Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2019 / 09 / 12 /
Опубликовано: 12 сентября 2019 в 11:29
0    345

Новый проект закона об архитектурной деятельности может дать проектным и изыскательским СРО принципиальное преимущество

Как уже  сообщал ЗаНоСтрой.РФ, Союз архитекторов России завершает работу над законопроектом об архитектурной деятельности, в конце 2019 года проект будет вынесен на обсуждение парламента. В самом благоприятном случае авторы ожидают его принятия уже в следующем году.
 
Документ затрагивает основы организации строительного процесса, декларируемые в нём нормы, напрямую коснутся не только строителей и проектировщиков, но и систему строительного саморегулирования.
 
Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.

***

Законопроект, который продвигают президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Михаил Посохин и президент Союза московских архитекторов и Союза архитекторов России Николай Шумаков (на снимке – ред.), может коренным образом изменить нынешнюю расстановку сил в системе саморегулирования, отдав приоритет именно проектным и изыскательским СРО. И сделав членство в них более привлекательным по сравнению со строительными Союзами и Ассоциациями. Для того, чтобы понять, каким образом это произойдёт, давайте заглянем в текст документа.

Как указано в пояснительной записке, целью законопроекта является институциализация архитектурной и градостроительной деятельности в Российской Федерации с учётом сложившейся нормативно-правовой базы в сфере градостроительства и архитектуры. При разработке законопроекта был учтён опыт германской модели земельных и федеральной архитектурных палат, учтены российские федеральные стандарты профессиональной деятельности и федеральные государственные образовательные стандарты.

В документе можно выделить следующие принципиальные положения.

1. Единая конкурентная система квалификационной аттестации. Предлагается создание конкурентной системы аттестации региональными палатами архитекторов и градостроителей с единым центром компетенций – Федеральной палатой архитекторов.
На территории одного субъекта Российской Федерации может действовать более одной региональной палаты архитекторов и, соответственно, квалификационных комиссий. При отсутствии ресурсов для формирования региональной палаты, полномочия по регулированию профессиональной деятельности на территории субъекта осуществляет Федеральная палата архитекторов и градостроителей.

2. Развитие профессионального уровня. Во взаимодействии с Ассоциацией образовательных учреждений формируется образовательная повестка в виде требований к базовому профессиональному уровню выпускников и развитию профессиональных компетенций действующих архитекторов и градостроителей при проведении переаттестаций.

3. Развитие системы наставничества. Архитектурная и градостроительная деятельность по своей внутренней природе поддерживает индивидуализм и поэтому без внешних стимулов профессиональный архитектор и градостроитель останавливают развитие опыта и компетенций на себе. Законопроектом вводится активное стимулирование наставнической деятельности через региональные палаты и систему аттестации.

4. Определение круга задач органов архитектуры и градостроительства. Документ определяет профессиональные требования и функции, реализуемые структурными подразделениями и предприятиями в области архитектуры и градостроительства органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации под руководством главных архитекторов.

Здесь отдельно следует выделить вопросы авторского надзора. Ключевая концепция проекта закона – расширение полномочий архитекторов и усиление ответственности.

Сейчас эти положения регулируются Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации». Статья 12 «Права архитектора и юридического лица» – в самой статье добавилась формулировка «аттестованный архитектор», а её положения предложено расширить следующим образом (указаны только абзацы, в которые вносятся изменения, сами изменения выделены жирным шрифтом – авт.).

«Аттестованный архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:
  • руководить созданием архитектурного проекта;
  • осуществлять авторский надзор за строительством архитектурного объекта, проверяя соответствие выполняемых работ проектной документации и (или) по поручению заказчика (застройщика) быть его ответственным представителем на строительстве данного объекта, осуществляя контроль за качеством строительных материалов, качеством и объёмом выполняемых строительно-монтажных работ и финансовый контроль;
  • проводить экспертизу архитектурных проектов, консультации по вопросам инвестирования, инженерных изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации архитектурных объектов».
Итак, архитектор по новому законопроекту полностью руководит архитектурным проектом, а в дальнейшем не только осуществляет авторский надзор за качеством и объёмом работ, но и следит за тем, чтобы возводимый объект соответствовал проектной документации.

Также была расширена статья 9 «Основные обязанности аттестованного архитектора и юридического лица». В ней появился важный абзац:

«Аттестованный архитектор и юридическое лицо, осуществляющее архитектурную деятельность, обязаны обеспечивать контроль за реализацией утверждённой проектной документации на всех этапах проектирования и строительства объекта, если иное не предусмотрено договором с заказчиком (застройщиком)».

То есть, контроль за соблюдением проектной документации имеет не факультативный, а обязательный характер. А это означает, что архитектор из человека, который что-то нарисовал, сдал и отошёл от дел, превращается в первого человека на стройке, который несёт всю полноту ответственности и имеет полномочия вмешаться в ход работ, в том случае, если увидит отклонения от утверждённого проекта.

Разумеется, законопроекту предстоит ещё непростая дорога через профильные ведомства, согласования, обсуждения и думские коридоры. Однако в нём содержится серьёзная заявка на то, чтобы радикально изменить статус инженера проектировщика, и в первую очередь – архитектора. Вместо чисто сервисной структуры, которая исполняет все пожелания заказчика и застройщика, проектировщики претендуют на то, чтобы стать контролирующим и координирующим органом. Взяв на себя ответственность за качество строительства и получив новые полномочия. Это, в свою очередь, будет означать и радикальную смену ролей в системе строительного саморегулирования, когда членство в проектных и изыскательских СРО станет приоритетом по сравнению со СРО строительными. А НОПРИЗ, соответственно, поглавнее, НОСТРОЙ!

Что же, как мы видим, Михаил Посохин со своей командой ведёт серьёзную работу, которая в ближайшей перспективе может принести свои плоды и внести коренные изменения в расклад сил всей системы строительного саморегулирования.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии