Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2018 / 11 / 30 /
Опубликовано: 30 ноября 2018 в 11:29
5    301

Как наше законодательство препятствует квалифицированным иностранным специалистам-строителям работать в России

Одной из проблем, которая была затронута на круглых столах, проходивших накануне XVI Всероссийского съезда строительных СРО, стало членство в Национальном реестре специалистов иностранных граждан. Проблема о которой упоминается не часто, однако актуальность свою она не теряет. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из российской столицы.

***

Как показала практика, проблемы интеграции западных компаний и специалистов в российское экономическое пространство, решаются далеко не тривиально. Многие памятны случаи, когда СРО, в состав которых входили заграничные предприятия, получали клеймо «иностранных агентов». Не так давно шёл разговор о том, что камнем преткновения могут стать даже различные наименования должностей в российских и западных компаниях.

Обсудить приключения иностранцев в российском саморегулировании предложил на круглом столе генеральный директор Саморегулируемой организаций Ассоциация специализированных организаций нефтехимической и нефтегазовой промышленности «НЕФТЕГАЗСЕРВИС» (СРО Ассоциация «НЕФТЕГАЗСЕРВИС», СРО-П-066-3-11209) Владимир Бас.
Владимир Васильевич отметил, что в настоящее время обозначился ряд проблем при реализации иностранными компаниями своего права на участие в саморегулируемых организациях строительного комплекса, а также включения ответственных работников таких организаций в Национальные реестры специалистов.

Так, согласно части 3 статьи 62 Конституции РФ, части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, иностранные граждане и их объединения (юридические лица) пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. При этом и Конституцией РФ, и Гражданским кодексом РФ предусмотрено единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции РФ и статья 1 Гражданского кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ, иностранное юридическое лицо вправе быть принятым в члены саморегулируемой организации, если требованиям, установленным действующим законодательством и внутренними документами такой СРО. При этом дополнительные требования к иностранным юридическим лицам могут быть установлены только на уровне федерального законодательства. Вместе с тем в процессе реализации законодательства о градостроительной деятельности обнаружились проблемы с членством иностранных компаний в СРО, устранить которые возможно только посредством внесения изменений в федеральное законодательство.

Господин Бас остановился на проблемах, которые возникают у иностранных граждан из-за барьеров в российском градостроительном законодательстве.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ, не менее чем два специалиста по месту основной работы члена СРО (главный инженер и (или) главный архитектор) должны быть включены в Национальный реестр специалистов. Требование это распространяется в том числе и на иностранные компании. При этом, согласно пункту 5 части 6 статьи 55.5-1 Градкодекса РФ, у иностранного специалиста должно быть разрешение на работу.

И это первая серьёзная проблема. Согласно статье 327.2 Трудового кодекса РФ, при приёме на работу иностранный гражданин предоставляет в том числе разрешение на работу или патент. По мнению Владимира Баса, дословное и ограничительное толкование «разрешения на работу» приводит к незаконной дискриминации лиц, имеющих право на получение патента на трудовую деятельность, без каких-либо достаточных к тому оснований, и, как минимум, противоречит статьям 34, 37 и 62 Конституции Российской Федерации.

Вторая проблема возникает из-за специфических требований к образованию. Согласно пункту 1 части 6 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, у специалиста иностранной компании, претендующего на включение в НРС, должно быть высшее образование по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства.

Во исполнение части 13 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр утверждён перечень направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства.

В указанном перечне Минстрой России приводит российские коды специальностей, которые, на практике, не всегда возможно однозначно соотнести с образованием специалистов иностранных компаний, что также является основанием для отказа во внесении указанных специалистов в Национальный реестр.

Минстрой России признаёт данные проблемы, идёт активная переписка с представителями сообщества, однако, до реального решения далеко. А потому не слишком приятные приключения квалифицированных иностранных специалистов в российском саморегулировании продолжаются.

ОТ РЕДАКЦИИ. Интересно, что думаете о поднятых Владимиром Басом проблемах Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? С нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших мнений!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Почему, на Ваш взгляд, снова откладывается рассмотрение законопроекта с исключённой статьёй?
Последние комментарии
15.12, 11:58 ПроСро истерия: Полли в поисках счастливого конца? )
14.12, 15:53 Илларионыч KUTUZOFF: Вова Полозюк просится в долю войти...)
14.12, 15:15 Владимир Полозюк: Сказочный баклан...
14.12, 12:38 Владимир Полозюк: Картинка к статье неправильная... ;-)