Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2019 / 12 / 09 /
Опубликовано: 09 декабря 2019 в 13:23
0    1420

Отмена копеечных банковских гарантий для процедур до 10-ти миллионов рублей может привести к существенным выплатам из КФ ОДО

В канун XVIII Всероссийского съезда строительных СРО в Министерство строительства и ЖКХ РФ улетело предложение НОСТРОЙ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения финансового обременения членов саморегулируемых организаций в сфере строительства». Об этом напомнил наш добровольный эксперт из Таганрога и вот в какой связи.

***

Подготовленный Национальным объединением строителей законопроект касается отмены банковских гарантий для процедур объёмом до 10-ти миллионов рублей. Идея отмены банковских гарантий для малых процедур закупок витала в воздухе уже давно, практически с момента принятия в 2016 году Федерального закона № 372-ФЗ. Поддерживает эту идею не только НОСТРОЙ, но и большинство саморегулируемых организаций в сфере строительства.

И действительно, на первый взгляд, всё выглядит относительно невинно. Согласно приведённой статистике, в обосновании законопроекта Нацобъединения, направленного в Минстрой России, размеры выплат по обязательствам обеспеченным банковскими гарантиями до 10-ти миллионов рублей относительно невелики.

Так, выплаты по обязательствам, обеспеченным такими банковскими гарантиями, по сведениям из открытых источников, составили:

1). По сведениям, размещённым на портале zakupki.gov.ru: за 2015 год – 1.441.374,9 рубля, за 2016 год – 5.777.905,41 рубля, за 2017 год – 32.901.272,24 рубля. По оценкам экспертов, информация, размещённая на портале zakupki.gov.ru, неполная, и размер указанных выплат может быть гораздо больше.

2). По сведениям из отчётности банков, размещённым на сайте Центрального банка РФ (раздел «Справочник по кредитным организациям», данные оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учёта по форме 101): за 2015 год – 39.851.528,52 рубля, за 2016 год – 66.706.210,92 рубля, за 2017 год – 103.055.548,51 рубля.

3). По результатам анализа судебной практики по тем же самым договорам заказчики взыскали с банков по судебным гарантиям за 2015 год 7.599.455 рублей, за 2016 год – 19.510.016 рублей.

Таким образом, доля выплат от размера обеспечения банковскими гарантиями составила за 2015 год – 0,35%, за 2016-й – 0,51%, за 2017-й – 0,63%. Расчётный размер выплат по банковским гарантиям, обеспечивающим исполнение обязательств по договорам строительного подряда до 10-ти миллионов рублей, всеми банками, включая указанные, в отношении которых проводилось исследование, может составлять за 2015 год 63.348.141,79 рубля, за 2016 год – 107.140.304,23 рубля, за 2017 год – 167.190.453,84 рубля.

По мнению разработчиков законопроекта, «размер каждого отдельного сформированного КФ ОДО в большинстве СРО сравним или превышает указанный объём выплат всеми банками за год, в связи с чем СРО способны надлежащим образом обеспечивать исполнение договоров строительного подряда, заключённых с использованием конкурентных способов заключения договоров».

Но давайте не будем спешить с выводами. Есть ряд моментов, которые вызывают опасения, что для СРО этот законопроект не принесет ничего хорошего.

Во-первых, это увеличивающиеся год от года на 40-50% показатели статистики по выплатам. Если в 2017 году это было 167 миллионов рублей, то в 2018-ом, в соответствии с прогрессией, выплаты составят уже 240-250 миллионов, в 2019 году – 350-360 миллионов, а в 2020-ом превысят полмиллиарда целковых. И дальше – больше. Тем более, что новые изменения в 44-ФЗ, максимально облегчившие вход на рынок закупок в сфере строительства, не дают оснований предполагать, что ситуация с обеспечением исполнения контрактов улучшится. Скорее, всё будет с точностью до наоборот.

Во-вторых, на сегодняшний день механизм предоставления банковской гарантии предполагает возможность банка обратиться к подрядчику с регрессными требованиями. Это, как ни крути, а налагает дополнительную ответственность в случае неисполнения. В случае же с саморегулируемыми организациями такой возможности не будет. Мало того, вполне возможно, что такой порядок может стать поводом для реализации мошеннических схем.

В-третьих, банк при выдаче банковской гарантии проводит процедуру андеррайтинга, оценивает финансовое состояние клиента, потенциального получателя банковской гарантии. Отсюда и такой разброс в ценах: от 3% до 8% при выдаче. В случае же если СРО будет отвечать своим компфондом, её член просто должен соответствовать требованиям саморегулируемой организации, зачастую полностью формальным, за исключением взноса в компфонд ОДО.

При всём этом, если мы говорим об экономии для членов СРО, то она получается копеечная. По мнению разработчиков законопроекта, «в расчёте на одного члена СРО, совокупные обязательства которого составляют до 10-ти миллионов рублей в год, дополнительная финансовая нагрузка на оформление банковских гарантий может составлять в среднем 165.000 рублей в год». Или, проще говоря, 13.750 рублей в месяц.

Так стоит ли городить огород из-за этого, ослабляя компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств, которым предстоит ещё пережить штормы и бури и без отмены банковских гарантий для процедур до 10-ти миллионов рублей?!
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Как Вы оцениваете работу НОСТРОЙ над проектом Стратегии и финансирование этого дела?
Последние комментарии