Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2018 / 12 / 04 /
Опубликовано: 04 декабря 2018 в 15:36
15    1230

Контроль договорных обязательств членов СРО: будет ли толк от задумок НОСТРОЙ? Валерий Карпов объясняет...

С 1 июля 2017 года саморегулируемые организации обязаны заниматься контролем договорных обязательств своих членов. С этой целью в НОСТРОЙ создали специальный программный продукт – систему, которая позволяет из открытых источников собрать и обобщить данные о договорных обязательствах всех компаний – членов СРО. Нововведению порядка двух месяцев, и уже около 50% СРО удалось ознакомиться с системой.

Наш добровольный эксперт из Москвы наблюдает за первой реакцией представителей СРО и рассуждает о том, станет ли предлагаемый контроль эффективным.

***

Надо признать, что уже начальный этап внедрения ностроевского детища дал определённые осязаемые результаты. Например, были выявлены миллиардные госконтракты, заключённые без проведения конкурсных процедур у двух компаний с Сахалина, созданных за 1 – 2 месяца до заключения контракта, со штатной численностью 2 человека, уставным капиталом 10 тысяч рублей, и где генеральный директор, и учредитель – одно и то же лицо. Очевидно, что подобные контракты несут для СРО большие риски. Конечно, представители таких компаний могут говорить, что они выступают как генподрядчики, а на объекте работают субподрядчики, но как быть с требованием закона о том, что компания, заключившая госконтракт, не менее 25% работ выполняет сама?

Кроме того, анализ налоговых отчислений позволяет вычислить зарплату этих «сотрудников»: 13 – 14 тысяч рублей на человека. Понятно, что за такие «белые» зарплаты никто работать не будет, значит, есть другие схемы. И понятно также, что такие компании несут очень большие риски для СРО – это, скорее всего, компания-пустышка, созданная для того, чтобы получить контракт. А как она будет его выполнять? Соответственно, этот риск падает и на всех остальных членов СРО, которые в случае выплат из компфонда должны будут его восстанавливать.

В этой связи позиция НОСТРОЙ – однозначная: контроль своих членов за соблюдением требований законодательства, внутренних документов СРО и оценка рисков по заключённым контрактам – это обязанность СРО. «Собственно, для этого и был создан институт саморегулирования в строительстве, – подчёркивает один из инициаторов создания программы контроля, заместитель исполнительного директора – директор департамента информационных технологий и анализа данных НОСТРОЙ Валерий Карпов. – Мы только предоставляем инструмент, чтобы у всех СРО была единая база данных, полученная из различных источников, и эту задачу (по сбору такой базы) каждая СРО может уже не решать своими силами».

Дальше, по задумке Нацобъединения, с этой базой СРО должны работать самостоятельно. Именно работать, а не наблюдать и критиковать: «А почему НОСТРОЙ внёс туда такие данные?». Система создана для взаимодействия с экспертом СРО, который каждый контракт должен открыть, проверить, провести анализ рисков и сделать своё заключение – относится он к обязательствам по ОДО или нет. И надо ли принимать СРО в отношении этого члена и этого контракта какие-либо меры. Система помнит и фиксирует всю историю этих взаимоотношений. Поэтому у руководства СРО появляются, в том числе инструменты внутреннего контроля за действиями и решениями своих экспертов, которые они принимали в отношении тех или иных контрактов в прошлом.

«По сути дела, наша программа это тот же агрегатор, но основанный на других данных, – объясняет господин Карпов. – Сейчас многие подобные сервисы предоставляют СРО информацию о заключённых их членами контрактах, но не предоставляют сведения о дальнейшем ходе исполнения обязательств – они останавливаются на появлении контракта на торговой площадке или на публикации протокола результатов торгов. А СРО как раз интересует жизнь контракта с момента заключения до момента завершения исполнения: с кем в итоге этот контракт заключён, какие акты выполненных работ подписаны и прочие документы по исполнению или расторжению контракта».

Второй момент – заказчики очень часто не размещают сведения о контрактах, особенно заключённых в рамках закона 223-ФЗ. У них есть обязанность провести конкурсную процедуру, выявить победителя и разместить сведения о заключённом контракте, но они это не делают. Программа НОСТРОЙ уведомляет СРО о том, что такой контракт заключён, а СРО, имея эту информацию, может запросить у своего члена сведения об участии в тендере и понять, как этот контракт вписывается в заявленный уровень ответственности.

«И ещё одно наше очень сильное отличие от других агрегаторов – система может находить те контракты, где заказчик не указывает поставщика. Иногда эту информацию можно получить, скачав протокол торгов, но по 223-ФЗ заказчики имеют право не размещать информацию о поставщике. Наша система находит такие контракты. Мы в сентябре делали сверку с крупнейшими агрегаторами – и на тот момент у нас было на 26 тысяч строительных контрактов больше, чем у них. То есть через нашу систему СРО видят гораздо больше контрактов своих членов», – отмечает Валерий Александрович. При этом в НОСТРОЙ не собираются останавливаться на достигнутом, а будут совершенствовать эту программу, потому что именно в ходе массового использования, сбора замечаний пользователей такие продукты улучшаются и модернизируются.

Есть намерение отфильтровать договоры, которые заключены без конкурсных процедур, то есть у одного поставщика. Конечно, если договор заключается в рамках 223-ФЗ, эти обязательства не попадают под компфонд ОДО. Но для сведения СРО они могут быть интересны, поскольку стоит помнить о новой функции СРО – общественный контроль в сфере закупок. Для строительных генподрядных организаций любой контракт очень важен с точки зрения совокупности всех обязательств. И если компания не исполняет контракт, который не попадает под ОДО, а он очень большой, то это может поставить под угрозу исполнение и других контрактов уже из зоны ответственности СРО. Так что эксперт СРО должен контролировать обязательства члена по всей совокупности договоров.

«Конечно, ни одна программа в том беспорядке, который творится на сайте госзакупок, автоматически не разберётся. Поэтому у всех должно быть понимание, что эта программа не сделает за СРО всю работу, она лишь помогает экспертам СРО успешно и активно работать», – напоминает директор департамента информационных технологий и анализа данных НОСТРОЙ.

В общем и целом, новая разработка НОСТРОЙ в отношении контроля договорных обязательств членов СРО вызывает у саморегуляторов в основном положительные эмоции. Конечно, забавно видеть ситуацию, что СРО за пользование коммерческими агрегаторами платят деньги, а когда Нацобъединение что-то предлагает им бесплатно, они настораживаются и ищут подвох.

Существует и инертность, потому что новую систему нужно изучать, это другой вид подачи информации. С другой стороны, прошёл всего месяц со дня запуска данной системы, идёт этап узнавания и привыкания, эксперты общаются между собой, так что со временем в ней будет работать большинство СРО. По крайней мере, так надеются в НОСТРОЙ.

ОТ РЕДАКЦИИ. Интересно, что на этот счёт скажут критики? У нас как-то так повелось, что принято тролить НОСТРОЙ по поводу всех его начинаний. Хотя, для такого отношения Нацобъединение само даёт повод за поводом. Может быть, ситуация начинает меняться, и мы видим появление реально нужного для сообщества программного продукта? Может, не стоит относиться ко всему с чрезмерным скепсисом? А как Вы считаете, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? Ждём, очень ждём Ваших мнений на нашей дискуссионной площадке!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #82421 Рыжая 04.12.18 в 15:46

    "были выявлены миллиардные госконтракты, заключённые без проведения конкурсных процедур у двух компаний с Сахалина, созданных за 1 – 2 месяца до заключения контракта, со штатной численностью 2 человека, уставным капиталом 10 тысяч рублей, и где генеральный директор, и учредитель – одно и то же лицо". и Валерий об этом не знал? такого быть не может. у него и муха в сро не проскочит ;)

    13

    #82424 PRoFeSSoR 04.12.18 в 16:02

    Интересно было бы почитать живые отзывы. То, что обещает НОСТРОЙ всем известно.

    0
    • #82430 Роман Маренков 04.12.18 в 19:32

      Ответ пользователю: PRoFeSSoR

      Вот и я такого же мнения. Создается уникальный продукт для саморегулируемых организаций. Но, кроме как впустую поливать грязью всё и всех на этом сайте ничего более не происходит. Жаль.

      0

      #82440 CРОница Истории 05.12.18 в 08:38

      Ответ пользователю: PRoFeSSoR

      И еще почитать отзывы госорганов, включая прокуратуру...

      0

    #82425 Сергей Титов 04.12.18 в 16:03

    ● Здесь особо подчеркну; смена организационно-правового порядка в строительстве ныне тесно связана с ходом Реформы ценообразования (переход на ресурсный метод). ... См. пункт № 8.6 Приказа Минстрой от 05.07.2018 года, № 398/пр - о Типовых контрактах: "Представляемые Подрядчиком отчетные документы (в т.ч. форма № КС-2) должны иметь Подписи, и расшифровки подписей — представителей подрядчика(ов), оттиск печати (при наличии) и дату их составления", — вступает в силу
    с 01 июля 2019 года. ... См. также Приказ Минстрой от 05.06.2018 года № 336/пр (Графики работ), будет в силе с 01.01.2019 года, синхронно с завершением положений № 372-ФЗ (* КФ ОДО) и для право/отношений: «Ген/подрядчик - субподрядчики», – членов СРО ● С 2020 г. инженеры-сметчики будут проходить общую профессииональную аттестацию для управления Системой ценообразования в условиях саморегулирования в строительном комплексе, — как процесс актуализации персон НРС

    P.S. рostulatum: «Ресурсные сметные расчеты (сметы) определить как ПРОИЗВОДСТВЕННУЮ стадию в общем содержании проектной рабочей документации (ПСД), — экспертиза которых допускается по факту при согласии сторон Договора подряда, — или на основании требованиий Органов контроля (надзора) в строительной деятельности — СРО; что независимо от отраслей в экономике и назначения Объектов. ... ● При рыночном ценообразовании в строительстве (и для развития сметного нормирования), - необходима СМЕНА в подходах при составлении ряда служебных первичных отчетных документов (формы КС) о результатах производства ● Сметы и Акты сдачи - приёмки работ (* функция персон НРС) - не должны зеркально отражаться по их содержанию и формам», — где сметчики сегодня ориентированы на базисно - индексный метод, а позиция функционеров СРО по проблеме есть: «Фигуры умолчания».

    0

    #82436 Клемент Вознесенский 05.12.18 в 02:36

    С данным программным продуктом знакомы и довольны чрезвычайно. Все в одном- это удобно.Это основа для каджодневной работы - изучение, напоминание, разбор полетов. И всегда вы можете внести коррективы по итогам этой работы...Санкции к компаниям не применяли, скорее помогаем найти свои косяки (бухгалтерский отчет сдан с ошибкой) или косяки заказчиков, которые не отметили на площадках завершение контрактов. Карпов - однозначно самый полезный сотрудник НОСТРОЙ.

    0
    • #82441 CРОница Истории 05.12.18 в 08:48

      Ответ пользователю: Клемент Вознесенский

      Продукт конечно не плохой. Однако не все там есть, к сожалению. Но вы правы в том что с этим продуктом надо научится работать. Вот вы пишите в ежедневном режиме - но я бы сказала по другому: для начала в режиме строго соблюдения норм Градостроительного кодекса РФ по части определения фактического совокупного размера обязательств по ОДО. Во вторую очередь уже это соблюдение обязательств по контрактам - вот именно тут и нужна методология как СРО это делать, причем такая, которая была бы на пользу именно членам СРО в части защиты их прав, которые очень часто нарушают заказчики. только в таком случае продукт заработает эффективно и будет признан всеми (строителями, СРО, НОСТРОЙ, госорганами) как необходимый и эффективный сервис саморегулирования.

      1

    #82437 Сергей Титов 05.12.18 в 05:30

    ● Видео по теме контроля сообщения сайта: «По правде говоря» с аудитором Счётной палаты Михаилом Менем — где экс-Министр и инициатор Реформы в системе ценообразования в инвестиционно - строительном комплексе (* переход к ресурсному методу сметных расчетов, также к управлению затратами на Объектах капитального строительства) - ныне рассказывает о своей работе аудитора СП РФ, приводит примеры из практики и показывает выставку - об истории российского финансового контроля в холле Счётной палаты России

    См. комментарий к саморегулированию в строительстве #82425 выше;
    - сборка понятий технического и стоимостного регулирования Объекта,
    и к определению функций: «Организатор строительного производства».

    0

    #82439 CРОница Истории 05.12.18 в 08:37

    "отфильтровать договоры, которые заключены без конкурсных процедур, то есть у одного поставщика. Конечно, если договор заключается в рамках 223-ФЗ, эти обязательства не попадают под компфонд ОДО"

    это почему такие договоры неподподают под ОДО?

    Давайте внимательно посмотрим пункт 3 части 1 статьи 55.1 Градостроительного кодекса РФ:

    "3) обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров)."

    Обратите внимание, что слова (конкурсов, аукционов) идут после слов "или в иных случаях ...", а до этих слов говорится о 44-ФЗ и 223-ФЗ. Таким образом, по 44-ФЗ и 223-ФЗ закупки у единственного поставщика также признаются конкурентными процедурами.

    В подтверждение этого утверждения Минстрой России выпустил Приказ от 10.04.2017 № 700/пр, где в сноске № 1 записано, что также учитываются по закупки у единственного поставщика.

    0

    #82452 Сергей Титов 05.12.18 в 14:59

    ● К теме контроля: — ЦБ поручил банкам тщательнее следить за строительными и торговыми компаниями такие "строй/компании" одновременно с сомнительными операциями проводят и экономически обоснованные, у них есть структура платежей для ведения бизнеса, как зачисление за строительно - монтажные работы (СМР), списание (смет) за приобретение строительных материалов, оборудования, следует из письма: "Но, получая деньги от крупных подрядчиков, компании переводят их в пользу контрагентов - с признаками технических компаний, и которые сразу же направляют эти денежные средства на обналичивание или выводят их за рубеж", — пишет регулятор ЦБ РФ ●

    0
Почему, на Ваш взгляд, снова откладывается рассмотрение законопроекта с исключённой статьёй?
Последние комментарии
15.12, 11:58 ПроСро истерия: Полли в поисках счастливого конца? )
14.12, 15:53 Илларионыч KUTUZOFF: Вова Полозюк просится в долю войти...)
14.12, 15:15 Владимир Полозюк: Сказочный баклан...
14.12, 12:38 Владимир Полозюк: Картинка к статье неправильная... ;-)