Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2019 / 02 / 19 /
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 09:46
15    1396

Какие ответы получили СРО на вопросы по контролю за исполнением договоров, мерам дисциплинарного воздействия и не только

Мы продолжаем рассказ о семинаре, который провёл НОСТРОЙ для саморегуляторов Центрального федерального округа, посвящённый многим неоднозначным моментам градостроительного законодательства. Сегодняшний блок вопросов и ответов посвящён, прежде всего, контролю за исполнением договоров и мерам дисциплинарного воздействия.

А главным «ответчиком» стал глава департамента нормативного и методического обеспечения Александр Мешалов. Некоторые вопросы господин Мешалов сам зачитал и сам на них ответил, а другие задали из зала участники мероприятия.

***

ВОПРОС. Об отдельном приостановлении права выполнять работы, которые заключены по конкурентным процедурам.

ОТВЕТ. В статье 55.8 Градостроительного кодекса РФ содержится ограничение для СРО, где сказано, что ограничение права выполнять работы по таким договорам может быть наложено только в рамках этой статьи. А в ней предусмотрено только одно основание – это ненадлежащий взнос в компенсационный фонд, который не соответствует фактическому предельному уровню. Других оснований для приостановления работ в текущей редакции нет.

Уже несколько раз на Экспертном совете НОСТРОЙ говорилось о том, что СРО не могут в полном масштабе использовать такие меры дисциплинарного воздействия, как приостановление работ в отношении договоров, которые заключаются по конкурентным процедурам. Градкодекс содержит это ограничение, и его нужно учитывать.

ВОПРОС. Будет ли внесена норма об использовании членом СРО после 1 июля части взносов, распределённых в КФ ВВ и КФ ОДО?

ОТВЕТ. Единственная возможность внести изменения – это проект федерального закона, который был подготовлен с учётом предложений Национального объединения. Документ разработан Минстроем России и находится на согласовании в Правительстве РФ. Как только он выйдет из Правительства, тогда НОСТРОЙ будет предлагать подобные поправки с помощью СРО. Но по срокам это прогнозировать сложно, так как согласование в Правительстве проект ещё не прошёл.

ВОПРОС. Централизованная разработка НОСТРОЙ унифицированных документов СРО. Было предложение о том, что это необходимо делать, такие документы надо разрабатывать и выкладывать на сайт.

ОТВЕТ. Нацобъединение всё время своего существования занималось методической работой в части внутренних документов СРО. Раньше это были унифицированные документы. В настоящее время это, по сути, стандарты деятельности СРО, которые признаны документами добровольного применения. Ими можно пользоваться уже сейчас. Они находятся в проектах, и некоторые СРО их взяли за основу для своих внутренних документов. Поэтому разрабатывать отдельно унифицированные документы мы в настоящее время целесообразности не видим. Если есть практические замечания или вопросы – можно предлагать. Мы их принимаем.

В рамках работы по утверждению этих стандартов мы начали процедуру согласования. С РТН заключено соглашение о содействии, по которому Ростехнадзор может давать экспертные заключения в отношении отдельных документов, которые мы туда отправляем. Один из документов, который называется «Рекомендации хранения дел членов СРО в электронной форме», мы уже направили в РТН для дачи экспертного заключения, получили оттуда позицию с тремя замечаниями. Сейчас будем их исправлять в рамках документа и вносить на утверждение Совета. В отношении остальных стандартов деятельности СРО мы, наверное, проведём ту же самую процедуру, чтобы, до того, как СРО начнут применять эти документы, добиться позиции Ростехнадзора.

ВОПРОС. Что означает понятие: «обеспечение исполнения членами СРО обязательств по договору подряда, которые предусмотрены частью 3 статьи 55.1»?

ОТВЕТ. Здесь под понятием «обеспечение» надо понимать цель деятельности СРО. Это никоим образом не может рассматриваться как способ обеспечения исполнения договора, который предусмотрен законодательством о закупках. Это собственные средства или банковская гарантия. В этой части это нужно рассматривать, как цель. Компенсационные фонды, которые создают СРО, никак не отменяют способы обеспечения исполнения договора, которые предусмотрены законодательством о закупках. То есть, одно другому не противоречит.

Весной Всероссийским съездом была поддержана инициатива об отмене обеспечения договоров для микроорганизаций, у которых в течение года совокупный объём обязательств не превышает 10-ти миллионов рублей. И для них предлагается отменить иные способы исполнения договоров, оставить только КФ ОДО. Эта инициатива в настоящее время оформлена как законопроект и передана на рассмотрение в Экспертный совет НОСТРОЙ. После того, как документ пройдёт проработку, он будет отправлен в органы государственной власти.

ВОПРОС. По поводу того, как на практике СРО осуществляет анализ деятельности членов на основании информации, которая предоставляется ей в форме отчётов.

ОТВЕТ. Практика у СРО совершенно различная. Эта норма сама по себе не новая. Она никак не связана даже с 372-ФЗ. Такая отчётность была всегда, её подавали ещё на основании 315-ФЗ. Ранее СРО зачастую подходили к этому формально, делали небольшую ежегодную анкетку, в которой содержалась информация, кто такой член, кто у него директор и контактные данные. По 372-ФЗ документ об анализе введён в перечень обязательных, которые СРО должна принять именно в Градкодексе. И с учётом того, что появился контроль за соблюдением условий договоров, эта форма взаимодействия с членами приобрела особое значение, потому что, исходя из анализа, можно понять, какие договоры член исполняет, какие нет.

Можно много говорить о том, что члены предоставляют недостоверную информацию, но СРО этим занимаются. Некоторые продолжают собирать такую информацию в бумажном формате. Честно сказать, обработать большой объём данных, особенно с учётом объёмов работ по количеству договоров вручную, на наш взгляд, практически нереально. Поэтому даже в проекте стандарта о контроле и анализе деятельности членов, разработанном НОСТРОЙ, зафиксирована возможность и целесообразность использовать автоматизированные средства для сбора информации и её обработки. Некоторые СРО это действительно используют. Через систему личных кабинетов эту информацию получают в электронной форме, с ЭЦП, что означает юридическую достоверность, и внедряют автоматизированные формы обработки. То есть, сразу после получения информации можно делать вывод о том, какие категории членов стоят в СРО. Микробизнес, средний бизнес и так далее.

ВОПРОС. Много строительных организаций, которые занимаются капитальным ремонтом. Объём обязательств у них немного превышает 60 миллионов рублей. Потом при выполнении договоры корректируются, снижаются до 60-ти или меньше. Им заплатить 2,3 миллиона рублей очень сложно. На Съезде мы говорили о том, что будет промежуточный уровень ответственности между 60-тью и 500 миллионами. Какова ситуация по этому вопросу?

ОТВЕТ. Такое предложение зафиксировано в резолюции Съезда, но ситуация абсолютно аналогичная тому, что было обрисовано ранее. Законопроект, в который мы могли бы это внести, находится на согласовании в Правительстве. Как только выйдет оттуда и будет направлен в Госдуму, можно будет делать поправки ко второму чтению. Это зафиксировано в резолюции Съезда, и мы обязаны исполнять решение.

ВОПРОС. Пункт 6 статьи 55.13 ГрК РФ. СРО в двухнедельный срок с момента получения от своего члена уведомления документов, подтверждающих фактический совокупный… и так далее, проводит в отношении такого члена проверку совокупного размера. Смущает слово «проверка», потому что все СРО поступают по-разному. Кто-то пишет приказ, кто-то не пишет приказ. Проверка подразумевает составление какого-то акта. По всей видимости, каждая организация предоставляет уведомления и документы.

ОТВЕТ. По результатам такой проверки нужно оформлять акт. Другое дело, что во внутренних документах может быть предусмотрено, что в течение года постоянно контролировать члена с точки зрения исполнения договоров и с точки зрения фактического учёта предельных обязательств. А по результатам года составлять акты. Во внутренних документах СРО можно прописать и по-другому. Вы в течение года осуществляете анализ. Проводятся внеплановые проверки. Каждая внеплановая проверка влечёт за собой акт. А проверка по результатам всего года тоже должна заканчиваться актом.

ВОПРОС. Анализ, который должны провести в соответствие с нормами Градостроительного кодекса на 1 марта, – это будет плановая проверка или внеплановая? Это должно быть приказом или решением правления? Или же решением правления и приказом? Я не видел ни в одной СРО, чтобы в положении о контроле и положении об анализе были хотя бы приблизительно разработаны эти формы актов. Хотя бы форма, чтобы иметь представление, как правильно это отразить. Потому что речь идёт именно о правильном отражении содержания данной проверки.

ОТВЕТ. На наш взгляд, это плановая проверка, потому что внеплановой её признать нельзя. Она проводится ежегодно, заранее планируется, есть конкретные установленные сроки. Другое дело, как это оформить, потому что план ежегодный составляется, в него и остальные проверки должны включаться, и эта. Как это правильно соединить одно с другим? Подобные предложения о составлении плана есть. СРО, которые приняли, они используют уже второй год эту форму, через Ростехнадзор она проходит.
ВОПРОС. Все ли члены должны подавать уведомление о фактическом совокупном доходе по таким договорам? Проверка осуществляется в двухнедельный срок с момента предоставления. Если мы составляем план о том, что проверяем в течение 2-3,5 месяца по 15 марта, а у нас члены не представили. То, соответственно, вопрос к ним – как это отразить?

ОТВЕТ. В любом случае вы должны оформить акт, в нём зафиксировать нарушение внутреннего документа о непредставлении документов в установленный срок. Дальше эти документы истребовать, ну и через меры дисциплинарного воздействия воздействовать на члена.

ВОПРОС. По срокам проведения проверки. Мы говорим о том, что если член предоставил уведомление, то мы проверку проводим. Если член нарушил своё обязательство и уведомление не представил, мы возбуждаем дисциплинарное производство. Но проверку фактического совокупного размера обязательств мы провести всё равно должны. Нам закон говорит о том, что если не представлены необходимые документы, то мы вправе в открытых источниках сами всю информацию добыть. Вопрос в том, насколько мы обязаны её провести, и, во-вторых, в какой срок мы должны её провести. Ведь если уведомления нет, двух недель нет.

ОТВЕТ. Здесь надо ориентироваться и на закон, и на внутренние документы. Чёткий двухнедельный срок установлен только для специального случая, если уведомление подаётся. Если уведомление не подаётся, законом сроки никакие не обозначены. Соответственно, поскольку вопрос не урегулирован, его нужно урегулировать внутренними документами. Проект стандарта предусматривает, что такая проверка осуществляется в течение года постоянно. Поэтому независимо от этого уведомления эту проверку СРО осуществляет по проекту стандарта.

ВОПРОС. На сегодняшний день ведётся работа по анализу деятельности, и громадное количество времени занимает вычитывание самих договоров, потому что их много, и они очень большие. И всё-таки заказчики не указывают там, на что эти работы. Договор подряда, идёт ли там речь о реконструкции, строительстве, капитальном ремонте, текущем ремонте, плановом ремонте. Скорее всего и чаще всего, пишут просто ремонт или поставка, или же всевозможные вариации. А сами контракты иногда бывают по 98 листов, из которых только на 96-ти написано о том, что это не относится к рассмотрению самой СРО.

ОТВЕТ. Что касается количества договоров, которые надо проверять. Это один из негативных моментов, если вы проводите проверку раз в год. Если вы проводите эту проверку регулярно по мере поступления информации из автоматизированной системы, которой вы можете бесплатно пользоваться, то трудно только первые несколько дней или недель, когда приходится разгребать эту гору. Когда эту гору разобрал, то система автоматически тебя информирует о появлении новых контрактов, изменениях в существующие контракты и их исполнение.

Также мы рекомендуем смотреть проектную документацию, обращать внимание на техническое задание, из которого можно установить объёмы работ. Тут надо понимать предметную часть, но на то она и саморегулируемая организация. Нужно брать специалистов, которые понимают, что такое капитальный ремонт, что такое несущие конструкции, в каком случае у нас реконструкция и так далее.

ОТ РЕДАКЦИИ. От всех читателей ждём вопросов по волнующим саморегулируемые организации темам. И также напоминаем, что все вопросы и ответы мы размещаем в нашем специальном разделе.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ



 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Как Вы оцениваете работу НОСТРОЙ над проектом Стратегии и финансирование этого дела?
Последние комментарии