Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2019 / 05 / 14 /
Опубликовано: 14 мая 2019 в 09:49
9    623

Реформа по 372-ФЗ не принесла никакого существенного прорыва – и качество не улучшилось, и безопасность не повысилась…

Едва ли не с начала формирования системы строительного саморегулирования начались заявления о существовании так называемых «коммерческих СРО» и попытки с таковыми бороться. Борьба эта с переменным успехом велась без малого семь лет и завершилась полным разгромом «коммерсантов» в ходе реформы 372-ФЗ. По крайней мере, на бумагах. Но лучше ли от этого стало строителям и конечному потребителю? Наш добровольный эксперт из Нижнего Новгорода предлагает поразмыслить над этим не таким уж простым вопросом.

***

Критериев по котором пытались выявить «коммерческие СРО» было предложено немало. Занимались этим такие теоретики и практики строительного саморегулирования, как Алексей Старицын, Валерий Мозолевский, Алексей Белоусов. Кого интересуют эти преданья старины неглубокой, отсылаем к заностроевским публикациям, однако, общая идея была одна – коммерческие СРО занимались торговлей разрешениями на строительство (как бы они ни назывались) и никаким образом не заботились о своих прямых функциях – безопасности и качестве.

С точки зрения строителя это, конечно, было удобно. Купил допуск и строй, иногда проходя чисто символические проверки. Что же сегодня, когда коммерсанты глотают пыль в судах с НОСТРОЙ, а на рынке остались исключительно хорошие и правильные региональные СРО?

Во-первых, цена вопроса увеличилась. Неоднократно приводилась статистика, согласно которой в субъектах, где между саморегулируемыми организациями сохранились остатки конкуренции, условия для членов более комфортные.

Во-вторых, изменился подход самих СРО к финансовым отношениям с членами. В структуре прибыли иных СРО членские взносы и взносы в компенсационные фонды составляют лишь малую толику от финансовых потоков. Вступить в такие Союзы и Ассоциации не проблема: заплати сто тысяч в компфонд возмещения вреда и членские взносы, и ты уже в реестре.

Однако с этого знакомство строителя с обновлённой, модернизированной системой строительного саморегулирования только начинается. Как правило, история поборов берёт начало с годовой плановой проверки или при выдаче выписки. Дерут за всё. За систему менеджмента качества, за ИСО, за СУОТ. На отсутствие специалистов в НРС могут временно закрыть глаза, а могут и не закрыть. Как договоришься.

Тем временем решениями Совета СРО проводят требования к тому, чтобы члены проходили сертификации, обучение и многочисленные аттестации лишь в рекомендованных конкретной СРО учебных центрах, где в стоимость работ уже заранее включён интерес СРО. Зачастую стоимость получения какого-то сертификата в разы превышает рыночную стоимость. При этом внедрение происходит по-прежнему только на бумаге. Очевидно, что, по меньшей мере, половина сбора идёт в пользу СРО, точнее, её руководства.

Вот таков итог. Кому не нравится за проверку платить по 300 – 500 тысяч рублей, – добро пожаловать на выход. При этом пресловутый закон «о крепостном праве» для строителей стал настоящей золотой жилой таких СРО. И надёжной гарантией, что попавшие на крючок строители с него уже не соскочат. Что-то не нравится? – приходите через год, когда истечёт срок моратория на повторное вступление в СРО. Если от вашего бизнеса что-то останется, конечно.

Понятно, что подрядчики те ещё тёртые калачи и всегда могут перебросить активы на новую ОООшку, однако на это нужно время, деньги, нервы. А рентабельность строительного бизнеса в наши дни и так не ахти. Так что всякие лишние потрясения рискуют вообще загнать её в минуса.

И чтобы не оказаться не у дел, члены платят многочисленным центрам профессионального обучения, технопрогрессам и прочим облепившим СРО полипам десятки и сотни тысяч рублей. Участвуют в программах кэшбеков, проведении праздников и прочих странных затеях, придуманных руководителями саморегулируемых организаций для сравнительно честного отъёма денег.

Так что строителям остаётся только с грустью вспоминать про «коммерсантов», которые честно продавали красивую бумажку и забывали про своего члена, убегая искать новых клиентов. А поскольку как-то жить и работать всё-таки нужно, то поборы в пользу СРО перекладывают на конечного потребителя, закладывая в цену всё тех же квадратов.

Но, быть может, резко улучшилось качество? Существенно повысилась безопасность? Статистика говорит про обратное.
Никакого существенного прорыва реформа по 372-ФЗ не принесла.
Да странно и предположить, каким именно образом начавшаяся торговля специалистами НРС улучшит качество строящихся домов, а заполнение новых бумажек, согласно требованиям СУОТ и других ностроевских стандартов, повысит безопасность, требования которой уже вдоль и поперёк прописаны в официальных СНиПах, ГОСТах и СанПиНах.

Прошедшая реформа сыграла злую шутку со строителями и покупателями жилья. Поборы так называемых «добросовестных» СРО выше в разы, чем то, что зарабатывали «коммерсанты». При этом ни показатели качества, ни показатели безопасности в строительстве не улучшились ни на грамм…

ОТ РЕДАКЦИИ. Таково было мнение нашего внештатного автора. А что думаете Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования, произошли ли положительные изменения в отрасли в связи с ликвидацией «коммерческих СРО» или, действительно, всё ограничилось новыми статьями расходов, без реального эффекта?

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии