Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2019 / 10 / 07 /
Опубликовано: 07 октября 2019 в 09:48
0    572

Регламент ведения НРС Национального объединения строителей не имеет нормативного статуса и содержит коррупциогенные факторы!

Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) провела независимую антикоррупционную экспертизу «Регламента о порядке ведения Национального реестра специалистов в области строительства, включения в него сведений о физических лицах, их изменения или исключения», утверждённого Советом НОСТРОЙ, в редакции от 19 июля 2019 года. А результаты этой экспертизы направили в Министерство строительства и ЖКХ РФ. К каким оценкам пришла команда экспертов под руководством Валерий Мозолевского и – самое главное – что на это отметил Минстрой России, читайте в материале нашего добровольного эксперта из Южно-Сахалинска.

***

Для самых нетерпеливых, приведём главный вывод из всей переписки саморегулируемой организации и главного строительного ведомства страны. Итак, «Порядок ведения Национального реестра специалистов...», утверждённый приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр, является единственным Регламентом ведения реестра. Что же касается Регламента, утверждённого Советом НОСТРОЙ, то он является исключительно внутренним документом, регулирующим корпоративные отношения. Откуда уже с очевидностью следует, положения какого документа являются приоритетными и имеют юридическую силу.

А теперь – подробности.

В сентябре 2019 года Ассоциация «Сахалинстрой» подготовила и направила на имя главы Минстроя России Владимира Якушева свой анализ антикоррупционной экспертизы Регламента ведения НРС, утверждённого Национальным объединением. Возможность выдавать такого рода заключения у СРО есть, поскольку Ассоциация аккредитована распоряжением Министерства юстиции РФ от 22 августа 2017 года № 1094-р (свидетельство № 2803) и включена в Реестр независимых экспертов, уполномоченных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В результате в документе были выявлены многочисленные коррупциогенные факторы. Подробности читатели могут изучить в тексте, который приложен внизу, здесь же остановимся на основных замечаниях.

1. Внесение в Регламент права уполномоченного лица на исключение сведений о специалисте из Национального реестра специалистов в области строительства по основанию, отсутствующему в части 9 статьи 55.5-1 ГрК РФ и Порядке, то есть установление Регламентом возможности принятия уполномоченным лицом решения, выходящего за пределы полномочий, определённых законодателем в ГрК РФ и Минстроем России. Является чрезмерной свободой подзаконного нормотворчества и заполнения законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий.

2. Нормативные коллизии – наличие внутренне противоречивых норм, устанавливающих полномочия уполномоченного лица на принятие и исключение членов НРС.

3. Пунктом 19.9 Регламента определено: «Заявителю может быть отказано в предоставлении сведений из Реестра специалистов или Базы данных реестра по следующим основаниям....», данная формулировка, является коррупциогенным фактором – определение компетенции по формуле «может быть» – диспозитивное установление возможности совершения НОСТРОЙ действий на своё усмотрение.

4. В соответствии с пунктом 19.1 Регламента предоставление сведений из Реестра специалистов (открытая часть Реестра – пункт 6.1. Регламента) и базы данных реестра (закрытая часть Реестра – пункт 6.2. Регламента) осуществляет Ассоциация (НОСТРОЙ). Регламент не устанавливает лицо, к компетенции которого относится рассмотрение заявлений (запросов) о предоставлении сведений из Базы данных реестра и сроков предоставления сведений из Реестра специалистов. Отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решений является коррупциогенным фактором – широта дискреционных полномочий.
5. Раздел 11 Регламента посвящён описанию процедуры углублённой проверки заявлений о включении сведений в Реестр. При этом не указаны основания для её проведения, не указаны возможные решения принимаемые по итогам окончания углублённой проверки и последующие меры проверяемых лиц и НОСТРОЙ.

В то время, как пункт 16 Порядка утверждённого Приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 № 688/пр чётко устанавливает, что рассмотрение заявления о включении сведений в Национальный реестр специалистов и прилагаемых к нему документов и материалов, а также принятие решения о включении сведений о физическом лице или об отказе во включении сведений о физическом лице в НРС осуществляется Национальным объединением саморегулируемых организаций в течение четырнадцати дней со дня поступления таких заявления, документов и материалов от физического лица.

Таким образом, заключают эксперты, раздел 11 Регламента в полном объёме представляет собой незаконный раздел, имеющий коррупциогенный фактор в виде возможного выборочного изменения объёма прав – возможности необоснованного установления исключении из общего порядка для граждан и организаций.

На основании этого анализа Ассоциация «Сахалинстрой» обратилась к Минстрою с просьбой в рамках полномочий по государственному контролю за деятельностью НОСТРОЙ поручить ответственным лицам рассмотреть данное заключение антикоррупционной экспертизы и предложения о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов и направить в НОСТРОЙ предостережение об обязанности привести положения рассматриваемого Регламента в соответствие с федеральным законодательством.

В ответном письме от 27 сентября министерство ответило, что, согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», независимая антикоррупционная экспертиза проводится только в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

И добавило, что Национальные объединения саморегулируемых организаций, создаваемые, согласно части 1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 5 статьи 52 ГК РФ, вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы.
Запрос по Регламенту направлен в НОСТРОЙ. Что же касается саморегулируемого сообщества, то данная переписка может стать хорошей отправной точкой для начала приведения ситуации с Национальным реестром специалистов в соответствие с нормами российского законодательства. Благо вопросов и замечаний к ностроевским законотворческим вольностям накопилось уже немало.

Письмо Мозолевского В. П. министру юстиции РФ Коновалову А. В. и ответ заместителя директора правого департамента Министерства строительства и ЖКХ РФ Барминой Т. Н.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии