Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2018 / 09 / 13 /
Опубликовано: 13 сентября 2018 в 08:36
5    757

Павел Горячкин: Деятельность рабочих групп при Минстрое крутится вокруг второстепенных вопросов, а системные никто не рассматривает

Реализация реформы ценообразования в строительстве может привести к росту стоимости государственных строек и многочисленным нарушениям, полагают многие эксперты. Своими опасениями поделился в интервью журналистам и президент Союза инженеров сметчиков Павел Горячкин. Наш добровольный эксперт из Санкт-Петербурга отметил ключевые моменты.

***

Принципиальные решения о внедрении Федеральной государственной информационной системы ценообразования (ФГИС ЦС) и переходе на ресурсную модель ценообразования в строительстве приняты и юридически закреплены в Градостроительном кодексе РФ и постановлениях Правительства России. Не подвергая сомнению цели и задачи реформы, тем не менее в её организационную и методическую составляющие необходимо внести серьёзные коррективы, уверен Павел Владимирович.

Один из вопросов состоит в том, чем и как будут наполнять ФГИС ЦС. Конечно, нужно собирать информацию о стоимости строительных ресурсов, в том числе в региональном разрезе, и она должна быть доступной. Более того, сейчас идёт речь о создании общероссийского реестра товаров и услуг в свете реформирования системы государственных закупок, что тоже правильно. Но там есть понятие «референтные цены». То есть создаётся систему мониторинга и даются какие-то ориентиры, в первую очередь для государственных заказчиков, чтобы они могли ориентироваться в море цен. Существует ограниченный перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются государством – отдельные виды лекарств, хлеб, ЖКХ, проезд в городском транспорте и так далее. Все остальные цены должны носить референтный характер и служить определённым ориентиром. И если чье-то предложение выбивается из общего референтного уровня, тогда возникают вопросы к производителю, поставщику или подрядчику, потому что нужно бороться как с демпингом цен, так и с их завышением.

Но Минстрой России хочет сделать цены из ФГИС ЦС инструментом расчётов за выполненные работы, а это вещи недопустимые, это в корне противоречит законодательству, считает господин Горячкин. Позиция Союза инженеров сметчиков состоит в том, что эти цены должны быть референтными и лимитными, то есть, определяя объемы финансирования и начальную (максимальную) цену контракта, эти цены могут использоваться на начальном этапе, когда неизвестен исполнитель, не известна сырьевая база и другие параметры. То есть на стадии определения начальной цены эти сметные цены строительных ресурсов можно использовать, но при расчёте за сделанные работы – ни в коем случае.

«Я много раз говорил, что прежде чем переходить на ресурсный метод, нужно обновить базу, а потом двигаться дальше, а мы начали не с того конца», – подчеркнул президент Союза инженеров сметчиков. В какую ситуацию сегодня поставлен инженерно-технический персонал из-за противоречия между ГЭСН и реальными ценами? Раньше по законодательству за финансовые и налоговые нарушения отвечали генеральный директор и главный бухгалтер. Сегодня в связи с принятыми поправками любые должностные лица, которые в системе государственных закупок приняли работу и подписали акт, являются лицами, потенциально подлежащими уголовной ответственности.

На стройке ведётся много журналов производства работ, акты на скрытые работы и так далее – и все эти ведомости инженер будет заполнять в соответствии с фактом. И если у него на кирпичной кладке работал не башенный кран, а лебедка, он так в журнале работ и запишет. То же касается и материалов, потому что бухгалтерия ведёт их реальный учёт: у неё есть договор поставки, товарно-транспортные накладные, какие материалы куплены и по каким ценам. И во всей этой первичной документации отражается именно фактическое состояние стройки.

А сметчика сегодня это уже не интересует, у него есть ФГИС ЦС с её усреднёнными обязательными ценами и ГЭСН. То есть вся реальная документация будет формироваться по одним правилам и по действующему законодательству, а сметчик будет выставлять цену в соответствии со ФГИС ЦС, и ничего другого ему не нужно.

Эти два потока документов невозможно свести, потому что они не сходятся. Теоретически конечные цифры на все стройматериалы «в куче» в итоге могут сойтись, но конкретные составляющие внутри сойтись не могут никогда. Поэтому никто из сметчиков не понимает, какой же смысл затеянной реформы?

Ещё один пример: при передаче объектов на казначейское сопровождение показываются накладные расходы в рублях, а в методиках Минстроя России накладные расходы учитываются в процентах. И Федеральное казначейство отказывается оплачивать акты выполненных работ, пока не будет представлена реальная структуру накладных расходов – и никакие ФГИС ЦС их не интересуют, и Минстрой им не указ. Федеральное казначейство сейчас будет влезать в структуру себестоимости строительства и отслеживать обоснованность расходования каждого рубля, и поэтому до внедрения системы ФГИС ЦС все эти вещи нужно увязать.

По мнению Павла Горячкина, деятельность рабочих групп, созданных при Минстрое, крутится вокруг второстепенных вопросов, а системные вопросы никто не рассматривает. К тому же, Минстрой уже неоднократно переносил сроки внедрения этой реформы, и ничего не случилось, многие даже вздохнули с облегчением. Сегодня необходимо решить именно системные вопросы, потому что ни один вопрос в реформе ценообразования сейчас не является до конца понятным и решённым, начиная от заработной платы на стройке.

И что самое плохое – обязательность применения сметных цен из ФГИС ЦС теперь прописана в Градостроительном кодексе. Зачем это нужно было делать? Ведь система ценообразования очень гибкая, её нужно постоянно подстраивать под реальность – а закон так просто не изменишь, это в целом весьма длительная процедура.

Господин Горячкин прогнозирует, что сметы, рассчитанные по ценам ФГИС ЦС, окажутся значительно выше фактических цен. Есть большая вероятность того, что крупные производители и поставщики будут предлагать крупным покупателям цену ниже той, что указана во ФГИС ЦС. То есть может возникнуть ситуация, когда фактические закупки и транспортные затраты «пройдут» по заниженным ценам и совсем у других производителей и поставщиков, а учтены в сметной документации и предъявлены к оплате в составе объёма выполненных работ будут цены только тех производителей, которые включены в ФГИС ЦС и являются добросовестными производителями. Получается, что фактически будут поощряться контрафакт и серые схемы в материально-техническом обеспечении государственных строек!

«В заключение ещё раз подчеркну: необходимо оставить обязательность применения сметных цен строительных ресурсов из ФГИС ЦС только для разработки сметной документации и определения начальной (максимальной, лимитной) сметной стоимости – для формирования максимальной цены контракта, при размещении заявки», – отметил Павел Владимирович.

ОТ РЕДАКЦИИ. Такова точка зрения господина Горячкина. Ждём теперь на нашем форуме и Ваших мнений, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #79135 Сергей Титов 13.09.18 в 09:02

    ● Писал и еще раз повторю по теме: «Ресурсные сметы нужно правоопределить производственной стадией в общем составе проектной рабочей документации (ПСД), – экспертиза которых допускается по факту при согласии сторон Договора подряда, или же по требованию органов контроля в строительной деятельности — СРО; что независимо от отраслей экономики и назначения объектов. В рыночном ценообразовании (и для развития сметного нормирования), требуется СМЕНА в подходе к составлению служебных документов о результатах производства. Сметы и Акты сдачи - приёмки работ (* функция персон НРС), не должны зеркально отражаться по их содержанию и формам»,
    – выполнение СМР с/силами на Ген/подряде в контрактной Системе. Инженер-сметчик и бухгалтер, лица технического персонала
    (персоны НРС), ответственные за весь Цикл реализации инвестиций (* объемы строительного производства), — они должны иметь взаимосвязанное представление о себестоимости строительной продукции по Объекту выданного инспекцией ГАСН разрешения на его строительство; как во избежание «котлового» метода финансирования, так и в учете затрат.

    P.S. Замечу; обилие отрицательных аспектов в данной публикации к Реформе ценообразования в РФ, больше касается не сути назревших проблем как таковых, а отражает нежелание региональных Органов ценообразования и сметного нормирования, - отходить от единичных
    расценок,
    - так и Органов саморегулирования вникать в этот вопрос.

    СРО свято верят в PR-миссию: «Повышение качества и безопасности», "Ценообразование (в теории) гонят в дверь, - оно в практическом окне".

    1
    • #79156 Сергей Титов 13.09.18 в 13:53

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      Нормы влияют; счета - эскроу ускорят темп строительства
      на 6 месяцев
      - сокращение сроков строительства сэкономит девелоперам около 2% бюджета проекта. Это должно стать компенсационной мерой при внедрении эскроу, так как оно потребует увеличение затрат застройщиков в среднем на 4% от бюджета проекта. При этом около 10% застройщиков перейдут на строительство объектов без привлечения разных кредитных средств. ... Это прозвучало в ходе круглого стола: «Москва VS регионы: баланс выгод и потерь в гонке за эскроу», прошедшего 12 сентября в РИА Новостях. ... В мероприятии приняли участие ряд представителей; «ДОМ.РФ», ПАО «Сбербанк», Группа «ЛСР», «Талана», «РГ-Девелопмент», «Сити-XXI век», объединение НОЗА.

      1

    #79137 Рыжая 13.09.18 в 10:16

    переписывать законодательные акты сегодня не необходимость, а модный тренд ;(

    1

    #79199 Сергей Титов 14.09.18 в 06:24

    ● Скоро четыре года заявлению Минстрой РФ: Ценообразование в строительстве ждёт серьёзное реформирование - государственное Задание позволит; значительно детализировать и актуализировать
    все сметные нормативы, и в конечном итоге создаст условия, - для поэтапного перехода от устаревшего базисно - индексного метода к более современному, максимально объективному ресурсному методу; Сметы и Акты, — суть status quo давнего кризиса саморегулирования.

    См. методический & практический postulatum в комм. выше: #79135

    0
    • #79254 Сергей Титов 14.09.18 в 14:26

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      PP.SS. к теме; Аттестация экспертов в области сметного нормирования вводится с 2020 года - Минстрой вводит с 2020 года обязательную аттестацию экспертов государственных и негосударственных экспертиз, работающих в области сметного нормирования проектов. ... С учетом того, что сейчас вопросы стоимости строительства стали выдвигаться на первый план, это особенно актуально. Так что тем специалистам, которые сейчас в госэкспертизах РФ проверяют сметную стоимость строительства, — нужно готовиться к процедуре аттестации,
      — время до 2020 года у них есть,
      Напомним: экспертиза сметной стоимости была снята в начале 1992; затем восстановлена 27 декабря.2000 г. "Поднасыпалось" под сотню сметно - нормативнх баз (в Москве - две, СПб - три)? При устаревших с 1999 г. формах исполнительных документов ●

      0
Как Вы считаете, примут ли депутаты Госдумы законопроект об «амнистии КФ» во втором чтении без корректировок?»
Последние комментарии
25.09, 17:48 Дафт Манагер: Сейчас «терять» стало сложнее.
25.09, 17:37 Владимир Полозюк: Почему "были"???
25.09, 13:56 Александр Владимиров: Молокозавод построили давно - НОСТРОЙ.