Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2019 / 04 / 25 /
Опубликовано: 25 апреля 2019 в 14:04
14    1400

Стратегия развития строительной отрасли до 2030 года – грядёт ли новая реформа, которая продолжит курс 372-ФЗ?

Цикл круглых столов НОСТРОЙ по актуальным проблемам строительного комплекса, завершился встречей на тему «Разработка стратегии развития строительной отрасли до 2030 года: Стратегия развития саморегулирования в Российской Федерации». Модератором выступил член Совета Национального объединения Антон Мороз, участие в мероприятии приняли представители НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСС, НОЗА, Минстроя России и, конечно же, специалисты саморегулируемых организаций со всей страны. Своими впечатлениями делится наш добровольный краснодарский эксперт.

***

В курс дела участников ввёл исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин, который проинформировал о принятых Минстроем России подходах к формированию стратегии и роли Национального объединения строителей в этой работе.

Виктор Васильевич рассказал, что Стратегия, в отличие от многих других программ, которых уже немало повидала за эти годы строительная отрасль, будет коренным образом отличаться самим механизмом своей разработки. До этого чиновники и отраслевые руководители спускали сверху свои планы, строители их критиковали, а потом все благие начинания благополучно отправлялись на полку. На сей раз сообществу предстоит самому заняться своим будущим.

Строительная отрасль – это многогранная деятельность, пронизывающая все отрасли народного хозяйства. Помимо гражданского строительства строит промышленность, строят дорожники, строят нефтяники и газовики. Поэтому Минстрой, как единая организация, курирующая отрасль, предложил организовать работу в виде команд, где каждая отвечает за свой участок работы.
Как можно было увидеть на слайдах, в процессе будут участвовать эксперты от ФЦС, НОСТРОЙ, НОПРИЗ, Главгосэкспертизы, Аналитического центра при Правительстве РФ, ДОМ.РФ, МГСУ.

Ключевые вопросы, на которые предстоит ответить разработчикам, следующие:
  • Как будет развиваться строительная отрасль после 2024 года?
  • Как эффективно перейти на цифровые технологии в строительстве?
  • Какие технологии станут драйверами роста рынка?
  • Что нужно изменить в подходах к территориальному планированию и комплексному развитию, чтобы максимально повысить качество городской среды?
Непосредственной задачей НОСТРОЙ господин Прядеин назвал следующие темы:

– контрактная система в строительстве;

– информационное обеспечение в части перевода в электронный вид административных процедур;

– система допуска на рынок строительства;

– потребность в кадрах и квалификация.

Разрабатывать Стратегию будут в два этапа. До 31 мая предстоит оценить текущее состояние строительной отрасли, в том числе динамику основных показателей развития строительного комплекса и определяющих их факторов, а также государственное регулирование строительства, включая вопросы кадрового потенциала и перспективных разработок. После чего на втором этапе будут обозначены цели и приоритеты развития, стратегические задачи по отдельным направлениям отрасли, спрогнозированы сценарии развития строительного комплекса и составлен план мероприятий по реализации. Завершиться эта работа должна к 31 июля сего года, после чего наступит непростой процесс согласования.

По словам Виктора Прядеина, главный вопрос, на который предстоит ответить саморегуляторам – как система саморегулирования влияет на качество строительства. При этом на других проектных площадках уже высказывались предложения о том, чтобы вообще полностью исключить государственный надзор и заменить его на СРО, дабы не дублировать разные надзорно-контрольные механизмы. В целом существует мнение, что сегодня ответственность СРО недостаточная, и её нужно усиливать.

Другие векторы развития, которые будут обсуждаться в ходе разработки Стратегии, не менее важны и интересны. В частности, речь идёт о таких предложениях:

– включение субподрядчиков в СРО;

– передача СРО функций государственного и муниципального заказчика в строительстве: распределение работ между своими членами;

– специализация членов СРО по видам работ;

– переход де-факто к саморегулированию физических лиц при сохранении СРО юридических лиц;

– дополнительная имущественная ответственность СРО за своих членов: договорная ответственность по негосударственным договорам подряда;

– качественное изменение НРС: включение в реестр всех специалистов на стройке, разные уровни квалификаций, приведение количественных требований в соответствие действующим технологическим процессам;

– и, наконец, переход к давно уже обсуждавшейся модели «1 субъект РФ = 1 СРО».

