Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2018 / 10 / 16 /
Опубликовано: 16 октября 2018 в 13:16
11    912

Ампутация не поможет. Как 372-ФЗ помог «безлюдным фирмам» потеснить реальных строителей

Одной из ключевых тем, которые неожиданно оказались центральными в повестке строительных саморегуляторов, стали «безлюдные» строительные компании. Наш добровольный эксперт из Новосибирска предлагает взглянуть на это явление и породившие его процессы изнутри.

***

Как известно, после резкого сокращения численности компаний, охваченных системой строительного саморегулирования, в России наметился стабильный рост количества членов СРО. Согласно известному графику, подготовленному департаментом реестра НОСТРОЙ, данная цифра, превышавшая 126 тысяч юрлиц и ИП в марте 2016 года, упала до исторического минимума на начало 2018 года до 83,5 тысячи. Дальше весь 2018-й численность плавно прирастала, примерно по 3% – 4% ежемесячно, и сегодня в строительных СРО состоит порядка 89 тысяч членов.



Это можно оценивать, как признак того, что строительный комплекс пережил последствия непростой реформы и начал приспосабливаться к новым правилам игры. В то же время положительная динамика настроила на оптимистический лад Дирекцию Национального объединения строителей. Возникла идея решить множество острых проблем, дополнительно отрезав от системы саморегулирования большое количество нынешних членов.

Таким образом, по мнению авторов инициативы, сразу снимается куст неприятных вопросов, связанных с наполняемостью НРС и качеством включённых туда персоналий. Прекращается торговля специалистами. Повышается престиж членства в СРО и уменьшаются риски срыва договорных обязательств. Действительно, кому срывать, если в наших рядах останутся только серьёзные и хорошо зарекомендовавшие себя строительные компании?

Курс на санацию реестра был озвучен исполнительным директором Виктором Прядеиным ещё 28 сентября в Санкт-Петербурге в ходе пленарного заседания IX Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство». Именно тогда прозвучала фраза о том, что «если СРО не работает со своими специалистами, то это проблема СРО», а также была представлена сама концепция избавления от «случайных попутчиков». Напомню, что, по классификации Виктора Васильевича, таковых можно разбить на две категории. Во-первых, это бывшие субподрядчики, которые остались в СРО по инерции, а во-вторых, сомнительные организации, в штате которых числится один директор.

Неделей позже департамент НОСТРОЙ по информационным технологиям и анализу данных опубликовал доклад, содержащий конкретные цифры и критерии. В своей работе аналитики отдела руководствовались данными Единого реестра СРО, информационной базой Федеральной налоговой службы (ФНС) по численности и доходам юридических лиц и Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).

Результат этих расчётов известен: 15.225 юридических лиц (ИП в статистику не попали) могут с высокой степенью вероятности классифицированы как «номинальные члены СРО». Были названы три признака, которые, по мнению авторов доклада, должны вызывать подозрения:

1. Организация имеет менее 2-х работников;
2. Предоставила «нулевую» отчётность в ФНС;
3. Представила отчётность по доходам, суммарно не превышающим 3 миллиона рублей в год.

И предложены практические шаги – СРО должны в приоритетном порядке проверить эти фирмы на соответствие требованиям законодательства. Списки с указанием адресов и ИНН будут разосланы в сами партнёрства и по округам для контроля.

Саморегуляторы восприняли предложение с ожидаемым протестом, приводя свои контраргументы.

Во-первых, непонятно, на каком юридическом основании проводить такие внеплановые проверки? Проверка налоговой отчётности относится к функциям ФНС, а борьбой с фиктивной предпринимательской деятельностью должны заниматься силовые структуры.

Во-вторых, сами критерии были названы сомнительными. Что противозаконного в том, что субподрядчик состоит в СРО «по инерции», предполагая, что рано или поздно сможет поучаствовать в конкурсах, не внося заново компенсационный фонд? Если в документах не содержится никаких замечаний, то и СРО не имеет оснований для каких-либо санкций в отношении такого члена.
Инициаторы проверок и предстоящей санации объясняют недовольство саморегуляторов нежеланием терять кормовую базу и продолжают настаивать на своём.

Однако настоящая проблема коренится не в противоречии между интересами Дирекции НОСТРОЙ, СРО и строителей. Корень зла заключается в полусырых нормах 372-ФЗ, который был разработан под эгидой экс-замминистра Хамита Мавлиярова. Этот федеральный закон, вред которого очень трудно смягчить за счёт косметических правок, и сталкивает до сих пор лбами всех участников строительного саморегулирования.

Закон не учитывает реальные интересы заказчиков и подрядчиков, их объёмы работ и требования, а предъявляет ряд формальных требований, которые обязаны выполнить строители. В требованиях указано, что нужно иметь двух специалистов НРС? Отлично, подрисуем стаж двум работающим специалистам. Нужно, чтобы они работали у организации – члена СРО? Да без проблем, судя по последней записи, работают. Однако брать их в штат, платить налоги и зарплату только ради членства в СРО – дорого и неэффективно. Таким образом, законодатель сам толкает строительные компании на подтасовки и манипуляции с документами. Растёт и ширится липовый реестр, который никто не верифицирует, в котором со временем к виртуальным специалистам только добавляются мёртвые души.

При этом основная задача, ради которой всё и затевалась, так и остаётся нерешённой. А пытались таким образом, напомню, навести порядок в закупках, поставив преграду на пути недобросовестных подрядчиков. В итоге последние оперативно приспособились к новым условиям работы. Безлюдные фирмы, обвешанные большей частью фальшивыми, нежели настоящими свидетельствами НРС, выигрывают торги, а выполняют работу всё те же ломовые лошади – субподрядчики, которые зачастую не смогли проявить хватку и «нарисовать» себе двух спецов.

Теперь в качестве лечения саморегуляторам предлагают ампутацию. Затронуть эта процедура должна примерно шестую части от всех строительных компаний, входящих в СРО. Даст ли она положительный эффект? Энергичные руководители безлюдных фирм без проблем представят все необходимые документы, в крайнем случае, никто мешает взять в штат двух специалистов на время проверки. И даже если намеченная большая чистка рядов пройдёт, те же организации снова пойдут в СРО, демпингуя настоящих строителей. И процесс этот будет продолжаться непрерывно, благодаря чудовищным нормам 372-ФЗ!

ОТ РЕДАКЦИИ. А мы традиционно приглашаем читателей и представителей СРО-сообщества к дискуссии на форуме по этой, как нельзя более актуальной теме!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #80625 CРОница Истории 16.10.18 в 13:23

    Согласна полностью с автором. 372-ФЗ наплодил столько проблем и плодит их до сих пор, что никакому НОСТРОЙ с его энергичной новой командой это не решить и не расхлебать. Отрадно только что эта команда никак не может понять. что проблема не в СРО, а в законодательстве и именно в 372-ФЗ, который эта команда и писала...

    3
    • #80632 Полианна 16.10.18 в 14:13

      Ответ пользователю: CРОница Истории

      372 ФЗ, НОСТРОЙ уже сгнивший, и т.д. и т.п. всё это приводит к полному краху, а не становлению... И процесс настолько уже запущен, что каждую осень/весну остается только гадать: а сколько саморегулированию осталось...?

      2

      #80635 Сергей Титов 16.10.18 в 14:21

      Ответ пользователю: Полианна

      1

      #80640 Миша Бровкин 16.10.18 в 15:21

      Ответ пользователю: CРОница Истории

      Рискну навлечь на себя гнев саморегуляторов, сказав, что 372-ФЗ в части НРС вовсе не так страшен. Во-первых, требования к специалистам (10-летний стаж) и требования к обеспеченности ими членов СРО (не менее двух) были установлены оценочно, с прицелом на их корректировку в процессе применения на практике. Законодатель не виноват в том, что руководству НОСТРОЙ во главе все с тем же В.Прядеиным уж слишком по душе пришлись явно завышенные требования, очевидным образом порождающие коррупцию. А во-вторых, законодателю вряд ли приходило в голову то, как В.Прядеин и его команда при полном попустительстве уже упоминавшегося здесь Х.Мавлиярова и ни разу не упомянутого О.Сперанского будут откровенно игнорировать даже те нормы закона, которые изначально были призваны минимизировать коррупционные риски. Более того, полагаю, что В.Прядеин и дальше будет игнорировать эти нормы до тех пор, пока СРО-сообщество не организуется и не поставит вопрос об отлучении его и его команды от "кормушки". Вопрос лишь в том, успеет ли СРО-сообщество с таким отлучением до того, как на саморегулирование обрушится очередная реформа.
      16

      #80644 Степан Иванов 16.10.18 в 15:49

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Любой закон не так страшен, страшна его недосказанность и недописанность, которая используется уполномоченными людьми в своих корыстных целях.

      3

      #80646 Валерий Евочкин 16.10.18 в 16:03

      Ответ пользователю: CРОница Истории

      Команда не собирается что-то исправлять, так как ее полностью устраивает коррупционная емкость 359 и 372 законов. С их помощью можно доить строителей, СРО и руководство СРО под угрозой исключения из реестра. Правда, последнее время руководство многих СРО перестало бояться НОСТРОЙ. Может быть устойчивый иммунитет выработался у них на фоне важных побед Евгения Тысенко. Во всяком случае хочется в это верить.

      4

    #80626 Сергей Титов 16.10.18 в 13:32

    ● Нормы 372-ФЗ предусматривают наличие КФ ОДО СРО, а также 2 (две) персоны НРС (организатор строительного производства) у юридического лица Члена СРО (ген/подрядчика), который выполняет не менее 25% работ "собственными силами". ... Поскольку последнее, вытекает из сметной стоимости, что за гранью право/восприятия у функционеров в СРО: «Трудно искать черную кошку (СМР) в темной комнате (СРО); особенно если ее там нет», — как говорил китайский мудрец Конфуций.

    P.S. Если конкретней: "Предупреждаю, смета, ценообразования — это
    не с этой оперы
    ", - так сегодня думает и пишет Валерий Мозалевский. Формула на стройке «организатор производства = прораб + сметчик», — условие снятия требования к специалистам в НРС (10-летний стаж).

    повторю; требуется простое ресурсное программно - методическое обеспечение, - с его установкой персонами НРС СРО своим договорным субподрядчикам под выполнение СМР, status: «Собственные силы», — для достоверности данных в сметных расчетах, так и факт/отчетах по сметам Генерального подряда
    — в части требований квалификационных стандартов членов СРО

    1
    • #80627 CРОница Истории 16.10.18 в 13:37

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      Сергей, да все все понимают. Это надо проводить пообъектный контроль как это делает госстройнадзор по жилищному строительству. Для этого надо чтобы СРО уведомляли как минимум о заключенном договоре и начале работ. Этого нет. А еще другая проблема. что право на такие проверки СРо Градостроительный кодекс не дает.

      4

      #80628 Сергей Титов 16.10.18 в 13:53

      Ответ пользователю: CРОница Истории

      CРОница Истории, см. статью Минстрой России в новом типовом контракте учёл и роль СРО в строительном процессе - где из текта Приказа Минстрой от 5 июля 2018 года № 398/пр вытекает — разработатка Стандарта контроля, включая ПП РФ от 15.05.2017 г (См. п. 4.3.1 Приказа), выполнение Членом СРО объема СМР «собственными силами» при исполнении Контракта. — пункт № 8.6 текста Приказа Минстрой: "Все предствляемые Подрядчиком отчетные документы должны содержать подписи, расшифровки подписей Представителей Подрядчика (персоны НРС), оттиск печати (при наличии) и дату их составления", - End.

      1

      #80633 Полианна 16.10.18 в 14:15

      Ответ пользователю: CРОница Истории

      А если бы было право, то ворчать стали бы строители. И, что ещё хлеще: обвинять в "доении"...

      1

    #80658 Сергей Титов 16.10.18 в 20:09

    Проект Плана мероприятий Минстрой, - по совершенствованию Системы ценообразования и справка о финансировании основных направлений деятельности в области ценообразования и сметного нормирования. ... (● КОНВЕРГЕНЦИЯ: 372-ФЗ & ценообразования)

    P.S. Минстрой просит позицию Федеральных органов исполнительной власти и организаций (ведомств), — в срок до 17 октября 2018 года ●
    См.
    ключевой пункт 1.7 Плана:
    "Наполнение ФГИС ЦС достоверными ценами на строительные ресурсы", - срок:
    второй квартал 2019 года.

    PP.SS. до законодательно установленного срока перехода на ресурсную модель ценообразования планируется сохранить и существующий порядок определения сметной стоимости Объектов строительства: 1. базисно - индексным, 2. ресурсно - индексным и
    3. ресурсным методами. ... ● Для этого прорабатывается вопрос — СНЯТИЯ ЗАПРЕТА на изменение действующих нормативов базисно - индексного метода, установленный Градкодексом с 30 сентября п.г.

    С 2019 года подрядчики будут обязаны заключать договоры подряда с государственными (муниципальными) заказчиками по Единой форме

    Есть принципиальный вопрос; в голове "Представителя" (см. пункт 8.6 Приказа Минстрой №398/пр) стоимость работ по исполнению контракта будет определяться: 1. "От балды" вручную, - ИЛИ - 2. Право/опираться на данные пользователя сметной программы, который — А) Неизвестно откуда взялся (некто) на объекте, а главное — Б) Чем этот "НЕКТО" будет руководствоваться в своих данных на предмет соответствия стоимости
    условиям Контракта (договора) – при оформлении этапов его оплаты
    ?!?

    Примечание; «представитель», по приказу Минстрой от о5.07.2018 года
    № 398/пр, — это есть «организатор строительного производства» в НРС.

    1
Последние комментарии
18.11, 14:57 Владимир Полозюк: Трамвайчик, Аннушка, масло, Берлиоз...;-)
17.11, 23:18 Северный амур: Трамвайчик, зайчик и т.п.
17.11, 23:16 Северный амур: Красавица, но далекая от жизни.
16.11, 13:09 Антон Абелин: 7 (из 100)