Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2019 / 10 / 03 /
Опубликовано: 03 октября 2019 в 13:24
0    332

Удастся ли строительным СРО потеснить банки на рынке финансовых гарантий?

В последнее время в рамках выработки предложений для внесения новых законодательных изменений всё чаще говорят об отмене банковских гарантий для строительных компаний членов СРО, сформировавших компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Наш добровольный новосибирский эксперт решил высказать своё мнение.

***

Предложения звучат абсолютно разные: от полной отмены банковской гарантии, до обязания банков предоставлять скидки при обращении за ней строительной компании, сформировавшей ОДО в своей СРО. Каждое из этих предложений по-своему интересно и имеет сторонников и лоббистов. Но шансы добраться в виде новеллы в виде законопроекта до Государственной Думы имеет всё же предложение об отмене банковской гарантии для членов СРО с первым уровнем ответственности и правом осуществлять виды работ по контракту до 60-ти миллионов.

Для строительных компаний такая мера в первом приближении представляется очевидным благом. Не надо обивать пороги банков, собирать документы, заботиться об обеспечении. К тому же, далеко не у всех строителей этот вопрос в банке на «мази». При этом получение заветного документа может растянуться на дни и даже недели. Существенно уменьшившееся количество банков тоже не способствует облегчению получения банковской гарантии.

Поэтому в регламентные 10 дней с момента признания тебя победителем на аукционе, до подписания контракта можно и не уложиться. И тогда для твоей компании, как для уклонившейся от заключения контракта, путь только один – в реестр неблагонадёжных поставщиков.

Безусловным благом для строителей и проектировщиков будет замена «бэгэшек» в качестве обеспечительной меры при исполнении контракта в Крыму и Севастополе. Далеко не все банки, по известным причинам, готовы обслуживать эти территории.

Это, так сказать, одна сторона медали – благостная. Есть и другая. В отсутствии прироста членов, а порой и их существенного сокращения многие СРО буквально задыхаются от безденежья. И ищут новые источники пополнить свои изрядно «всхуднувшие» после принятия 372-ФЗ кошельки. Кто-то поддаивает своих членов при проведении проверок, кто-то бесконечно аттестует (за деньги, конечно) их ИТР. В общем, способов много. И естественно, что в поисках новых источников доходов СРО не могли не обратить внимание на рынок предоставления банковских гарантий.

Судите сами: средняя стоимость «бэгэшки» для исполнения полугодового контракта на сумму 50 миллионов рублей для среднестатистического члена СРО составит примерно 1- 1,2 миллиона рублей. И вот именно на эти-то деньги, которые строители пока что отдают банкам и смотрят с вожделением предлагающие такие «послабления» для малого бизнеса со стороны саморегулируемого сообщества.

Деньги эти, естественно, не пойдут на пополнение средств компфондов. Наивно было бы также предполагать, что они найдут своё отражение в сметах и балансах СРО. С учётом сложившихся за десятилетие в каждой СРО своих индивидуальных особенностей движения финансовых потоков реализовывать получение вознаграждения за оказываемую услугу всяк будет по-своему. И это уже совершенно отдельная история.

Риски для самих СРО относительно невелики.
  • Во-первых, инициаторы таких законодательных изменений сами благоразумно ограничивают замену банковских гарантий 1-ым уровнем ответственности.
  • Во-вторых, руководствуются статистикой обращений взысканий по банковским гарантиям, выданным в диапазоне до 60-ти миллионов рублей.
  • В-третьих, член СРО никуда особо не денется – хочешь не хочешь, а денюжки с него впоследствии стрясут.
  • Ну, а в-четвёртых, даже если придётся возмещать вред и убытки из ОДО, докладывать недостающую сумму в компфонд будут сообща все члены СРО, но никак не её руководство.
Конечно, при наличии альтернативы – получать банковскую гарантию в банке или идти с выпиской от СРО на аукцион либо конкурс, саморегулируемые организации ценник задирать не будут. Да и банки, возможно (хотя вряд ли можно надеяться),
поумерят свои аппетиты. В этом случае строители смогут действительно немного сэкономить. Но логика принятия законодательных изменений порой бывает абсолютно непредсказуемой. И, может статься так, что у строителей просто не останется других вариантов, кроме как идти на поклон в СРО. И вот это-то как раз может обернуться для членов СРО новым ростом расходов. При этом в ход для накручивания стоимости может пойти всё: и отсутствие вовремя пройдённой аттестации и так любимый руководством СРО рискориентированный подход.

В общем, подводя итоги, предлагаемые изменения выглядят вовсе не такими безобидными, как представляются на первый взгляд. Вопрос этот требует глубокой проработки перед вынесением его даже на стадию законодательных инициатив.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии