Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2019 / 07 / 15 /
Опубликовано: 15 июля 2019 в 11:33
13    1171

На совещании с участием Дмитрия Медведева в Ставрополе не было замечено никакого вклада саморегулируемого сообщества и НОСТРОЙ в реализацию национальных проектов

В минувшую пятницу, 12 июля, в Ставрополе прошло совещание с участием главы Правительства РФ Дмитрия Медведева. Главное темой встречи стала реализация национального проекта в области строительства. Общая сумма, выделяемая на программу, составит порядка 7-ми триллионов рублей, сами задачи крайне важны для страны, а участие в общей работе предстоит принять всем, кто имеет то или иное отношение к строительной отрасли. Это и подрядчики, и застройщики, и проектно-изыскательские организации, и научное сообщество, и инвесторы, и надзорные органы, и исполнительная власть, и законодатели. Наш добровольный ставропольский эксперт решил поделиться своим мнением об этом событии.

***

К сожалению, пока саморегулируемым организациям в общих планах не нашлось никакого места. В ходе совещания ни разу не были упомянуты ни СРО, ни Национальные объединения, не саморегулируемое сообщество. А если быть точнее, то упомянуто про саморегулирование было один-единственный раз – когда прозвучало название должности президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, помогавшего министру Владимиру Якушеву в его важной и ответственной задаче.

Антон Николаевич в своём выступлении высказал собственную гражданскую позицию, отметив, что гражданам России сегодня тяжеловато выплачивать ипотеку при существующих ставках по кредитам, и хорошо бы найти деньги, чтобы снизить проценты, либо предоставить кредитные каникулы. Безусловно, так мог бы сказать любой неравнодушный гражданин, попав на совещание к премьер-министру, однако эти слова нельзя назвать мнением профессионального сообщества. Саморегулируемые организации и их члены меры по снижению ипотеки не обсуждали и не уполномочивали главу НОСТРОЙ выступать с такого рода заявлениями.
Конечно, спасибо господину Глушкову за его заботу о покупателях квартир в ипотеку и за помощь министру строительства и ЖКХ, однако хотелось бы услышать другое – какие задачи предстоит решать саморегулируемым организациям и членам СРО при реализации национальных программ? Каков эффект от 372-ФЗ, регионализации, создании компфондов ОДО, многочисленных поправок в Градостроительный кодекс и прочих мероприятий, призванных повысить качество и безопасность строительства? Есть ли какая-то, хотя бы микроскопическая роль, которая будет отведена при этом саморегулируемым организациям?

К сожалению, ответ грустный. Никакой ставки на строительное саморегулирование сделано не было, и вообще в ходе этого масштабного мероприятия оно упомянуто не было. Как будто и не существует.

Но, если подумать здраво, – а ведь так оно и есть. Настоящие задачи Национальных объединений лежат в другой сфере. Наиболее важным вопросом сейчас является ведение Единого реестра членов СРО и Национального реестра специалистов. Сотрудники НОСТРОЙ силами департамента реестра считают трудовые книжки, проверяют дипломы, свидетельства о повышении квалификации и скрупулёзно, послюнив палец, считают стаж. До десяти. Если стаж больше десяти – то специалисту дают добро, а если меньше – то отказывают во включении в реестр. Вот, пожалуй, и всё на сегодня, чем занимается Национальное объединение, да и всё вообще саморегулируемые организации России.

Попытки взять на себя в добровольном порядке другие задачи также не приводят ни к чему хорошему. Например, девять лет, в течение которых саморегуляторы пытались разрабатывать техстандарты, закончились тем, что ни одного полезного стандарта так и не было создано. А в итоге, как объяснял Ростехнадзор, те стандарты, которые уже написаны, не обязательны к применению. В итоге все те, кто занимался стандартами на уровне НОСТРОЙ, были уволены, а освоенные миллиарды прощены и забыты.

Другой важной темой стало взыскание долгов с бывших СРО. На программу по изъятию несуществующих средств из несуществующих организаций было выделено 46 миллионов рублей из сметы Национального объединения. Эти две программы, да ещё, пожалуй, конкурс «Строймастер», в ходе которого в каждом регионе собирают по 10-15 рабочих и среди них проводят соревнование, – вот и весь круг задач, которые решают сегодня Нацобъединения.

Поэтому сегодня и сами СРО, и Национальные объединения не выполняют никаких функциональных задач, которые могли бы пригодиться при реализации Национальных проектов. Те скромные задачи, которые сегодня составляют основу работы саморегулирования, а именно, пересчитывание трудовых книжек, переписывание ГОСТов и шоу «Строймастер», конечно, никакого отношения к поставленным перед отраслью задачам не имеют и иметь не могут. Очевидно, что на федеральном совещании, которое прошло в Ставрополе, никто и не мог внести какую-то лепту в общее дело, потому что из ничего не могут возникнуть какие-то полезные наработки. И, к сожалению, единственное, ради чего Национальное объединение строителей может быть приглашено на такое мероприятие, – это громкое название, которое хорошо ложится на текст пресс-релизов. Если, конечно, не знать, что функции организации, якобы объединяющей строителей в масштабе страны, на самом деле заключаются в простом пересчёте трудовых книжек.

Между тем, такое положение дел уже давно не устраивает сообщество, которое хотело бы принять более активно участие в жизни отрасли и реализации национальных проектов. В конце июля Общественный совет по развитию саморегулирования намерен провести расширенное совещание, созвать экспертов и обратиться к Правительству Российской Федерации с просьбой наделить Национальные объединения и саморегулируемые организации настоящими функциями. Поскольку тот объём, что прописан сегодня в Градостроительном кодексе РФ, сводится к простому учёту трудовых книжек и прочих документов.
Положение необходимо срочно исправлять и добиваться более серьёзного места для саморегулируемых организаций.

Совещание в Ставрополе, к сожалению, показало, что сегодня роль Национальных объединений, сотен СРО и тысяч специалистов, которые работают в Союзах и Ассоциациях, оказалась нулевой. Важна только производственная деятельность самих строителей. А это значит, что саморегуляторам нужно не молчать, а добиваться новых прав, полномочий, задач, чтобы СРО могли внести настоящий вклад в реализацию национальных проектов. Иначе сообщество так и останется существующей где-то на периферии отрасли вторичной структурой, долгие годы пересчитывающей документы.

ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, наш внештатный автор свою точку зрения высказал. Возможно, у Вас, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования, иное мнение? Тогда милости просим на нашу дискуссионную площадку!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии