Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2018 / 12 / 21 /
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 09:44
4    1007

Эксперты ЗаНоСтрой.РФ продолжают отвечать на вопросы по обязательствам членов СРО

В конце прошлой недели мы  опубликовали первую «порцию» ответов наших дальневосточных экспертов на вопросы читателей ЗаНоСтрой.РФ о порядке осуществления саморегулируемыми организациями проверок фактического совокупного размера обязательств члена СРО. В начале этой недели мы продолжили публикацию ответов. Следующая «порция» была представлена позавчера. Сегодня – новые вопросы и ответы экспертов.

И, как обычно, снова напомним, что с нового года наступает период сбора уведомлений членов саморегулируемых организаций о соответствии фактического совокупного размера обязательств по договорам, и СРО предстоит правильно провести проверки и расчёты фактического совокупного размера обязательств по договорам.

***

ВОПРОС. Какой документ о проведённых проверках членов СРО о соответствии фактического совокупного размера обязательств должна оформить СРО в целях подтверждения проведённых проверок?

ОТВЕТ. Порядок фиксации проведённых проверок членов СРО, в том числе на предмет соблюдения требований о фактическом совокупном размере обязательств устанавливается внутренними документами СРО. Так как законодательством не определён конкретно вид или тип документа, являющегося итогом проведения проверки, таким документом может быть: акт, заключение, или иной документ, имеющий отличное название от документов, приведённых ранее.

Представляется возможным оформление одного документа о проведённых проверках в отношении нескольких членов СРО на предмет соблюдения требований о фактическом совокупном размере обязательств в случае отсутствия выявленных нарушений.

ВОПРОС. Каким образом проводится расчёт фактического совокупного размера обязательств члена СРО за отчётный период?

ОТВЕТ. В соответствии с частью 7 статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ, при проведении расчёта фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключённым таким членом с использованием конкурентных способов заключения договоров, в него не включаются обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приёмки результатов работ.

Таким образом, стоимость всех договоров, заключённых в отчётный год суммируется, из полученного результата исключаются суммы договоров, по которым подписаны акты выполненных работ по форме КС-2 или акты приёмки законченного строительством объекта по формам КС-10, КС -11, а также исключаются обязательства, признанные сторонами по указанным договорам подряда исполненными на основании акта приёмки результатов работ, в случае частичного исполнения договоров.

Полученный результат сравнивается с уровнем ответственности члена СРО по обеспечению договорных обязательств, в соответствии с внесённым взносом в компенсационный фонд СРО обеспечения договорных обязательств.

ВОПРОС. Какие действия СРО, в случае выявления в ходе проверки превышения фактического совокупного размера обязательств члена СРО над предельным размером обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств?

ОТВЕТ. Порядок действий СРО следующий:

1). В случае выявления в ходе проверки превышения фактического совокупного размера обязательств члена СРО над предельным размером обязательств, исходя из которого таким членом саморегулируемой организации был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, СРО составляет документ о результатах проверки.

2). Согласно части 8 статьи 55.13 Градостроительного кодекса РФ, СРО в трёхдневный срок после завершения проверки готовит и направляет ему предупреждение о превышении установленного, в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, уровня ответственности члена СРО по обязательствам и требование о необходимости увеличения размера взноса, внесённого таким членом в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до уровня ответственности члена саморегулируемой организации, соответствующего фактическому совокупному размеру обязательств такого члена.

Направление СРО указанных документов требует обеспечения подтверждения получения СРО таких документов, так как, согласно части 7 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, член СРО при получении указанных документов в пятидневный срок с даты получения указанных документов в пятидневный срок обязан внести дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до размера взноса, предусмотренного СРО для соответствующего уровня ответственности по обязательствам члена.

3). В случае невнесения в установленный Градостроительным кодексом РФ пятидневный срок дополнительного взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, СРО применяет в отношении такого члена СРО меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные внутренними документами, и обращается в арбитражный суд о взыскании дополнительного взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

ВОПРОС. С какой целью в пункте 4 Порядка, утверждённого приказом Минстроя России от 10 апреля 2017 года № 700/пр добавлены подпункты «б» и «д» обо всех договорах, заключённых членами СРО с использованием конкурентных процедур?

ОТВЕТ. С уверенностью сказать, с какой целью добавлены в пункте 4 Порядка подпункты «б» и «д», не представляется возможным. Ответить полноценно на данный вопрос, полагаем, может Минстрой России, как являвшейся основным разработчиком приказа от 10 апреля 2017 года № 700/пр.

Вместе с тем, полагаем, возможным высказать следующее мнение.

Внесение в пункте 4 Порядка подпункта «д» обусловлено необходимостью наличия в СРО информации за исполнением членами СРО обязательств по договорам, заключённых с использованием конкурентных способов заключения договоров. Учитывая, что ряд договоров имеют длительный период их исполнения (например, несколько календарных лет), то наличие в уведомлении такой информации является актуальной при проведении СРО ежегодной проверки члена СРО на предмет исполнения обязательств, отражённых в таких договорах.

Внесение же в пункте 4 Порядка подпункта «б» полагаем обусловлено, тем, что СРО обязана осуществлять анализ деятельности членов СРО, и указываемая в данном подпункте информация может предупредить члена СРО о возможном превышении в будущем уровня ответственности по обеспечению договорных обязательств.

Так же появление указанных подпунктов может быть вызвано тем, что в главе 6.1. используются различные понятия, такие как «фактический совокупный размер обязательств за отчётный год», «фактический совокупный размер обязательств» и «совокупный размер обязательств».

ВОПРОС. Необходимо ли члену СРО при заполнении сведений, указанных в подпунктах «б» – «д» пункта 4 Порядка, отражать сведения о договорах, заключённых способом закупки – закупка у единственного поставщика?

ОТВЕТ. Давайте внимательно присмотримся к нормам подпунктов «б» – «д» пункта 4 Порядка, утверждённого приказом Минстроя России от 10 апреля 2017 года № 700/пр. Как видим, в конце каждого подпункта стоит сноска в виде знака <*>.

<*> Учитываются обязательства по договорам в рамках:

1. Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 30, ст. 4225; N 48, ст. 6637; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 11, ст. 51, ст. 72; N 10, ст. 1393, ст. 1418; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3979, ст. 4001; N 29, ст. 4342, ст. 4346, ст. 4352, ст. 4353, ст. 4375; 2016, N 1, ст. 10, ст. 89; N 11, ст. 1493; N 15, ст. 2058, ст. 2066; N 23, ст. 3291; N 26, ст. 3872, ст. 3890; N 27, ст. 4199, ст. 4247, ст. 4253, ст. 4254, ст. 4298; 2017, N 1, ст. 15, ст. 30, ст. 41; N 9, ст. 1277; N 14, ст. 1995, ст. 2004) при осуществлении закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 24 и 25 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

2. Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; N 50, ст. 7343; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 23, ст. 2873; N 27, ст. 3452; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6961; 2014, N 11, ст. 1091; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3947, ст. 3950, ст. 4001; N 29, ст. 4375; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4169, ст. 4254; 2017, N 1, ст. 15);

3. Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечени подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 28, ст. 4740).

Попробуем разобраться, почему же Минстрой России включил закупки у единственного поставщика в расчёт фактического совокупного размера обязательств. Для этого необходимо внимательно посмотреть норму пункта 3 части 1 статьи 55.1 Градостроительного кодекса РФ:

«3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее – с использованием конкурентных способов заключения договоров)».

Как видно из указанной нормы, слова «(конкурсов, аукционов)» стоят после слов или в иных случаях по результатам торгов. Видимо, на основании этого сделан был Минстроем России вывод о том, что закупки у единственного поставщика являются разновидностью конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Однако давайте обратимся к статье 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Само название статьи – «Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)». Часть 1 данной статьи звучит следующим образом:

«1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Как видно из указанной нормы, законодатель разделяет понятия «конкурентные способы определения поставщиков» и «способы определения поставщиков». Причём закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не входят в определение «конкурентные способы определения поставщиков».

Далее в части 2 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» даётся понятие «конкурентные способы определения поставщиков»:

«2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учётом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также – электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также – закрытые электронные процедуры)».

Как видим, и тут нет «закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».

Даже если посмотреть разъяснения Минэкономразвития России от 22 октября 2013 года «Методические разъяснения по осуществлению закупок с применением различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не определена как конкурентный способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исходя из вышеописанного анализа норм законодательства Российской Федерации, представляется, что приказ Минстроя России от 10 апреля 2017 года № 700/пр в части слов «в том числе закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 24 и 25 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)», противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
ОТ РЕДАКЦИИ. От всех читателей мы ждём новых вопросов по этой важной для саморегулируемых организаций теме.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ






 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии