Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2020 / 02 / 17 /
Опубликовано: 17 февраля 2020 в 10:42
0    539

Татьяна Лапина: Требования по антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей необходимо учитывать на стадии проектирования

Такое заявление заместитель начальника отдела электроснабжения и слаботочных систем Управления инженерного обеспечения Главгосэкспертизы России Татьяна Лапина сделала в ходе выступления на конференции «Обеспечение мер безопасности мест массового пребывания людей», которая состоялась в рамках XXV Международного форума «Технологии безопасности», проходящего в Москве. Об этом нам сообщила пресс-служба ведомства.

Только дифференцированные требования к средствам инженерной защиты и инженерно-техническим средствам охраны таких объектов, в том числе на этапе проектирования и строительства, позволят обеспечить наиболее эффективное и экономное использование средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей, уверена эксперт.

Главгосэкспертиза проводит экспертизу проектной документации социально-значимых объектов, включённых в перечень мест массового пребывания людей, в том числе спортивных объектов, международных детских центров, санаториев, набережных и многих других. Возникающие при этом вопросы к соблюдению проектировщиками требований к антитеррористической защищённости объектов можно условно разделить на три основные группы: отнесение объекта к местам массового пребывания людей, его категорирование и определение требований к оснащению объекта средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны. Зачастую сложности возникают в связи с тем, что решить эти вопросы заказчик или застройщик может только после ввода объекта в эксплуатацию.

Так, например, в требованиях нормативных правовых документов не указано то, на каком этапе жизненного цикла объекта и в какие сроки выполняется включение объекта в перечень мест массового пребывания людей. Из-за отсутствия критериев на законодательном уровне заказчикам (застройщикам) и проектным организациям затруднительно учесть требования по антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей при проектировании. В результате они применяются только на этапе выполнения реконструкции объекта, уже включённого в перечень мест массового пребывания людей с установленной категорией и утвержденным паспортом безопасности.

«В процессе проведения экспертизы довольно часто выявляется, что даже при реконструкции объекта капитального строительства, заказчик (застройщик) и проектные организации при подготовке задания на проектирование и проектной документации не представляют сведения о том, включён ли реконструируемый объект в перечень мест массового пребывания людей», – рассказала Татьяна Анатольевна.

Категорирование подобных объектов, напомнила спикер, проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учётом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и их возможных последствий. При этом категорирование проводит специальная комиссия уже после ввода объекта в эксплуатацию, а для этапов проектирования и строительства (за исключением реконструкции и капитального ремонта) дифференцированные требования законодательно не установлены.

Учесть сведения опять же можно лишь на этапе реконструкции уже реализованного объекта, но при реконструкции или капитальном ремонте заказчик (застройщик) и проектные организации в задании на проектирование и в проектной документации часто не указывают сведения о категории объекта.

Что касается требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, то, согласно правилам разработки требований, в них могут содержаться дополнительные меры по обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий), в том числе на этапе их проектирования и планирования. Однако в большинстве нормативных правовых актов эти меры не предусмотрены. Кроме того, требования в части оснащения мест массового пребывания людей средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны, как правило, носят общий характер, а конкретные модели средств охраны определяются в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта.

«Так, например, согласно требованиям нормативных правовых актов места массового пребывания 1 категории – объекты, рассчитанные на единовременное нахождение более 1000 человек, по решению органа местного самоуправления могут быть оборудованы стационарными колоннами с кнопками экстренного вызова наряда полиции и системой обратной связи. То есть можно сделать вывод, что данное требование также не обязательно для исполнения», – отметила эксперт Главгосэкспертизы России.

В зависимости от установленной категории объекта определяется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищённости, который может быть изменен в зависимости от общественно-политической, социальной и оперативной обстановки. При этом не вполне понятно, какой объём инженерно-технических средств охраны следует предусмотреть, особенно когда речь идёт о финансировании реконструкции объекта за счёт средств бюджетов бюджетной системы.

 «В то же время в требованиях указано, что антитеррористическая защищённость мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз и оперативной обстановке и обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование задействованных для обеспечения порядка сил и средств. Это возможно только при установлении закреплённых в законодательстве дифференцированных требований к средствам инженерной защиты и инженерно-техническим средствам охраны мест массового пребывания людей, в том числе на этапе проектирования и строительства», – подчеркнула госпожа Лапина. При этом требования к антитеррористической защищённости зданий и сооружений, которые планируется использовать как места массового пребывания, должны учитываться уже на этапе подготовки задания на проектирование и разработки проектной документации. Только таким образом, по словам Татьяны Лапиной, можно обеспечить наиболее эффективное и экономное использование средств для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей.



 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Как Вы считаете, юристы НОСТРОЙ умышленно ищут поводы, чтобы освоить многомиллионную Смету?
Последние комментарии