Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2019 / 12 / 03 /
Опубликовано: 03 декабря 2019 в 09:48
0    723

В борьбе за прозрачность госзакупок. Саморегуляторы настаивают на введении предквалификаций

В рамках деловой программы XVIII Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в сфере строительства в столичном Центре международной торговли состоялся круглый стол на тему «Повышение прозрачности системы закупок в строительстве». Модераторами мероприятия выступили первый заместитель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий и член комитета по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ Екатерина Лезина. Подробности в материале нашего добровольного эксперта из Иркутска.

***

Проводить круглые столы накануне Всероссийского Съезда становится одной из традиций НОСТРОЙ. Очевидно, что эти мероприятия имеют, скорее, информационное, чем практическое значение – в сжатом формате встречи невозможно принять какое-то окончательное решение и успеть документально оформить его для внесения в повестку Съезда. Тем не менее, темы круглых столов показывают, на что именно Национальное объединение предлагает своим участникам обратить особое внимание.

На этот раз вопросом номер один стало повышение прозрачности закупок в строительстве. Что и понятно, поскольку борьба с коррупцией во всех её формах и проявлениях стала воистину национальным видом спорта. А строительство, как одна из самых дорогостоящих сфер госзакупок, традиционно находится в зоне повышенных коррупционных рисков.

Основной темой обсуждения стало совершенствование контрактной системы в строительстве и переход от критерия «лучшая цена» к критерию «лучшая квалификация и положительный опыт реализации проектов».

Именно такой основной показатель, как заявил директор департамента нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ Александр Мешалов, заложен в проекте Стратегии-2030. Однако, как известно, пока судьба этого документа, поглотившего десятки миллионов рублей и получившего массу отрицательных отзывов, складывается не слишком успешно. Поэтому строителям и саморегуляторам приходится разбираться с проблемой самостоятельно, без оглядки на утверждённые программы.

А проблем хватает. Изменения в 44-ФЗ, вступившие в силу в этом году, с одной стороны, сделали допуск на рынок гораздо более лёгким для всех участников. С другой стороны, теперь на рынок могут попасть и любые компании, которые покажут оборот и представят нарисованный опыт. Ситуация ухудшается ещё и тем, что в разных регионах закупщики по-разному трактуют законодательство.

Так, директор по развитию ЗАО «Сбербанк – АСТ» Юлия Обаляева рассказала об аккредитации участников торгов в сфере строительства на электронной торговой площадке, проблематике и совершенствовании этой системы. Она отметила, что в целом участникам стало удобнее – можно один раз прикрепить документы на ЭТП, и это исключает возможность отклонения по «забывчивости» или технической проблеме. В то же время пока говорить о какой-то серьёзной экономии при переходе на «цифру» не приходится. Снижение на торгах есть, но оно не приводит к тому, что заключается контракт по лучшей цене, так как основное отклонение «за субподряд». Среднее снижение составляет 5 процентов, хотя были и единичные случаи снижения цены на четверть от всей суммы контракта.

Её доклад вызвал особый интерес участников круглого стола. Было отмечено, что, к сожалению, нормы законодательства в разных регионах трактуются по-разному, что приводит к нарушению конкуренции. В ходе обсуждения было акцентировано внимание на том, что участники торгов, которые регистрировались на электронных торговых площадках до 1 января 2019 года, без аккредитации в ЕАИС не смогут с 1 января 2020 года принимать участие в торгах.

Кроме того, Екатерина Лезина отметила проблему с проверкой документов. По её мнению, документы участников торгов, которые они предоставили в качестве подтверждения своего опыта, надо делать публичными.

В итоге практически все участники круглого стола сошлись во мнении, что в отсутствии специализированного закона для строителей, необходимо, чтобы СРО участвовали в предквалификации участников закупок. О необходимости введения такого механизма руководители СРО говорят уже не первый год, но пока эти предложения остаются гласом вопиющего в пустыне. Между тем, ситуацию, которая сложилась сегодня, можно охарактеризовать, как парадоксальную – СРО никак не могут влиять на участников закупок, но при этом несут ответственность своими компфондами ОДО. Причём, как показала практика, случаи выплат реально наступают и приводят к серьёзным издержкам для членов СРО.

Подводя итоги дискуссии и онлайн-голосования в ходе круглого стола, госпожа Лезина сообщила, что максимальное число участников высказались за введение рейтинга СРО и участников СРО, за поддержку принципа регионализации госзакупок, за участие СРО в механизмах оценки квалификации, а также предложили активизировать участие НОСТРОЙ в актуализации сметных нормативов.



 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Как Вы оцениваете работу НОСТРОЙ над проектом Стратегии и финансирование этого дела?
Последние комментарии