Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 12 / 01 /
Опубликовано: 01 декабря 2017 в 09:52
23    643

Слабенький становой хребет СРО-бюрократии, или Почему проект стандарта о документообороте нуждается в капитальной переработке

Наш добровольный эксперт из Екатеринбурга образно отметил, что работа над проектами стандартов деятельности саморегулируемой организации напоминают заранее оплаченную аккордную работу. В начале – всё тщательно и за здравие, а в конце – «На, отвались!», то есть – за упокой. Впрочем, уступаем место на нашей народной трибуне внештатному автору.

***

В первых СТО НОСТРОЙ стандарты деятельности СРО, представленных для обсуждения широкой общественностью ещё летом 2017 года, тщательно прописывалась до мельчайших деталей каждая мелочь. Сколько объектов проверять, какого корпоративного секретаря нанять и как рассчитать сроки проверок при риск-ориентированном подходе с точностью до часа.
Однако постепенно глубокая детализация стала уступать место фрагментам более обобщённым.

Так называемые документы прямого действия (стандарты) становились всё более туманными и общими. Вместо компетенции какого-то определённого органа всё чаще упоминалось ничего не значащее и не склоняемое – СРО.

В конечном счёте эволюция стандартов деятельности НОСТРОЙ привела к появлению самого младшего из восьми стандартов – СТО НОСТРОЙ 5.8-2018 «Документооборот саморегулируемой организации».

Двадцати пятистраничный 5.8 производит двойственное впечатление. С одной стороны, документооборот в любой организации это – становой хребет бюрократии: каждый шаг, каждый чих должен быть описан и запротоколирован. Это – утверждение в полной мере касается и бюрократии от саморегулирования.

Однако, изучая этот проект стандарта, создаётся впечатление, что его писал стажёр или же автор взял за основу пяток типовых инструкций делопроизводителя (коих великое множество выложено в сети Интернет), понадёргал цитат и сварганил из них проект стандарта.

Не верите? Посмотрите и сравните сами хотя бы вот эти пункты!

«4.8 Документы, поступающие в СРО, проходят в отделе делопроизводства первичную обработку, регистрацию, предварительное рассмотрение, передачу исполнительному органу на рассмотрение, передаются исполнителям и после исполнения помещаются в дела».

«4.11 Зарегистрированные документы передаются отделом делопроизводства на рассмотрение исполнительному органу или по решению исполнительного органа иным органам СРО, либо должностным лицам СРО».

«4.15 В СРО отделом делопроизводства ведётся учёт поступающих, создаваемых и отправляемых документов. Данные о количестве документов обобщаются, анализируются отделом делопроизводства и представляются исполнительному органу СРО в установленном им порядке».

То есть, получается, что инструкция делопроизводителя была на три страницы, а стандарт должен быть на минимум на 25. Вот и потекли рекой слова, словно жидкость в сообщающихся сосудах, из одного пункта в другой, преобразовываясь в полностью тождественные словоформы.

И это не единичный какой-то случайный кусок – весь текст такой. Но ладно бы «масло-масляное» касалось исключительно общих положений. Ведь наверняка в документе прямого действия, которым может быть когда-нибудь будет являться этот проект стандарта, есть специфические, присущие лишь документообороту саморегулируемых организаций аспекты, где вот только речь про саморегулирование и только по делу?

И находим:
«13.1 СРО, сведения о которой исключены из Государственного реестра СРО, в течение трёх рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций с приложением уведомления о прекращении членства саморегулируемой организации, содержащего требование о представлении заверенной копии реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений саморегулируемой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций и требование о передаче в Национальное объединение саморегулируемых организаций дел членов саморегулируемой организации, а также дел лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено, передаёт в Национальное объединение саморегулируемых организаций все запрашиваемые документы».
И тут же через строчку о том же самом реестре:

«13.1 … 5 Саморегулируемая организация, сведения о которой исключены из Государственного реестра саморегулируемых организаций, в течение трёх рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций, представляет заверенную копию реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра саморегулируемых организаций и перечисляет средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на указанный в обращении Национального объединения саморегулируемых организаций банковский счёт».

Нет оно, конечно, понятно – мало, кто читает СТО. Их утверждают, обсуждают, живут с ними, но стараются не читать. А кто читает, тот сам виноват – так ему и надо. И вообще – повторенье – мать ученья.

Но дело не только в многочисленных повторах, а в том, что нельзя положиться на этот стандарт и руководствоваться им. Вот, например, в пункте 5.3.1 перечислены внутренние документы СРО. Общим числом их шесть. А вот, допустим, на сайте Ростехнадзора тоже есть список внутренних документов СРО. Только вот там их почему-то значительно больше…

И теперь сиди, СРОшный делопроизводитель, и думай – кому больше верить: какому-то там Ростехнадзору или стандарту НОСТРОЙ?

