Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2018 / 06 / 25 /
Опубликовано: 25 июня 2018 в 14:51
6    744

Стандарт СУОТ хоть и востребован, но к употреблению ещё не готов…

На днях НОСТРОЙ со страниц своего официального сайта объявил о начале публичного обсуждения нового СТО, относящегося к группе стандартов деятельности саморегулируемых организаций, – СТО НОСТРОЙ 5.10-2018 «Системы управления охраной труда в строительных организациях. Порядок создания и внедрения». Наш добровольный эксперт из Ленинградской области взялся проанализировать данный документ. Уступаем место на народной трибуне внештатному автору.

***

Указанный СТО разработан в рамках Программы стандартизации Нацобъединения. Недавно ЗаНоСтрой.РФ рассказывал об истории создания данного стандарта.

Поговаривают, что нынешний проект СТО был достаточно высоко оценен руководством НОСТРОЙ. Но так ли уж он хорош на самом деле и насколько его внедрение повлияет на «совершенствование основ нормативной базы деятельности саморегулируемой организации по реализации законодательных требований и мероприятий охраны труда в рамках системы управления охраной труда (СУОТ)» и предстоит разобраться.

Поскольку донором положений и формулировок рассматриваемого стандарта послужило «Типовое положение о системе управления охраной труда», утверждённое приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н, то рассчитывать на какую-то конкретику, устанавливающую периодичность сроков и даже конкретизированный перечень мероприятий, не приходится.
Распределение основных обязанностей по контролю за соблюдением требований по охране труда, как и положено в таких случаях, возложено на виртуального руководителя организации, его заместителя по охране труда и некоего специалиста по охране труда.

Учитывая вышеназванные факторы, можно смело утверждать, что стандарт, разработанный по принципу «не навреди», практически не требует адаптации к своим нормам у уже действующих на любом предприятии структур, отвечающих за соблюдение требований по технике безопасности.

Впрочем, помимо простого изложения уже действующих требований, в проекте стандарта имеются и своего рода рациональные предложения по стимулированию усилий работников в области охраны труда. Так, например, пункт 7.15.1 предусматривает организацию командных соревнований по боулингу и пейнтболу: «В случае осуществления строительной организацией строительства одновременно двух и более объектов, строительная организация вправе создавать систему соревнований по безопасности объектов строительства на основе результатов обследований, проводимых строительной организацией.
Примечание – Например: соревнования могут проводиться три раза в год, каждое соревнование длится четыре месяца. Строительная организация устанавливает награды за победу в соревнованиях. Объект строительства, победивший в соревновании, может получать переходящий флаг; отличившиеся работники могут получать премию и благодарственные письма; вся команда инженерно-технических работников объекта строительства – право на командные развлекательные мероприятия по их выбору (боулинг, пейнтбол и тому подобное)».

Впрочем, строительные организации уже и без данного стандарта исполняют все указанные требования в силу обязательности их соблюдения, установленные действующим законодательством.

Гораздо интереснее в этой связи то, что же разработчики настоящего проекта стандарта подготовили для СРО?
Этому в проекте стандарта посвящена отдельная глава 8 Порядок организации и проведения контроля функционирования СУОТ со стороны СРО.

Так, в частности, СРО вменяется в обязанность проверять наличие установленной стандартом документации: положений, приказов, журналов и прочего. Предусмотрено заполнение опросной формы, к которой в качестве наглядного демонстрации вменяется загрузка фото. А поскольку, по мнению разработчиков проекта, контроль СРО должен иметь безграничный характер, то, помимо вышеизложенного, «в необходимых случаях СРО вправе запросить дополнительную информацию у строительной организации в рамках проведения контрольных мероприятий».

При этом уровень дисциплинарного взыскания зависит в соответствии с пунктом 8.4 «от оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований по охране труда членом саморегулируемой организации, а также оценки вероятности их несоблюдения членом саморегулируемой организации». То есть попросту от доброй или злой воли контролёров от СРО.

Поскольку мы живём в XXI веке – веке цифровизации, проектом настоящего стандарта предлагается создание системы ЭИОТ – электронного инспектора по охране труда, представляющего собой «Единый установленный НОСТРОЙ электронный ресурс автоматизированного контроля и формирования отчёта соблюдения членами саморегулируемой организации требований по охране труда, который представляет собой web-приложение, расположенное в информационных ресурсах НОСТРОЙ и не требующее установки на персональные компьютеры пользователей (СРО и их членов)».

К сожалению, в нынешнем проекте стандарта отсутствуют ссылки на нормативные документы, предшествующие созданию этой системы. И не потребует ли в конечном итоге такое нововведение очередных изменений в законодательную базу, регламентирующую деятельность саморегулируемых организаций? И самое главное – если контроль через систему ЭИОТ является рекомендованным, то насколько вообще целесообразно внедрение этой системы для анализа сведений?! Ведь, будучи не обязательной к исполнению, она представит собой разрозненный набор сведений, не позволяющий производить необходимый анализ. При этом для обработки сведений, полученных через систему личных кабинетов, потребуется привлечение дополнительных сотрудников Нацобъединения.

По итогам изучения проекта стандарта, претендующего на обязательность его применения, как саморегулируемыми организациями в части контроля, так и строительными организациями в части его исполнения, можно констатировать, что в силу неопределённости и расплывчатости формулировок говорить о реальном его влиянии на снижение травматизма и повышение уровня охраны труда не приходится. При этом, та же расплывчатость формулировок и избыточность прав СРО создаёт дополнительные коррупциогенные факторы и возможности для контролёров от СРО. Одним словом, стандарт, может быть, и необходимый, но крайне сырой и недоработанный в нынешнем своём состоянии.

Как говорится, критикуя – предлагай. В этой связи, по итогам публичных обсуждений необходимо детализировать область контроля соблюдения требований СУОТ, а также составить исчерпывающий перечень документации, подлежащий контролю и анализу со стороны саморегулируемой организации.

Не менее важным представляется доработка идеи, связанной с внедрением ЭИОТ. На сегодняшний день, исходя из приложения Д настоящего проекта стандарта, можно сделать вывод об общей сырости и перегруженности дублирующими друг друга сведениями, подлежащими занесению в это веб-приложение.

ОТ РЕДАКЦИИ. Такова оценка нашего внештатного автора проекта девятого по счёту СТО НОСТРОЙ. Интересно, теперь узнать и Ваше мнение, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #76846 Полианна 25.06.18 в 15:44

    Очередная чепуха. Просто жуть какая-то. Надо уже задумываться о реальном отдельно стоящем здании для сбора макулатуры от Членов СРО.

    3

    #76849 Миша Бровкин 25.06.18 в 16:17

    Можно провести простую аналогию. Давайте представим, что бы было на дорогах, если бы контроль за соблюдением правил дорожного движения перешел от государства к общественникам. Лично мне по многим причинам было бы страшно после этого садиться за руль. Однако, в части контроля за соблюдением правил техники безопасности предлагается нечто подобное. При этом контроль со стороны Инспекции по труду, к счастью остается. А вот зачем в дополнение к нему предлагается создать еще и институт общественных контролеров, моему интеллекту недоступно. Единственно, что напрашивается на ум, это то, что данный СТО нужен только лишь его разработчикам и только лишь для повышения уровня собственных амбиций и значимости в СРО-сообществе. Возможно, кто-то уже нацелился на деньги, которые будут предусмотрены в смете НОСТРОЙ на создание информационной системы. В-общем, очередная ИБД. Увы, но это так.
    3

    #76860 Советник Службы 25.06.18 в 19:27

    Загускин и Ко...конечно лихо вкрутили этот свой ЭдИОТ... ведь надо сказать в феврале о нем даже и речи не шло... А тут - хрясь...- кушайте гостюшки дорогие...) Не удивительно, что на майском Совете все так впечатлились...- такую кайфушку для НОСТРОЙ придумали...)

    Правда как говорится от мечты до воплощения в данном случае целая пропасть...однако усилия "балтийских мечтателей и губораскатывателей" были оценены по заслугам...- не прошло и двух недель как родился новый координатор всея СЗФО окромя Петербурга...)

    Теперь надежда только, что la vieille garde et les grognon в лице Александра Ивановича и Владимира Анатольевича не дадут молодняку оторваться в округе по полной...)

    2
    • #76861 Советник Службы 25.06.18 в 19:55

      Ответ пользователю: Советник Службы

      В конце конце ничто координаторское и мне не чуждо...поэтому спешу поделиться...

      Виктор Васильевич, Вам же нравится всякие г@@но-реестры мантулить: а давайте на базе НОСТРОЙ создадим систему контроля рабочего времени и контроля употребления алкоголя на рабочем месте сокращенное "РабАлкоНОСТРОЙ" и обяжем через систему личных кабинетов всех без исключения сотрудников компаний членов СРО скидывать в НОСТРОЙ табели с фиксацией опозданий и прогулов, а в случае появления пьяным на рабочем месте еще и подгружать в jpeg фото нарушителей... А чё??? Классная аналитика получится у НОСТРОЙ... Где озвучишь цифры - так все ахнут...

      Или вот еще...давайте создадим Национальный реестр жен членов НРС...совмещенный с НРС и ЕРЧ СРО... И будем контролировать миграции жен членов НРС и создавать аналитику...а попутно защищать интересы семьи и брака в строительной отрасли...тоже ничего себе идея...)

      Ну или просто можно сесть в лужу и пятой точкой пузыри пускать...!!!

      Я это к чему говорю...придумывать всякую хрень ума много не надо...но при этом важно понимать и изобретателю и выгодоприобретателю на фига ему это всё... У нас НРС на ладан дышит...в нем чуть не половина "мертвых душ" сидит...а другая половина "кривые-косые"... ЕРЧ СРО коробит...то туда, то сюда...сколько уж лет прошло...а все никак не наладится...

      Теперь вот компашка эта веселая вылезла со своим ЭдИОТом...- парни сначала, то что перед выборами в ГД взяли - положите взад... А потом уже и подходите НОСТРОЙ за вымя дергать...

      5

      #76868 Полианна 26.06.18 в 10:44

      Ответ пользователю: Советник Службы

      Ну, может и чтобы придумывать всякую хрень ума много не надо, но вот фантазией обделённым точно быть нельзя) Вообще повеселили, спасибо. Контроль употребления мне кажется надо вообще в массы запускать. Чего одним саморегуляторам такой отличной идеей пользоваться?)

      1

      #76871 Советник Службы 26.06.18 в 12:09

      Ответ пользователю: Полианна

      Полианна, справедливости ради определенная подоплека под внедрением НОСТРОЙ СУОТ конечно же имеется... Тему эту затевал еще г-н Ишин... И балтийцы лишь подхватили упавшее знамя... Требования к наличию СУОТ несколько лет назад сформулировал Минтруд... проверяет ее наличие ФНС...

      По сути, на сегодняшний день такая система должна быть разработана и внедрена у всех компаний...но поскольку практика такова, что проверяется на ее наличие лишь одна из 5 организаций...то эта поляна более менее свободна... Отсюда и разработка стандарта...далее НОСТРОЙ аккредитуется в Минтруде...и понеслась...йо хуу...деньги в кассу ("за внедрение") - СУОТ в массы... Проблема видится только одна, что многие уже ее внедрили...без помощи НОСТРОЙ... поздновато НОСТРОЙ спохватился...

      0
Последние комментарии
19.11, 18:39 Владимир Полозюк: Игра по заСРОнным правилам... ;-)
19.11, 10:40 Сергей Котенко: Пан или пропал
18.11, 14:57 Владимир Полозюк: Трамвайчик, Аннушка, масло, Берлиоз...;-)
17.11, 23:18 Северный амур: Трамвайчик, зайчик и т.п.
17.11, 23:16 Северный амур: Красавица, но далекая от жизни.