Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2018 / 06 / 05 /
Опубликовано: 05 июня 2018 в 09:47
10    808

Воз и маленькая тележка для Виталия Мутко. Справится ли непотопляемый аппаратный игрок с новыми вызовами?

Стал известен полный перечень направлений, которые будет курировать вице-премьер Виталий Мутко. Помимо строительства, это – жильё и городская среда, ЖКХ, жилищная политика, развитие регионов, национальная политика и сотрудничество с Абхазией и Южной Осетией. В числе прочих обязанностей вице-премьер будет также курировать вопросы строительства в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. В общем, по объёмам выглядит весьма солидно. Как говорится, воз и маленькая тележка.

Главная задача, поставленная перед Виталием Леонтьевичем, это рост объёмов годового ввода жилья к 2024 году до 120-ти миллионов квадратных метров, снижение ипотечных ставок ниже 8% годовых, устойчивое сокращение объёма аварийного жилья, улучшение жилищных условий не менее, чем 5-ти миллионов семей ежегодно. Наш добровольный эксперт из Москвы размышляет на тему, справится ли с президентскими установками новоиспечённый вице-премьер.

***

Многие с иронией восприняли назначение господина Мутко на должность вице-премьера, отвечающего за строительство. Десять лет самый энергичный федеральный чиновник руководил российским спортом и впервые соприкоснулся с большой стройкой несколько лет назад, когда начал реализовывать программу подготовки к Чемпионату мира по футболу.

Но если проанализировать деятельность Виталия Леонтьевича с позиции его руководителя, станет понятно, что он – едва ли не самая удобная фигура для решения особо сложных задач. Его отличает отсутствие склонности к коалициям, а главное – умение держать любой, даже самый сильный удар. Эти качества должны ему помочь выполнить одну из важнейших экономических задач – реформировать рынок строительства, в котором ежегодно утопает свыше триллиона бюджетных рублей, как утверждают эксперты.

Стоит напомнить, что господин Мутко, как и большинство других крупных федеральных чиновников, начинал свою карьеру в Санкт-Петербурге на заре девяностых, в эпоху мэра Александра Собчака. В питерском правительстве Мутко возглавлял социальный блок и работал в тесной связке с Владимиром Путиным после его увольнения из органов госбезопасности, когда он возглавил комитет по внешним связям мэрии.

В Смольном Виталий Мутко, как сегодня признаются его старые знакомые, достаточно быстро зарекомендовал себя очень дисциплинированным служащим – беспрекословно исполнял начальственные поручения, не интриговал сам и не участвовал в чужих интригах. Многие отмечают, что уже тогда чиновник с лёгкостью находил контакт с людьми, с достоинством переносил выволочки от руководства и демонстрировал феноменальную бюрократическую память, позволявшую обнаружить даже самые незначительные несостыковки в одних и тех же документах, поданных на подпись с интервалом в несколько дней.

После поражения Собчака на выборах мэра 1996 года вся его команда бросилась на поиски новой работы. Владимир Путин, получивший предложение поработать в Администрации Президента, перед отъездом в Москву обещал Мутко помочь с трудоустройством, но попросил «продержаться пару-тройку лет». Однако энергичный чиновник не выдержал и года: возглавил питерский «Зенит», с которым принялся штурмовать пьедестал российского футбольного чемпионата.

Во власть Виталий Мутко попал только в 2003 году, когда возглавил комиссию по делам молодежи и спорта Совета Федерации. В статусе сенатора он руководил футбольной лигой два года, после чего замахнулся на кресло президента Российского футбольного союза (РФС). В новом качестве Мутко фактически превратил футбол в крупную отрасль, а регулирующий её РФС – в отдельное спортивное министерство, и победил в аппаратной игре главу Федерального агентства по развитию физической культуры и спорта (Росспорт) Вячеслава Фетисова.

В мае 2008 года структура Правительства изменилась: вместо федерального агентства по спорту было образовано отдельное министерство, которое и возглавил Мутко. В новой должности ему предстояло подготовить сборную России к Олимпиаде 2010 года в Ванкувере. Олимпийцы провалились и вернулись домой только 11-ми. После такого провала увольнение министра спорта казалось событием неизбежным, но последовавшая череда отставок Виталия Мутко не затронула.

Финансирование проектов подготовки к Олимпийским играм в Сочи осуществлялось через федеральную целевую программу развития спорта. В соответствии с программой министерство получало право самостоятельно использовать лишь часть предусмотренных бюджетом денежных средств – вторую часть предполагалось выделить в виде субсидий субъектам страны. Но Минспорта как главный распорядитель бюджетных средств осуществляло контроль над их использованием, что наделяло его возможностями фактически осваивать бюджетные средства руками регионов.

Однако после получения первых крупных субсидий сразу несколько глав регионов с удивлением обнаружили, что федеральное министерство не намерено вмешиваться в процесс освоения денег, а главное – даже не пытается навязать свои подрядные организации. Такая позиция Виталия Мутко вызывала улыбку у многих его коллег в Правительстве. Но то, что поначалу казалось признаком слабости и даже глупости, стало залогом будущего успеха министра – снимая контроль с губернаторов и глав республик, Мутко постепенно приобретал их благосклонность и завоевывал авторитет в отрасли.

Довольно быстро обретя почву под ногами, Мутко начал устанавливать контроль над спортивными федерациями. Средством достижения цели служили всё те же субсидии, предусмотренные бюджетом министерства. Когда Минспорта добилось лояльности большинства из них, началось резкое обновление состава в командах, которые готовились к домашней Олимпиаде.

Триумф в Сочи был омрачен через пару лет грандиозным допинговым скандалом. В декабре 2017 года МОК признал наличие в России государственной системы использования допинга и вынес пожизненный запрет на участие в Олимпийских играх Виталию Мутко. Это решение МОК не только поставило крест на дальнейших перспективах Мутко в спорте, но и сильно осложнило его шансы на публичное проведение футбольного турнира. Вскоре ФИФА потребовала от Мутко покинуть все организации, имеющие отношение к будущему Чемпионату мира.

И вот теперь, после перестановок в Правительстве, под спортивной карьерой Виталия Мутко, кажется, была проведена жирная черта. Впрочем, строительный опыт у топ-чиновника тоже имеется. В 2014 году Виталий Леонтьевич, едва отойдя от триумфальной сочинской Олимпиады, только приступил к строительству футбольных стадионов. К тому моменту Минспорта уже заключило контракты на строительство семи стадионов с группой влиятельных застройщиков: «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, «Крокус» Араса Агаларова, «Синара» Дмитрия Пумпянского и строительным гигантом из Татарстана «ПСО-Казань».

Сметная стоимость каждого стадиона в соответствии с президентским поручением не должна была превышать 15,2 миллиарда рублей, но ещё до выхода на стройплощадку подрядчики испытали на себе первые последствия от присоединения Крыма – курс доллара резко вырос, а иностранные поставщики спортивного оборудования предупредили о возможном пересмотре договоров с учётом готовившегося пакета антироссийских санкций.

Мутко планировал сохранить установленную стоимость арен, однако именитые подрядчики добились не только её увеличения до 18 – 20 миллиардов рублей, но и выплаты беспрецедентных авансов в размере 70% от суммы контракта. Интересы строителей в Правительстве отстаивал первый вице-премьер Игорь Шувалов, а механизмом для увеличения цен стало применение индивидуальных индексов и расценок по отдельным видам строительных конструкций.

Этот механизм в своё время позволил увеличить размер расходов на подготовку к сочинской Олимпиаде до 1-го триллиона рублей, и с тех пор стал основным инструментом искусственного завышения цен на сложные объекты. И в какой-то момент индивидуальные расценки при определении стоимости строительства стали применяться во всех крупных инфраструктурных проектах: космодром «Восточный», объекты на острове Русский…

Довольно символично, что закрыть этот ящик Пандоры поручено Виталию Мутко, который в ближайшие шесть лет займётся выработкой и реализацией государственной политики, и нормативно-правовым регулированием в сфере строительства. Бывшему спортивному чиновнику предстоит контролировать рынок гражданского строительства, на которое из бюджета ежегодно расходуется более 1-го триллиона рублей. Понятно, что далеко не все группы влияния хотели бы допускать его к управлению такими деньгами, но Мутко готов к большой аппаратной игре.

ОТ РЕДАКЦИИ. Ну, а нам теперь остаётся только дождаться на нашей дискуссионной площадке Ваших откликов на данную публикацию, уважаемые читатели и профессионалы строительного саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #76191 Сергей Титов 05.06.18 в 10:19

    Коротко и ясно сказано: «Механизмом для увеличения цен стало применение индивидуальных индексов и расценок по отдельным видам строительных конструкций»,акценты & детали см. здесь.

    0

    #76192 Владимир Бондаренко 05.06.18 в 10:51

    Уважаемые Виталий Леонтьевич и Владимир Владимирович!

    На общем фоне развития различных отраслей промышленности,
    строительная отрасль России не выделяется, имея средний уровень достижений, со своими рекордами и со своими провалами. Однако рассматривая проблему жилья, очевидно, что достижения, которыми гордится Минстрой, таковыми не являются. Построенный объём, на уровне прошлого столетия, без революционных изменений по качеству, достижением назвать трудно.
    Более того, если посчитать объёмы строительства не по регионам, а по точечной концентрации застроек, то получим картину неприглядную, а именно строительство не по нуждам населения, а по прибылям бизнеса. Точечное строительство жилья в «топовых» городах России, с целью получения максимальных прибылей, изуродовало многие из них. Нет роста строительства жилья на сельских территориях, в посёлках и в малых городах.
    Уже никто не рассматривает строительство жилья, как решение важнейшей социальной задачи. Руководители регионов не бьют в набат по ускоряющейся урбанизации и опустошению территорий.
    На фоне не соответствия доходов населения и стоимости жилья, идёт массовая пропаганда ипотечного грабежа, к которой подключилось и руководство Минстроя РФ. Массовая многоэтажная застройка, как основная идеология, жилищного строительства, приведёт страну к большим инфраструктурным сложностям, на фоне экономических проблем. Слишком большая разница в доходах населения, создаст непоправимые проблемы в содержании такого жилищного фонда и это имеет многочисленные подтверждения в мировой практике.

    Руководство страны, неоднократно акцентировало внимание
    Минстроя на увеличении объёмов жилья в малоэтажном формате. Но такой вид
    строительства малоприбыльный, если его выполнять, применяя старые технологии.
    Проблемы с выделение земельных участков под застройку, обеспечение их
    коммуникациями и ряд других сложностей, довели дело до абсурда, когда
    загородное жильё становится дороже городского. Более того, строительство домов
    ИЖС по 50 – 150 единиц на выделяемой площади, дискредитируют саму идею
    массового загородного строительства, повышая стоимость подвода коммуникаций и
    эксплуатации такого жилья.
    Парадокс, но в России нет федерального ведомства, которое бы
    курировало и создавало перспективу развития технологии «Заводского
    домостроения». Именно эта технология позволяет кратно повысить
    производительность труда строителя, которая у нас сейчас ниже мирового уровня в
    3 – 4 раза. Она обеспечивает снижение стоимости жилья, без потери качества,
    применение новых материалов, внедрение систем «умный дом» и автоматики
    пожаротушения, обеспечивая выпуск на конвейере энергоэффективных, экологичных и современных домов, по доступной цене. В Минстрое необходимо создать структуру, курирующую развитие современных технологий малоэтажного строительства. Учитывая разнообразие климатических зон России, исторические факторы и другие особенности, влияющие на формирование идеологии домостроения, её надо продублировать и в региональных правительствах. Пора прекратить правовую анархию в малоэтажном строительстве жилья в России, когда погоня за доходом вынуждает строить такие «шедевры», которые жилыми назвать трудно.
    Использование технологии «Заводское домостроение» позволит
    строить инфраструктурные объекты в регионах и на сельских территориях быстро,
    качественно и дёшево. У нас есть такие разработки, есть запатентованная
    технология, пригодная для любой климатической зоны России. Есть действующий
    завод модульного домостроения и семилетний опыт строительства модульных жилы домов разного формата, но для эффективной работы конвейера нет достаточного объёма заказов. Для решения проблемы низкой платёжеспособности населения, есть опыт создания и работы Жилищного накопительного кооператива. Более успешный опыт работы ЖНК есть в Белгородской области. Интересный опыт сельского строительства жилья есть в Оренбургской области. Но эти инициативы не обобщаются и не систематизируются.
    Для успешной работы таких комплексов, нужно системное переустройство законодательства и региональной политики.
    Мы готовы предоставить свои наработки, готовы поделиться
    опытом и участвовать в процессе формирования современной идеологии и индустрии малоэтажного строительства жилья.
    Без коррекции политики строительства малоэтажного жилья, нам
    не справиться с поставленной задачей президентом по строительству 120 млн.
    квадратных метров жилья в год.

    32
    • #76205 Печальный Клоун 05.06.18 в 13:07

      Ответ пользователю: Владимир Бондаренко

      Это ведь открытое письмо получилось... Владимир, почему Вы скромничаете и не публикуете свое мнение в виде статьи??? Мы с коллегами по цеху всегда с большим удовольствием читаем Вас.

      Некоторые считают, что Вы или С.Титов "ездите" по одной и той же теме, но, по моему печальному клоунсккому мнению, это, во-первых, не совсем так; а, во-вторых, именно так и должно быть: каждый должен писать о том, в чем он разбирается на 200%, а не вставлять свои 5 копеек по любому вопросу, начиная от вопросов качества пивасика, и заканчивая вопросами мироздания...

      Спасибо Вам за очередное профессиональное мнение. Надеюсь, что его прочитают и примут к сведению адресаты...

      4

      #76210 Владимир Бондаренко 05.06.18 в 13:23

      Ответ пользователю: Печальный Клоун

      Спасибо за поддержку, я именно и планировал формат открытого письма, вчера утром отправил, через свой личный кабинет, но оно не появилось. Пришлось воспользоваться такой формой подачи информации.

      1

      #76213 Печальный Клоун 05.06.18 в 13:30

      Ответ пользователю: Владимир Бондаренко

      Это страшный просчет нового руководства ЗаНоСтрой.РУ... Не разобрались пока новые кураторы сайта, ХУ из ХУ на сайте. Поэтому НОУ КРИМИНАЛИТИ.

      0

    #76193 Рыжая 05.06.18 в 10:59

    ода Мутко. прочитав, можно подумать, что лучшего министра было и не найти ;)

    3
    • #76195 Сергей Титов 05.06.18 в 11:28

      Ответ пользователю: Рыжая

      Вообще то он не министр строительства, а вице - премьер; независимо от терриального или отраслевого разделения. Здесь сметчики предлагают Министерству строительства отказаться от ТЕР (территориальных единичных расценок); приступить к реализации реформы ценообразования. Пора переходить к реальным шагам по переводу строительного комплекса на новую ресурсную Систему ценообразования.

      0

      #76198 Рыжая 05.06.18 в 11:43

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      спасибо, Сергей. как это я его в "якушевы" записала сама не поняла ;)

      0

    #76214 Сергей Рогожук 05.06.18 в 13:42

    Уважаемые форумчане, от имени всего коллектива сайта приношу всем свои извинения. И отдельно - Владимиру Ивановичу Бондаренко! Видимо, случилась какая-то техническая неполадка. Наша техслужба уже выясняет причины сбоя. С уважением, Сергей Рогожук.

    0

    #76231 Владимир Полозюк 05.06.18 в 15:52

    КАнешнА справится!!!

    Непотопляемый, даже мячик умудрился утопить!!!

    (ссылка)


    0
Последние комментарии
19.10, 15:56 Сопричастный: За какие заслуги?
18.10, 22:32 Северный амур: Круто поднялись!