Вывод тут может быть только один. Необходима капитальная переработка всего содержимого проекта стандарта СТО НОСТРОЙ 5.8-2018 «Документооборот саморегулируемой организации». Обсуждать пока просто нечего! Поскольку это не есть качественный документ, достойный Национального объединения строителей.

Можно спорить о более ранних ностроевских «СТОшках». Но чего нельзя отрицать – они были написаны качественно, по крайней мере, старательно и со знанием вопроса. А вот последний их восьмой «братец» получился совсем уж недоношенным. Не документ, а халтура, причём самая настоящая и написанная дилетантами, не имеющим ни малейшего представления о реальном документообороте в СРО.

ОТ РЕДАКЦИИ. Вот такая суровая экспертная оценка проекта стандарта. Согласны ли Вы с ней, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? Надеемся увидеть и Ваши оценки на нашей дискуссионной площадке!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

Проект стандарта СТО НОСТРОЙ 5.8-2018 «Документооборот саморегулируемой организации»
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #70514 Владислав Отверткин 01.12.17 в 11:11

    Это стандарт организации и некий общий стандарт?

    0
    • #70522 Антон Грязнов 01.12.17 в 11:52

      Ответ пользователю: Владислав Отверткин

      13) стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг;

      ст. 2, Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О
      стандартизации в Российской Федерации"

      0

      #70525 Северный Амур 01.12.17 в 12:09

      Ответ пользователю: Владислав Отверткин

      Во исполнение решения XII Всероссийского съезда саморегулируемых организаций Совет НОСТРОЙ 15 марта 2017 года утвердил изменения в программу стандартизации НОСТРОЙ, куда вошла разработка стандартов деятельности саморегулируемых организаций, в том числе и

      СТО НОСТРОЙ 5.8-2018 «Документооборот саморегулируемой организации»

      0

      #70526 Антон Грязнов 01.12.17 в 12:22

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Статья 21. Стандарты организаций и технические условия

      1. Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.
      2. Стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации.
      3. Технические условия разрабатываются изготовителем и (или) исполнителем и применяются в соответствии с условиями, установленными в договорах (контрактах).
      4. Порядок разработки, утверждения, учета, изменения, отмены и применения стандартов организаций и технических условий устанавливается организациями самостоятельно с учетом применимых принципов, предусмотренных статьей 4
      настоящего Федерального закона.
      5. Проект стандарта организации, а также проект технических условий перед их утверждением может представляться в соответствующий технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации для проведения экспертизы, по результатам которой технический комитет по стандартизации или проектный технический комитет по стандартизации готовит соответствующее заключение.
      ст. 21, Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О
      стандартизации в Российской Федерации"

      1

      #70528 Северный Амур 01.12.17 в 12:29

      Ответ пользователю: Антон Грязнов

      Мне кажется тут немного про другое: Членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций могут быть переданы ассоциации (союзу) права на разработку единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельностив саморегулируемых организациях - членах ассоциации (союза), на разрешение споров в третейском суде, на профессиональное обучение и аттестацию работников членов саморегулируемых организаций, на сертификацию произведенных ими товаров (работ, услуг), на раскрытие информации, а также иные права саморегулируемых организаций.

      0

      #70534 Антон Грязнов 01.12.17 в 12:39

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Внимательно читаем.

      могут быть переданы ассоциации (союзу)

      1. права на разработку единых стандартов и правил саморегулируемых организаций (стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации), условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельностив саморегулируемых организациях - членах ассоциации (союза), (читаем внутренние документы, если обобщать)

      2. иные права саморегулируемых организаций (читаем, не связанные с внутренними документами).


      0

      #70535 Миша Бровкин 01.12.17 в 12:39

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Северный Амур, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона о стандартизации этот Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.

      Из смысла данной статьи следует, что нормы других федеральных законов, регулирующие отношения в сфере стандартизации, не должны противоречить положениям Федерального закона о стандартизации.

      В связи с этим представляется, что Антон Грязнов прав на все 100.

      1

      #70536 Северный Амур 01.12.17 в 12:40

      Ответ пользователю: Антон Грязнов

      Ну что вы этим хотите сказать? Единые стандарты не = Внутренние документы

      0

      #70539 Антон Грязнов 01.12.17 в 12:50

      Ответ пользователю: Антон Грязнов

      Статья 4. Предмет саморегулирования, стандарты и правила саморегулируемых организаций

      1. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые
      организации.
      2. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила, а также особенности содержания, разработки и установления стандартов и правил саморегулируемых организаций.
      (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
      3. Стандарты и правила саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Стандартами и правилами саморегулируемой организации могут устанавливаться дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.
      4. Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.
      5. Саморегулируемая организация должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.
      (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ)
      6. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.
      7. Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции,
      совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.

      1

      #70540 Северный Амур 01.12.17 в 12:53

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Ну так там прямо же указано, что он регулирует разработку, утверждение, применение только следующих документов:

      1) документы национальной системы стандартизации;
      2) общероссийские классификаторы;
      3) стандарты организаций, в том числе технические условия;
      4) своды правил;

      Стандарты организаций разрабатываются организациями самостоятельно
      исходя из необходимости их применения для обеспечения целей, указанных в
      статье 3 настоящего Федерального закона:

      1) содействие социально-экономическому развитию Российской Федерации;
      2) содействие интеграции Российской Федерации в
      мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве
      равноправного партнера;
      3) улучшение качества жизни населения страны;
      4) обеспечение обороны страны и безопасности государства;
      5) техническое перевооружение промышленности;
      6) повышение качества продукции, выполнения
      работ, оказания услуг и повышение конкурентоспособности продукции
      российского производства.

      И где здесь про стандарты профобъединений?

      0

      #70541 Миша Бровкин 01.12.17 в 13:02

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Северный Амур, ответ на Ваш вопрос содержится в п.13 ст.2 Закона о стандартизации "Основные понятия" (цитата): "стандарт организации - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, СРО, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг".

      Таким образом, СТО, разрабатываемые НОСТРОЙ, полностью подпадают в сферу регулирования Закона о стандартизации.

      0

      #70548 Антон Грязнов 01.12.17 в 17:15

      Ответ пользователю: Антон Грязнов

      Вопрос. Какой статус стандартов НОСТРОЙ?

      Ответ. В соответствии с частью 1 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов саморегулируемых организаций.
      Саморегулируемые организации согласно части 2 статьи 55.5 Кодекса вправе разработать и утвердить стандарты саморегулируемых организаций - документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ.
      С целью установления единых требований к выполнению работ в области строительства, к методам контроля их проведения и результатов Ассоциацией «Национальное объединение строителей» принята программа стандартизации, в соответствии которой разрабатываются стандарты ведения работ.
      Законодательство Российской Федерации не устанавливает запрета на утверждение саморегулируемой организацией стандарта, разработанного национальным объединением саморегулируемых организаций.
      В случае принятия саморегулируемой организацией решением общего собрания членов такого стандарта он становится обязательным для применения всеми членами указанной саморегулируемой организации.

      3

    #70515 Сергей Новосельский 01.12.17 в 11:12

    - Я кажусь вам
    академиком
    с большим задом,
    один, мол, я
    жрец
    поэзии непролазных.
    А мне
    в действительности
    единственное надо -
    чтоб больше СТАНДРТОВ
    хороших
    и разных.)

    1

    #70518 Миша Бровкин 01.12.17 в 11:25

    Не во всем, но во многом согласен с экспертом из Екатеринбурга.

    К тому же есть Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 (с последними изменениями и от 26 апреля 2016 г.)

    Есть Приказ Росархива от 23.12.2009 № 76 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти".

    Более того Конституционный суд РФ своим Постановлением от 19.12.2005 № 12-П однозначно выразил свою позицию относительно того, что СРО являются организациями, осуществляющими публично-значимые функции, то есть мало чем отличающимися от федеральных органов исполнительной власти.

    А по сему указанные выше Правила, утвержденные Правительством РФ, и Приказ Росархива вполне могут быть приняты за основу при разработке СТО НОСТРОЙ, с критикой которого выступил уважаемый эксперт из Екатеринбурга.

    Интересно, разработчики из НОСТРОЙ знакомы с указанными выше Правилами и Приказом Росархива или изобретают велосипед?

    0
    • #70519 Миша Бровкин 01.12.17 в 11:40

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      P.S. Добавлю к сказанному, что само наименование СТО ("Документооборот саморегулируемой организации") представляется не вполне удачным. Правильнее было бы назвать "Делопроизводство в саморегулируемой организации".

      1

    #70520 Северный Амур 01.12.17 в 11:41

    Полистав немного данный стандарт пришел к следующим выводам (если кому интересно)

    В документе всегда указывается «отделом делопроизводства», а если в СРО штат 10-15 человек, то создавать отдел из одного человека ну как то смешно) логичней как то указать отделом делопроизводства или лицом, ответственным за ведение делопроизводства (ну секретарь)

    В Статье указано: «Вот, например, в пункте 5.3.1 перечислены внутренние документы СРО. Общим числом их шесть. А вот, допустим, на сайте Ростехнадзора тоже есть список внутренних документов СРО.Только вот там их почему-то значительно больше…». Здесь не совсем соглашусь c автором, в Стандарте перечень документов не закрытый – п. 5.3.2.3. Иные внутренние документы.

    В Пункте 5.4 Стандарта: «Саморегулируемая организация обязана обеспечить сохранность учредительных документов, которые предусмотрены ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, стандартов и иных принятых в СРО внутренних документов, а также всех ранее утвержденных редакций таких документов» - может я конечно и не прав, но не помню чтобы в каким-нибудь нормативном акте была указан обязанность хранить все редакции внутренних документов???? Тем более что у надзорного органа они в принципе есть!


    В пункте 7.9. Стандарта есть указание на документ «справки об истории свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» - зачем, откуда и почему СРО должно предоставлять такую справку…..

    В п. 8.2.Стандарта указано: «Всостав дела члена СРО входят: 6) документы, подтверждающие наличие страхования риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и страхования риска ответственности за нарушение членами саморегулируемой организации условий договора строительного подряда (страховой полис, договор о страховании ответственности), а также заверенные копии платежных документов, подтверждающие оплату страховой премии по таким договорам страхования (в случае отсутствия в полисе страхования реквизитов таких платежных документов)» - Ну страхование теперь дело добровольное, а если вообще не принято решение о страховании в СРО? Тут я думаю в стандарте по этому случаю необходимо сделать оговорку. И про платежные поручения об оплате страховой премии наверное тоже перебор) мы же с полисом ОСАГО квитанцию оп его оплате не возим)

    По пункту 10.1. Стандарта: «СРО в целях получения достоверных сведений о индивидуальном предпринимателе или юридическом лице на соответствие требованиям, установленным СРО к своим членам, запрашивает сведения в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1] (часть 4 и 5 статьи 55.6). в органы государственной власти или органы местного самоуправления с запросом информации, необходимой СРО для принятия решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены СРО. в СРО, членом которой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо являлись ранее, документы и (или) информацию, касающиеся деятельности такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица, включая акты проверок его деятельности». В статье 55.6. всюду указано что СРО ВПРАВЕ ЗАПРОСИТЬ, а Стандарт вменяет данное право в ОБЯЗАННОСТЬ (как в прочем и во многих других стандартах деятельности СРО). Можно это рассмотреть как избыточное требование Стандарта.

    1
    • #70523 Миша Бровкин 01.12.17 в 11:56

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Северный Амур, обсуждаемый СТО, как и все другие СТО деятельности (прошу не путать с СТО на процессы выполнения работ) не могут носить обязательный для СРО характер. Это следует непосредственно из части 2 статьи 55.1 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой разработка и утверждение внутренних документов СРО является содержанием деятельности СРО. Соответственно, каждый СТО, разработанный НОСТРОЙ в соответствии с утвержденной Советом программой стандартизации, подлежит утверждению или отклонению каждой СРО в отдельности в установленном ею порядке.

      К сожалению, на указанную норму Градостроительного кодекса РФ мало кто обращает внимание.

      1

      #70524 Северный Амур 01.12.17 в 12:06

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Тут абсолютно согласен. я где то здесь приблизительно тоже самое писал - кажет в ветке про приоритетные направления, где нац.объединение собирается не только разрабатывать единые стандарты деятельности сро (как было поручено съездом и прописано в уставе) но еще и внедрять их и контролировать их исполнение)

      1

      #70530 Антон Грязнов 01.12.17 в 12:35

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Такое право законодательством не предусмотрено. Положения устава в этой части по всей видимости ничтожны.

      0

      #70531 PRoFeSSoR 01.12.17 в 12:36

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Коллеги, отсутствие обязательств саморегулируемых организаций принимать и работать в соответствии с разработанными СТО не снимает обязанности с НОСТРОЙ предоставлять для обсуждения грамотно составленные документы.
      0

      #70533 Северный Амур 01.12.17 в 12:39

      Ответ пользователю: Антон Грязнов

      разрабатывать? или контролировать исполнение?

      0

      #70587 Кирилл Северный 04.12.17 в 17:33

      Ответ пользователю: Северный Амур

      За чьи деньги? Их об этом просили?

      0

    #70575 СверхСРОчно служащий 04.12.17 в 13:36

    Ещё это осталось зарегулировть. Куча стандартов на эту тему бери и пользуйся. Стандарт можно было на 3-х листах написать, перечислив действующие в этой области. Пользоваться никто не хочет или не может?
    0
Последние комментарии
15.12, 10:36 Александр Дмитриевич: Вот и Промсвязьбанк закачался.
15.12, 09:04 Надеждин Влад: А надо было вкладывать в КФ!!!
14.12, 15:47 Советник Службы: Миша я Вас узнаю...)