Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

Опубликовано: 10 октября 2018 в 08:37
4    379

Саморегулирование идёт в поля – чиновники подумывают про СРО для зернового рынка

Пока строители-проектировщики-изыскатели сетуют, что система саморегулирования доживает последние дни, представители остальных профессий с долей тревоги смотрят на неизбежный приход СРО в их работу. До сих пор отдельные элементы такой системы были внедрены у оценщиков, риэлторов, аудиторов, конкурсных управляющих и остальных завсегдатаев «кружка любителей самоуправления» ТПП РФ. Однако в последнее время заговорили и об организации СРО, например, для рынка рекламы, игорного бизнеса или таких экзотических технологий, как блокчейн или искусственный интеллект.

А вот и ещё одно направление – на федеральном уровне заговорили о саморегулировании для зернового рынка. Не секрет, что в последнее время наши аграрии, во многом благодаря госдотациям и контрсанкциям на продовольствие, творят чудеса, поставляя зерно по всему миру.

Например, по данным аналитического центра «Совэкон», российские аграрии в этом году имеют все шансы выйти на второе место в мире по экспорту зерновых, вытеснив на третье место Украину и лишь немного не дотягивая до аграрной сверхдержавы США. По итогам предыдущего сезона Россия занимала лишь четвёртое место в списке мировых экспортеров зерна после США, Украины и Аргентины.

А такое богатство само напрашивается на саморегулирование! И вот ещё 20 июля в Москве состоялось первое совещание рабочей группы по теме «Саморегулирование и стандартизация на рынке сельскохозяйственной продукции». В нём приняли участие крупные производители, переработчики зерна, представители мукомольных предприятий, животноводческого рынка, экспортеры, представители Минсельхоза и ФНС России.

Участники рынка одобрили создание четырёх рабочих групп по основным направлениям реформы зернового сектора, которые будут функционировать при вновь организуемой некоммерческой ассоциации «добропорядочных участников рынка АПК», в создании которой участвуют практически все кластеры сельского хозяйства: сельхозтоваропроизводители, экспортёры зерновых и масличных культур, маслоэкстракционные заводы, мукомольные предприятия, животноводческие организации, трейдеры сельскохозяйственного сырья. Первая рабочая группа сформирует стандартные правила и типовые договоры. Вторая займётся совершенствованием оценки качества продукции. Третья – созданием специализированной системы арбитражных споров между участниками рынка сельскохозяйственной продукции. Четвёртая – документооборотом. Словом, перед нами явный план будущего Национального объединения с теми базовыми направлениями, которые оно могло бы курировать.

К инициативам по саморегулированию зернового рынка позитивно относятся в Минсельхозе и Федеральной налоговой службы России. По данным ФНС, ежегодные потери для бюджета от «серых» экспортных операций с зерном и подсолнечным маслом в среднем составляли 65 миллиардов рублей. В прошлом году, когда служба начала системно бороться с этой проблемой, она фактически объявила нелегитимными 70% объёма экспорта этих товаров.

А пока чиновники «саморегулируют» отрасль сверху, аграрии объединяются и пробуют навести порядок рынок со своих позиций. Ещё в прошлом году крупные экспортеры, переработчики, сельхозтоваропроизводители и трейдеры начали подписывать «Хартию в сфере оборота сельхозпродукции», к которой уже, к слову сказать, присоединилось более 3.000 компаний. В ней они обещают избегать применения недобропорядочной конкуренции за счёт незаконных схем неуплаты налогов, многоступенчатой системы закупок и продаж, работать с посредниками по агентской схеме и иметь дело только с добросовестными участниками рынка. В ходе преобразований правил торговли зерном будет запущен ещё один важный элемент – система управления рисками и рейтингования компаний. Если перенимать такой опыт за рубежом, то к системе рейтингования стоит добавить и добровольную сертификацию компаний на соответствие стандартам их внутренних процедур и процессов.

Не обошлось и без своих реестров. Правда, аграрии решили идти «от противного» и создать базу данных «плохишей», которые правила игры на рынке нарушают. Первым этапом формирования такого информационного ресурса станет информация, предоставляемая ФНС России о наличии разрывов по НДС в цепочке поставщиков на основании данных системы АСК-НДС 2. Сегодня бизнес-сообщество (экспортёры, трейдеры, переработчики), стремясь внедрить на рынке практику саморегулирования в части поддержания налоговой дисциплины и неполучения конкурентного преимущества за счёт незаконной налоговой оптимизации, обратилось в ФНС России с проработанным алгоритмом действий, предусматривающим информирование участников рынка о нарушении такой дисциплины в части неуплаты НДС и размещении нарушителей в специальном созданном информационном ресурсе. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выпустила письмо о том, что такой алгоритм не противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

Информирование ФНС России о разрывах в цепочке поставщиков на основании данных системы АСК-НДС 2 предусматривает добровольную передачу налоговым органам согласий всеми заинтересованными сторонами в части публичности сведений, составляющих налоговую тайну, а также добровольную выдачу согласий всем покупателям на рынке (экспортёрам, переработчикам) на публичность коммерческой и налоговой тайны в части наличия разрывов по НДС в цепочке поставщиков. На данном этапе алгоритм находится на согласовании в ФНС России, при этом ведомстве рассчитывают запустить информирование налогоплательщиков до конца года.

Информационный ресурс будет открытым и доступным для всех налогоплательщиков вне зависимости от отрасли и сопровождаться Некоммерческой ассоциацией добропорядочных участников рынка АПК. Он поможет компаниям оперативно проверять историю своих контрагентов и тем самым снижать для себя риск стать участником цепочки налоговых махинаций, а также сформировать дисциплину на рынке и профилактику налоговых злоупотреблений.

ОТ РЕДАКЦИИ. В общем, всё новые и новые отрасли российской экономики входят в систему саморегулирования. Для строительных партнёрств в этом есть свой бальзам на душу – отменять СРО и заменять их лицензионными центрами никто пока не собирается. У государства на саморегулируемые организации свои планы. Другое дело, что не обязательно эти планы могут понравится руководителям и членам СРО. А как Вы считаете, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования?

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #80348 Алёна 10.10.18 в 08:50

    Сро идет туда, где есть деньги. Раскулачивает и уходит.

    2

    #80349 Северный амур 10.10.18 в 09:22

    Не уходит, а кто у власти восстанавливает контроль, но уже над СРО или НО.

    1

    #80350 Максим Юрьевич 10.10.18 в 10:15

    Не знаю, что с саморегулированием для зернового рынка, но могу сказать точно: российские аграрии в этом году не идут в сравнение с временами СССР. Импорт, экспорт. Посмотрите реальную картину. Рост производства сельхозпродукции за 5 лет на 20% это некий возврат, а не прирост.

    1
Почему, на Ваш взгляд, снова откладывается рассмотрение законопроекта с исключённой статьёй?
Последние комментарии
19.12, 06:35 Очень СРОмный: Единожды ли? )
19.12, 06:34 Очень СРОмный: Кто там этот неугодник?
18.12, 20:36 Владимир Полозюк: Сироты СРО..
18.12, 20:30 Владимир Полозюк: Прямо-таки - Альхен!!!
18.12, 20:18 Владимир Полозюк: Немезид!А Хде СРОрованные деньги???
18.12, 16:20 Григорий Знаковый: Вот меня тоже этот вопрос интересует!
18.12, 15:23 Анна Литвинова: Это мягко говоря...