Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 11 / 20 /
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 09:42
32    3300

До основанья! А затем...? Систему стандартизации НОСТРОЙ ожидает жёсткий секвестр

В саморегулируемом сообществе устойчиво циркулируют слухи о том, что программа стандартизации Национального объединения строителей понемногу сворачивается. Подтверждений таким пессимистичным предположениям хватает. Тихо и мирно почил в бозе форум НОСТРОЙ, который задумывался как инструмент общения с региональными саморегуляторами, в том числе и в деле подготовки СТО. Затем, как нам стало известно из источников в Национальном объединении, в минувшую пятницу решил покинуть ряды ностроевцев Сергей Пугачёв, с небольшим перерывом курировавший данную тематику с самого начала работы Нацобъединения. Наконец, уже и от первых лиц прозвучали туманные заявления о том, что программа стандартизации нуждается в ревизии и новом подходе. Об этих тенденциях предлагает поразмыслить наш добровольный эксперт из Новосибирска.

***

На прошлой неделе отраслевой журнал «Строительство» опубликовал комментарии исполнительного директора НОСТРОЙ Виктора Прядеина по вопросам стандартизации. В интервью собеседник издания, в частности отмечает, что пики разработок СТО НОСТРОЙ пришлись на 2013 и 2015 годы. При этом не всё получалось идеально. Хорошие и полезные стандарты чередовались с откровенно слабыми. Кроме того, прозвучали заявления о том, что у нынешнего руководства Нацобъединения есть ряд претензий к самой организации процедуры создания стандартов: отбору исполнителей, публичным обсуждениям, срокам внесения замечаний и поправок в документы, принципам формирования стоимости работ и так далее. Иными словами, руководители НОСТРОЙ пришли к выводу, что, хотя стандарты и нужны сообществу (более того, по закону они стали обязательными к исполнению!), но соотношение цена-качество оставляет желать лучшего.

Похоже, что ныне существующий механизм разработки стандартов было решено не ремонтировать, а ломать и создавать новый, с чистого листа. По крайней мере, в пользу такого предположения говорят слухи о пока не афишируемых изменениях в кадровой политике Нацобъединения. Однако, если правда, что нынешняя команда, курирующая разработку стандартов, будет в большей или меньше мере прорежена, то имена тех, кто придут им на смену и поднимут упавшее знамя, пока не известны.

Более того, пока не известны и общие контуры нового механизма. Например, идут осторожные разговоры в том духе, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. То есть крупные подрядчики, отраслевые объединения, разработчики и производители современных строительных материалов и технологий должны сами решать, какие стандарты им нужны. А НОСТРОЙ со своей стороны будет выступать как некий координирующий орган, который будет сводить разработчиков с заказчиками, контролировать результат работы, утверждать готовые СТО и включать их в единую базу. При этом финансировать работу, разумеется, будут уже сами заказчики.

Звучат подобные теории довольно наивно. Если бы у строительных гигантов был реальный запрос на создание новых стандартов, то за прошедшие годы они бы уже не раз и не два обратились в НОСТРОЙ с соответствующими просьбами. Но что-то не припоминается таких пожеланий ни после 1 июля 2017 года, когда СТО стали обязательными к применению, ни за семь предыдущих лет работы Нацобъединения. Пожалуй, единственным исключением стал печально известный ГОСТ на цемент шлакощёлочной. Да и тот был разработан на деньги НОСТРОЙ.

Словом, рассчитывать на то, что крупные подрядчики и СРО проявят сознательность и начнут заказывать СТО, не приходится. Работа эта может быть продолжена только централизованно.

Конечно, опасения и разочарования руководства Нацобъединения понятны. Их совершенно не устроил ныне существующий механизм освоения средств, выделяемых на стандартизацию, когда на каждом документе кормились целые пищевые цепочки разработчиков. Причём, если в начале стоял уважаемый институт, то по факту стандарт писали практиканты в каком-нибудь рептильном ООО. «Мы хотим это изменить и выработать определённые требования к авторскому коллективу», – подчеркнул Виктор Прядеин в упомянутом выше интервью.

Но и полностью сбросить с себя бремя стандартизации уже не получится. Это означает развал, растаскивание техрегулирования по тёмным уголкам и, как итог – утрата НОСТРОЙ соответствующих полномочий.

Что же может стать разумным выходом из нынешнего состояния? Варианты есть. Например, почему бы не продолжить финансирование через механизм дополнительных членских взносов. Если 150 миллионов рублей, заложенных в смету на стандартизацию, поделить на все строительные СРО, получится по 600 тысяч с участника. Кстати, стоило бы привлечь к этому общественно полезному делу и проектировщиков с изыскателями, у которых новые стандарты зачастую ещё и более востребованы, чем у строителей. Тогда сумма сокращается до вполне подъёмных 300 тысяч. То есть, менее чем по 1.000 рублей с члена СРО в год – сумма вполне подъёмная для нужного дела.

Конечно, при этом следует внимательно подойти ко всем тем вопросам, которые заострил господин Прядеин. А именно – грамотному отбору авторских коллективов, жёсткому контролю за исполнением, проверке эффективности расходуемых средств. Радует и то, что НОСТРОЙ заговорил о обратной связи с саморегуляторами и строителями, о том, что поменяются требования к процедуре обсуждения работ.

Если документ провисел на сайте Нацобъединения 30 дней и не получил ни одного замечания от самих строителей, это значит, что было плохо организовано обсуждение. Хорошим решением может стать рассылка документа в организации, которые являются крупными заказчиками, в том числе, и государственными, отраслевым подрядчикам, в отраслевые институты на экспертизу, а также организация обсуждение через СРО. И уже по итогам – оплата выполненной работы.

То, что проблематика выносится в отраслевые СМИ, не может не радовать. Это значит, что в НОСТРОЙ продолжается борьба за эффективность работы, шаг за шагом идёт борьба с порочной практикой «пиления» необъятной сметы. Видно, что руководство Нацобъединения планирует опереться на саморегулируемое сообщество для выполнения функций техрегулирования. И будет отслеживать реакцию представителей СРО.

ОТ РЕДАКЦИИ. Таково мнение нашего добровольного автора. Интересно, разделяете ли его точку зрения Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? С нетерпением ждём на нашем форуме Ваших откликов на эту публикацию!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #69888 Миша Бровкин 20.11.17 в 10:14

    Никому не удастся найти в Градкодексе РФ прямого указания на обязательность Стандартов на процессы выполнения работ. Нет там такого. К тому же грамотные строители разрабатывают технологические карты на процессы выполнения различных работ, исходя из технической документации, разработанной производителями строительных материалов, изделий и конструкций. Обязанность руководствоваться такой документацией является одним из условий договора на поставку соответствующей продукции строительного назначения. И надлежащее применение серьезной продукции очень часто контролируется ее производителями.
    4
    • #69890 Миша Бровкин 20.11.17 в 10:20

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Надо отдать должное Виктору Васильевичу Прядеину, который, в отличие от Пугачева, знает, что такое строительная площадка и что там делают строители.
      4

    #69889 Александр Черноусов 20.11.17 в 10:16

    Стандарты на процессы выполнения работ появились в Градкодексе с 1.07.17.

    До этого момента их не было в природе. Как жили и работали без них?

    0

    #69892 Сергей Титов 20.11.17 в 10:36

    Что бы говорить о т.н. «соотношении Цена & Качество» по тексту сообщения, нужно их связать между собой в практической работе СРО и их действительных Членов, входящих в НОСТРОЙ, где сегодня видим отрыв технического регулирования & ценообразования в строительстве.

    0

    #69893 Северный Амур 20.11.17 в 10:44

    Ну конечно не прямое указание, все что есть:

    Статья 55.13. Градостроительного:

    В рамках контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов осуществляется в том числе контроль:

    1) за соблюдением членами саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, о техническом регулировании,включая соблюдение членами саморегулируемой организации требований, установленных в стандартах на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства,утвержденных соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций;

    Статья 55.5. Градостроительного:

    Стандарты саморегулируемой организации и внутренние документы не могут противоречить настоящему Кодексу, законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, а также стандартам на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденным соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.

    Стандарты саморегулируемой организации и внутренние документы саморегулируемой организации являются обязательными для всех ее членов, их специалистов и иных работников.

    Если поразмышлять, то если установлен контроль над соблюдением, то есть и обязанность по соблюдению)

    1
    • #69895 Сергей Титов 20.11.17 в 11:15

      Ответ пользователю: Северный Амур

      ● Здесь напомню; Минстрой России в начале 2015 года
      по поручению Президента страны разработал и внес в Правительство РФ предложения по новым подходам в ценообразовании при строительстве объектов с привлечением бюджетных средств. ... Основой нового принципа ценообразования станет переход к государственному заданию по формированию исчерпывающей базы сметных нормативов строительных материалов и стоимости услуг машин и механизмов. Госзадания обеспечат эффективное выполнение задач и прозрачный контроль за актуализацией и достоверностью сметных нормативов. ... На финансирование Гос/задания по техническому регулированию (стандарты) и ценообразованию в строительстве направлено 5,5 млрд руб ●

      0

      #69896 Миша Бровкин 20.11.17 в 11:17

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Северный Амур, Вы все написали совершенно правильно. Отсюда и мораль, что СТО на процессы могут быть не более чем рамочными документами. При этом рамки должны настолько широкими, чтобы не ограничивать производителей и применителей продукции строительного назначения в их движении вперед, а не заставлять их топтаться на месте под дудку НОСТРОЙ (где строителей, как известно, раз два и обчелся). Тем более, что тот самый контроль СРО за соблюдением требованиям СТО, на разработку которых Пугачеву и Ко мечталось тратить многие миллионы из бюджета НОСТРОЙ, оказался бы принципиально не возможным. Отсюда у Пугачева и возникла шальная идея загнать всех строителей на покупку очередных "фантиков" о якобы соответствии требованиям СДОС НОСТРОЙ. И об этом, кстати, неоднократно говорилось, в том числе и на Занострое. К счастью для строительной отрасли и для СРО Виктору Васильевичу Прядеину как нельзя во-время пришло понимание этого факта.
      2

      #69898 Северный Амур 20.11.17 в 11:39

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Логично будет если место СТО в Градкодексе займет анонсируемый недавно Минстроем: Все действующие строительные нормы и правила, а также документы федеральных органов исполнительной власти, касающиеся вопроса безопасности зданий и сооружений, целесообразно свести в единый Федеральный реестр нормативных документов в строительстве.

      Тем более Минстроем почти 250 нормативно-технических документов в строительстве планируется разработать и актуализировать до 2018 года.


      0

      #69900 Миша Бровкин 20.11.17 в 11:45

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Вы правы, Северный Амур, это будет логичным и, скорее всего, так и случится.
      0

    #69897 PRoFeSSoR 20.11.17 в 11:35

    Терзают меня смутные сомнения, что Пугачёв самовольно ряды ностроевцев покинул. Попросили, без шума и пыли.

    1
    • #69901 Миша Бровкин 20.11.17 в 11:53

      Ответ пользователю: PRoFeSSoR

      PRoFeSSoR, а еще Пугачев запомнится тем, что именно им впервые был озвучен план по включению в НРС 200 000 специалистов (разумеется, большей частью липовых). Не трудно понять, что все это нужно было ему для того, чтобы взносы в НОСТРОЙ с общего количества членов СРО (всяко не менее 100 000 единиц) и дальше позволяли бы ему и его компаньонам безбедно реализовывать свои хотелки.
      3

      #69902 Светлана 20.11.17 в 11:55

      Ответ пользователю: PRoFeSSoR

      Профессор, после Совета, где ему в лицо обявили, что его работа более "не нужна" у него выбора не осталось! Как можно после таких вещей оставаться?!

      2

      #69909 PRoFeSSoR 20.11.17 в 13:43

      Ответ пользователю: Светлана

      Светлана, получая приличную заработную плату, какая и была у Сергея Васильевича, и не после таких слов люди остаются. За места мёртвой хваткой держутся. Зря Вы так. )

      0

      #69910 PRoFeSSoR 20.11.17 в 13:44

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Миша Бровкин, план это лишь в совокупности причин.

      0

    #69904 Светлана 20.11.17 в 12:05

    Вот тут занятные вещи пишут из которых картинка становится понятной - резерв совета 110 млн, отсутствие детализации статей по техрегулированию и увеличение расходов на контроль сро - и мы это на съезде единогласно утвердить должны?! Ппц!!
    1
    • #69905 Миша Бровкин 20.11.17 в 12:10

      Ответ пользователю: Светлана

      Светлана, зато среди самых Приоритетных направлений углубленные проверки специалистов, включенных в НРС, на которые можно положить в карманы определенных должностных лиц любые суммы из выделенного на эти цели бюджетного лимита. И никого не смущает, что Роскомнадзор вынужден будет установить очередной заслон этому беспределу.
      4

      #69906 Северный Амур 20.11.17 в 12:20

      Ответ пользователю: Светлана

      "В документе указано, что из резерва Совета будет осуществляться финансирование следующих направлений деятельности Ассоциации: разработка, организация внедрения и контроль применения единых стандартов деятельности СРО"

      Если Посмотреть Протокол съезда № 12 и Устав Нац. объединения им же утвержденный, то в них четко черным по белому прописано, что СРО передает в Нац. объединение только функцию по разработке единых стандартов ни о каком внедрении и контроле за их применением речи там в помине не идет!!!!

      Кстати если говорить об их внедрении, то работу уже можно признать неудовлетворительной, так как за год не один единый стандарт не утвержден и не внедрен.

      4

      #69907 Светлана 20.11.17 в 12:57

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Амур, а кто готов это с трибуны съезда озвучить?! ) Даже если сможет до неё добраться как нибудь конечно!! Все опять будет единогласненько я полагаю

      1

      #69908 Северный Амур 20.11.17 в 13:10

      Ответ пользователю: Светлана

      Интересный вопрос) Ну есть наверное СРО которым уже терять нечего (100% на выход:), они и могут на последок дверью хлопнуть)

      0

      #69912 PRoFeSSoR 20.11.17 в 13:48

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Им слова никто не даст. Не помните как это происходит? Вопрос за вопросом о компенсационном фонде, о махинациях и т.д. Очень чёткое понимание, что чем громче выступаешь - тем быстрее из реестра вылетаешь. Соглашусь со Светланой в этом вопросе: примут единогласно.