Как видим, даже реализация части из этих предложений означает серьёзнейшие преобразования в строительной отрасли, сравнимые с реформой в рамках 372-ФЗ. Нужны ли они строителям и саморегуляторам? На эти вопросы и предстоит ответить в ходе разработки Стратегии.

А затем вне утверждённой повестки с докладом выступил член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров (очевидно, такое решение было принято во время перерыва, когда Антон Глушков живо общался с гуру российского саморегулирования). Господин Шамузафаров отметил, что в последние 25 лет произошло сильное изменение структуры собственности и инвестиций. Существующая система регулирования отрасли унаследована с советских времён. И техрегулированием, и экспертизой, и ценообразованием, и стройнадзором занимались исключительно государственные структуры. И такому порядку работы соответствовала структура инвестиций. При этом в гражданском строительстве порядка 70% жилья, которое строили до 1990 года, строилось за счёт бюджетных средств. Сейчас эта доля сократилась до 5,5%, остальное вводится за счёт частных инвестиций. Соответствующим образом изменилась и распределение по форме собственности строительных предприятий, и самого жилого фонда.

Однако существующая сегодня структура строительного саморегулирования, по мнению Анвара Шамухамедовича, не соответствует реально существующей структуре форм собственности. Саморегулирование должно быть существенно более интенсивным и взять на свои плечи те функции, которые сегодня выполняют государственные организации. В частности, надзор, техническое регулирование, ценообразование, подготовка кадров.

Как раз о кадровой проблеме рассказал участникам заместитель директора НИИ стратегического планирования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» Александр Герасимов. Он отметил, что у современного работодателя сложился утилитарный взгляд на рынок труда, как на место, куда можно зайти и получить специалистов в соответствии со своими требованиями. Источники появления квалифицированных кадров на рынке его не интересуют и прямые контакты работодателей с образовательными учреждениями сегодня стали исключительным случаем.

Раньше вопросы согласования потребностей отрасли и количества выпускаемых специалистов занималось государство. Вопрос этот требует долгосрочного планирования, поскольку для подготовки профессиональных специалистов разного уровня требуется от 3-х до 5-ти лет. С приходом рыночной экономики на смену планированию пришла обычная форма спроса и предложения. Необходимы новые механизмы, которые помогут решить кадровые проблемы отрасли.

По словам господина Герасимова, определённые подвижки начались только после 2010-го, два года ушло на раскачку и только после этого начала выстраиваться система, которая была бы адекватна запросам. Тем не менее, КПД системы профобразования невысокое. Не более 40% остаются работать по специальности, остальные вымываются за счёт межпрофессиональной трудовой миграции.

Пока представители научного сообщества видят выход в создании службы мониторинга рынка труда. Такая структура могла бы собирать информацию, во-первых, за счёт анализа статистической отчётности, а во-вторых, непосредственно контактируя с саморегулируемыми организациями. Помимо этого, необходимо создание отраслевой системы квалификации.

Также участники заслушали доклад исполнительного директора Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди про актуальные вопросы совершенствования системы ответственности строительных организаций и СРО. Узнали о предложениях по изменению системы саморегулирования в строительстве, которые обозначит руководитель Аппарата Национального объединения застройщиков жилья Кирилл Холопик. И ознакомились с региональным опытом цифровизации работы СРО и членов СРО от директора департамента права Союза строительных компаний Урала и Сибири (ССК УРСИБ, СРО-С-030-24082009) Натальи Разумовой.

ОТ РЕДАКЦИИ. Интересно, что думаете об этом круглом столе Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? Надеемся найти ответ на вопрос в Ваших комментариях!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии