Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 08 августа 2019 в 13:23
1    946

Директорам СРО – на заметку! Об очередной попытке НОСТРОЙ провоцировать СРО-сообщество на нарушение законодательства о персональных данных

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 55.5 и части 2 статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ, в обязанности каждой СРО входит, в том числе осуществление контроля за наличием по месту основной работы у своих членов не менее чем двух специалистов по организации строительства, замещающих должности главных инженеров проектов. При этом сведения о таких специалистах должны быть включены в НРС, а их трудовая функция должна включать организацию выполнения работ по договорам, заключённым членом СРО с лицами, указанными в части 2 статьи 52 ГрК. Об этом решил напомнить наш добровольный столичный эксперт, которому мы и передаём слово.


***

Поскольку порядок осуществления СРО контроля за наличием у её членов специалистов действующим законодательством не урегулирован, он должен регулироваться внутренними документами саморегулируемой организации. В том числе, внутренними документами СРО должны регламентироваться периодичность и продолжительность проведения проверок членов в рамках осуществления такого контроля (части 2 и 3 статьи 9 Федерального закона о СРО).

В соответствии с нормами трудового законодательства, местом основной работы работника признаётся место работы у того работодателя, у которого ведётся и хранится трудовая книжка работника.

Исходя из вышесказанного, в ходе осуществления проверочных мероприятий в отношении своих членов СРО обязана удостовериться в том, что у каждого члена хранятся трудовые книжки не менее, чем двух специалистов по организации строительства, сведения о которых включены в НРС. Причём в эти трудовые книжки в установленном порядке должны быть внесены записи о том, что эти специалисты приняты членом СРО на работу на должности главных инженеров проекта.
В свою очередь, член СРО, в отношении которого проводится проверка, обязан по требованию работников саморегулируемой организации предоставить трудовые книжки специалистов НРС или их надлежаще заверенные копии вместе с документами, содержащими идентификационные номера, которые присвоены этим специалистам при их включении в Нацреестр. Дополнительно членом СРО должны быть представлены документы, подтверждающие фактическое выполнение этими специалистами должностных обязанностей, предусмотренных частью 5 статьи 55.5-1 ГрК.

В соответствии с частью 15 статьи 55.6 Градкодекса, документы, поступившие от членов СРО в ходе проведения в отношении них проверочных мероприятий, подлежат бессрочному хранению в делах, которые саморегулируемая организация обязана вести в отношении каждого члена.

Якобы, в целях оказания СРО содействия в осуществлении контроля за наличием у их членов по месту основной работы специалистов НРС силами Дирекции Национального объединения строителей разработан так называемый «Сервис проверки специалистов НРС на наличие в других СРО» (далее – Сервис).

В действительности, использование этого Сервиса не освобождает СРО от обязанности проверки наличия у своих членов надлежаще оформленных трудовых книжек специалистов НРС. В своём стремлении к тому, чтобы идентификационный номер специалиста в НРС не повторялся у членов различных строительных СРО, НОСТРОЙ старательно закрывает глаза на то, что не может быть выявлено с использованием Сервиса. А именно, на то, что с гораздо более высокой вероятностью фактическим местом основной работы обладателя идентификационного номера НРС является вовсе не член строительной СРО, а организация, не имеющая к таким СРО никакого отношения.

Таким образом, с точки зрения обеспечения безопасности и качества строительства, как, впрочем, и сокращения трудозатрат СРО на осуществление контроля за наличием по месту основной работы специалистов НРС разработанный в недрах НОСТРОЙ Сервис является совершенно бессмысленным.

Однако, гораздо более важным представляется то, что, склоняя СРО к использованию этого Сервиса, Дирекция НОСТРОЙ уже в который раз провоцирует их на нарушение законодательства о персональных данных.

В целях предупреждения подобных нарушений представляется необходимым дать руководителям и юристам СРО пояснения относительно того, в чем же состоит суть этих нарушений.

Важным здесь является то обстоятельство, что документы, которые члены СРО представляют в СРО в качестве подтверждающих наличие в их штате специалистов НРС, не могут не содержать персональные данные таких специалистов. К таким персональным данным, в частности, относятся фамилии, имена и отчества специалистов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ), «персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)».

То, что фамилия, имя и отчество субъекта персональных данных относится к его персональным данным, прямо вытекает из пункта 5 части 2 статьи 22 Федерального закона № 152-ФЗ.

На это же обстоятельство в своём письме от 20 января 2017 года № 08АП-6054 указал Роскомнадзор. Согласно правовой позиции этого ведомства (цитата): «информация в объёме фамилия, имя, отчество физического лица является персональными данными, обработка которых должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ».

В силу данного в законе определения к персональным данным специалиста НРС относится не только его фамилия имя и отчество, но также и идентификационный номер, присвоенный ему при включении в НРС, знание которого позволяет без труда установить его фамилию имя и отчество.

Согласно определению, данному в пункте 10 статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ, разработанный в недрах НОСТРОЙ Сервис представляет собой информационную систему персональных данных («совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств»).

В качестве оператора этой информационной системы предположительно выступает сам НОСТРОЙ.

Детально механизм совместной деятельности Нацобъединения и СРО по контролю за соблюдением членами СРО требования о наличии в их штате специалистов НРС описан в Регламенте действий СРО при выявлении дублирования специалистов НРС в «Сервисе проверки специалистов НРС на наличие в других СРО» (далее – Регламент).

По причинам, которые станут понятными из нижеизложенного, этот Регламент, будучи растиражированным по всем СРО, никогда не выносился на утверждение Совета НОСТРОЙ, а потому он отражает не более, чем «понятия» исполнительного директора Нацобъединения, а также заинтересованных лиц из его ближайшего окружения.

Итак, этот Регламент предусматривает совершение теми СРО, которые присоединились к использованию Сервиса, как минимум, двух действий с персональными данными специалистов НРС, содержащихся в документах, подтверждающих наличие в штате членов СРО таких специалистов. К этим действиям относятся извлечение идентификационных номеров специалистов из поступивших от членов СРО документов с их последующим внесением в базу данных Сервиса. В совокупности оба эти действия подпадают под понятие «обработка персональных данных», определение которому дано в пункте 3 статьи 3 Федерального закона № 152-ФЗ.

Согласно данному определению, «обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных».

Пункт 1 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных устанавливает, что обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. При этом пунктами 2 – 11 этой части предусмотрены случаи, когда допускается обработка персональных данных без согласия субъекта персональных данных на их обработку.

К таким случаям, в частности, относится обработка персональных данных, которая «необходима для достижения целей, предусмотренных законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей» (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных).

Как отмечалось в публикации на сайте «Правда о СРО», письмом от 20 марта 2019 года № 03-03-1076/19 Дирекция НОСТРОЙ запросила у Роскомнадзора заключение касаемо соответствия требованиям законодательства о персональных данных механизма использования данных из Единого реестра членов СРО и Национального реестра специалистов, подробно описанного в этом письме.

Свою позицию по этому вопросу Роскомнадзор изложил в ответном письме от 26 апреля 2019 года № 08-41866.
По смыслу третьего абзаца этого ответа оценка соответствия требованиям может быть дана при условии наличия в законодательстве Российской Федерации о градостроительной деятельности (цитата): «положения о порядке использования указанных [в обращении НОСТРОЙ] сведений о специалистах, в целях осуществления контроля за соблюдением членами СРО требования о наличии специалистов».

В разосланном в адрес СРО разъяснении от 17 июля 2019 года № 03-03-2854/19 за подписью исполнительного директора НОСТРОЙ Виктора Прядеина со ссылкой на ответ Роскомнадзора сказано буквально следующее: «Согласно позиции Роскомнадзора, деятельность по использованию информации, содержащейся в Сервисе проверки, не противоречит требованиям Федерального закона № 152-ФЗ в случае, если в действующем законодательстве Российской Федерации имеются нормы, устанавливающие требование о наличии у членов саморегулируемых организаций в штате по основному месту работы специалистов НРС, а также полномочия саморегулируемой организации по проведению контроля за соответствием данному требованию».

Даже не вооружённым глазом видно грубое искажение исполнительным директором НОСТРОЙ позиции, изложенной в письме Роскомнадзора.

А именно, наличие в действующем законодательстве «норм, устанавливающих требование о наличии у членов саморегулируемых организаций в штате по основному месту работы специалистов НРС» далеко не тождественно наличию в законодательстве «положения о порядке использования сведений о специалистах, в целях осуществления контроля за соблюдением членами СРО требования о наличии специалистов».

Приходится констатировать, что порядок использования СРО персональных данных специалистов членов СРО, в том числе идентификационных номеров этих специалистов в действующем законодательстве отсутствует. Иными словами, ни один известный нормативный правовой акт не наделяет СРО полномочиями по извлечению таких сведений о специалистах из поступивших от членов СРО документов с последующим их внесением в базу данных разработанного НОСТРОЙ Сервиса.

Таким образом, внесение идентификационных номеров специалистов членов СРО в базу данных Сервиса, не заручившись согласием на совершение таких действий этих специалистов, является прямым нарушением законодательства о персональных данных со стороны СРО, присоединившихся к использованию этого Сервиса.
И, под занавес, немного юмора для поднятия настроения.

В соответствии с разработанным Нацобъединением Регламентом, всем СРО, присоединившимся к задаче по подтверждению трудоустройства специалистов НРС у членов СРО, надлежит получить и загрузить в Сервис согласие таких специалистов на обработку их персональных данных как этими СРО, так и НОСТРОЙ.

Очевидно, что получить такие согласия от специалистов под силу только членам саморегулируемых организаций, которые выступают для них в роли работодателей. Что же касается тех членов СРО, которые не смогут принудить своих строптивых специалистов к даче подобного согласия, то для них в Регламенте предусмотрено наказание. Сервис автоматически проставит отметку о том, что такие специалисты якобы не состоят в трудовых отношениях с этими членами СРО, а эти члены, соответственно, не имеют в своём штате специалистов НРС.

В этой связи интересно, приходилось ли разработчикам Регламента что-нибудь слышать о существовании Федерального закона № 152-ФЗ, часть 1 статьи 9 которого весьма недвусмысленно гласит о том, что субъект персональных данных даёт согласие на обработку персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе.

Не создаётся ли у читательской аудитории после всего прочитанного ощущения, что жажда наживы уже окончательно вскружила голову иным ответственным сотрудникам НОСТРОЙ?


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Как Вы считаете, юристы НОСТРОЙ умышленно ищут поводы, чтобы освоить многомиллионную Смету?
Последние комментарии