      0

      #69913 Миша Бровкин 20.11.17 в 13:59

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Конечно же Смета и, в особенности, Приоритетные направления имеют чисто коррупционную направленность. При этом не надо к гадалкам ходить, чтобы понять, что все СРО дружно и единогласно проголосуют на С'езде за любые хотелки должностных лиц НОСТРОЙ, которым под прикрытием очень правильных слов уже давно не терпится разложить по карманам львиную долю бюджета. Однако, как показали недавние события, НОСТРОЙ очень чутко и оперативно реагирует на действия федеральных органов, уполномоченных на осуществление надзора (контроля) за соблюдением НОСТРОЙ законодательства РФ. А по сему, коллеги, будем оптимистами.
      1

      #69935 Северный Амур 21.11.17 в 06:10

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      На Северо-Кавказе всеобщее «одобрямс»):

      -Окружная конференция одобрила приоритетные направления деятельности на 2018 год.

      -По итогам оживленной дискуссии при обсуждении вопроса о дополнительных целевых взносах на обеспечение ведения НРС принято решение в целом одобрить предложение НОСТРОЙ.

      -По итогам обсуждения проект представленной Сметы был одобрен.

      0

    #69918 Полианна 20.11.17 в 14:45

    Жуть какая-то! Не СРО, а НОСРО какое-то... не слов, не прав, ничего нет. Одно название...
    0

    #69919 Сам CPOфессор 20.11.17 в 14:49

    Согласно ч. 1 ст. 6 315-ФЗ разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО относится к компетенции СРО.

    На основании ч. 4 ст. 24 315-З членами ассоциации СРО могут быть переданы ассоциации права на разработку условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО - членах ассоциации.

    При этом передача ассоциации СРО полномочий по утверждению условий членства в СРО 315-ФЗ не предусмотрена.

    Тоже самое относится к единым стандартам и правилам СРО.

    2

    #69931 nechitajlo dr 20.11.17 в 21:13

    Программа разработки стандарты на процессы выполнения работ давно уже свертывается. Не все в НОСТРОЙ понимают что это. Тем более Минстрой против них. Стандарт деятельности СРО написать легче - поэтому и лучше заниматься ими. Проблема только законодательство. Необходимо вновь менять Градкодекс.

    0
    • #69933 Миша Бровкин 20.11.17 в 23:28

      Ответ пользователю: nechitajlo dr

      Ох, уважаемый nechitajlo, если бы только НОСТРОЙ не понимал, что такое СТО на процессы выполнения работ. Строители не менее далеки от понимания, зачем им эта хрень в том виде, в котором на нее потрачено в сумме около миллиарда целковых (это я Вам как строитель со всей ответственностью заявляю). От того, что Пугачев через своих друзей в Минпромторге пролоббировал включение этих СТО в Градкодекс РФ, эти СТО более понятными и нужными строителям не стали. К тому же в федеральных законах, как Вы знаете, много чего понаписано такого, что не может быть применено в реальной жизни. Поэтому Градкодекс РФ в этой части можно оставить неприкосновенным. Одновременно, смею заверить Вас в том, что Стандарты деятельности СРО, если делать их с умом, написать ничуть не легче, а как раз наоборот. И уж всяко сложнее будет сделать так, чтобы все СРО поголовно были вынуждены требования Стандартов деятельности соблюдать. Даже если поначалу будут этому сильно сопротивляться.
      0

      #69934 Сергей Титов 21.11.17 в 04:09

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Вновь напомню: «мертвую» норму №315-ФЗ Часть 4, Глава 1, Статья 6: «СРО осуществляет Анализ деятельности своих Членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме Отчетов в порядке, установленном Уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденным решением общего собрания действительных Членов» – компетенция Минстрой, а не РТН ●

      0

    #69932 nechitajlo dr 20.11.17 в 21:32

    Светлана, интересная статья о смете. Конечно программное обеспечение контроля договорных обязательств интереснее разработки стандартов технического регулирования

    0
«Как Вы полагаете, после выборов новых членов Совета НОПРИЗ прекратятся «клановые» войны?»
Последние комментарии
20.05, 15:28 Рыжая : полнолуние ;)
20.05, 11:24 Максим Юрьевич: Они могут.
17.05, 21:06 Виктор Виков: Пехтин, Быков...
17.05, 19:43 Степан Иванов: Не слышал о таком. Сколько СРО?
17.05, 17:17 Виктор Виков: Ещё загустит...