступки права требования денежных обязательств по договорам подряда с условием о поручительстве за должника перед саморегулируемой организацией на сумму запрашиваемого займа;
  • договором поручительства учредителя (участника) заёмщика – юридического лица.
Также у заёмщика должны отсутствовать задолженности по выплате заработной платы, уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов за прошедший финансовый год. Организация не должна быть в стадии ликвидации или под внешним управлением. Среди её учредителей (участников) не должно быть лиц, имеющие судимость за преступления в сфере экономики.

Перечень документов на предоставление займов насчитывает 14 позиций и требует от строителей изрядно потрудиться. При этом целями займа являются выплата заработной оплаты работникам члена саморегулируемой организации, приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения по заключённым до 1 апреля 2020 года договорам (контрактам) работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия.
Как отметили ряд комментаторов на специализированных форумах, для большинства строительных компаний будет проще и быстрее получить аналогичный кредит в обычном банке. Тем более, что воспользоваться этими условиями смогут те компании, где дела обстоят и без того благополучно, так что проблем с открытием новых кредитных линий не предвидится.

Другая сторона вопроса – эффект для самих СРО. С точки зрения добросовестных саморегулируемых организаций, условия предоставления займа и обработки многочисленной документации станут лишней головной болью. С точки зрения СРО недобросовестных, законодатель попытался поставить максимальное количество барьеров, чтобы не допустить разбазаривания компфондов. Так что здесь излишняя бюрократизированность окажется своего рода благом.

Впрочем, наверняка уже сейчас в отдельных саморегулируемых организациях продумываются схемы сравнительно честного вывода средств КФ через своих членов, используя предоставляемые законом возможности. Использование фиктивных фирм и подставных лиц на местах руководителей может помочь в этом непростом деле. Особенно такое искушение будут испытывать те СРО, которые оказались в подвешенном состоянии из-за требований «исторического максимума» и риска исключения из Единого реестра. Попытаются ли они эту возможность использовать, мы скоро узнаем.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Как Вы считаете, юристы НОСТРОЙ умышленно ищут поводы, чтобы освоить многомиллионную Смету?
Последние комментарии