Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 11 / 15 /
Опубликовано: 15 ноября 2017 в 14:04
31    3471

СРО-ликбез. Надзор за деятельностью саморегуляторов. Проверка проверке рознь?

Обсуждение законодательства в сфере СРО проходит регулярно. Собственно, как и внесения многочисленных изменений, свидетелями которых мы стали в последнее время. При этом юридическая грамотность представителей самих саморегулируемых организаций оставляет желать лучшего. Да и с такой скоростью разве за всем уследишь?

Поэтому, «идя навстречу пожеланиям трудящихся», ЗаНоСтрой.РФ предлагает ввести рубрику «СРО-ликбез», которую мы будем формировать при помощи наших проверенных коллег-юристов. Сегодня мы поговорим о том, что является предметом государственного надзора за деятельностью СРО?

***

Пункт 8 Административного регламента прямо указывает на то, что предметом государственного надзора за деятельностью СРО является соблюдение СРО в процессе осуществления деятельности обязательных требований, предъявляемых к СРО и их деятельности законодательством РФ.

Из пункта 4 Положения с учётом особенностей, установленных Градостроительным кодексом РФ (далее – Кодекс), также следует, что предметом государственного надзора за деятельностью СРО является соблюдение СРО обязательных требований, установленных к ним и их деятельности Кодексом и другими федеральными законами и касающихся в том числе:
  • соответствия числа членов СРО числу указанных членов, предусмотренному требованиями Кодекса;
  • соответствия стандартов и внутренних документов, обязательных для выполнения всеми членами СРО, в том числе условий членства в СРО требованиям Кодекса, законодательства о техническом регулировании, иных федеральных законов, стандартам на процессы выполнения работ, разработанным соответствующим Национальным объединением СРО, а также уставу СРО как некоммерческой организации;
  • компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО, включая порядок его (их) формирования и размещения;
  • условий членства в СРО;
  • осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований, установленных Кодексом, иными федеральными законами, стандартами и внутренними документами СРО, включая контроль за соблюдением членами СРО требований квалификационных стандартов СРО;
  • применения в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия;
  • обеспечения информационной открытости деятельности СРО и её членов, соблюдения стандартов раскрытия информации, а также способов получения, использования, обработки, хранения и защиты информации;
  • рассмотрения жалоб на действия (бездействие) членов СРО и иных обращений о нарушении её членами требований, установленных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, стандартами и внутренними документами СРО, а также условий членства в СРО;
  • осуществления мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, установленных уставом СРО как некоммерческой организации;
  • выполнения предписаний, выданных СРО должностными лицами Ростехнадзора.
Так каков порядок исполнения Ростехнадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью СРО?

Согласно пункту 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью СРО (далее – Положение), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 1202, государственный надзор в отношении СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства возложен на Ростехнадзор.

Согласно пункту 3 Положения к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок СРО, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учётом особенностей их организации и проведения, установленных федеральными законами, регулирующими соответствующий вид профессиональной или предпринимательской деятельности.

Особенности организации и проведения проверок СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе основания для проведения внеплановых проверок, установлены статьей 55.19 Градостроительного кодекса РФ (далее также – Кодекс).

Частью 3 указанной статьи установлено, что плановая проверка деятельности СРО проводится в соответствии с планом, утверждённым Ростехнадзором. Данный план не требует согласования и утверждается РТН самостоятельно.

Порядок подготовки и проведения плановых и внеплановых проверок установлен Административным регламентом по исполнению Ростехнадзором государственной функции по осуществлению государственного надзора за деятельностью СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – Административный регламент), утверждённым приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 года № 325 (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2014 года, рег. № 31219).

В соответствии с пунктом 46 Административного регламента основанием для включения СРО в ежегодный план проведения проверок территориальными органами Ростехнадзора является:
  • истечение одного года со дня внесения сведений о СРО в Государственный реестр СРО;
  • истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.
В соответствии с пунктом 57 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки СРО является:
  • истечение срока исполнения, выданного Ростехнадзором предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации;
  • поступление в Ростехнадзор или его территориальный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от должностных лиц Ростехнадзора, органов местного самоуправления, соответствующего Национального объединения СРО, из средств массовой информации о фактах, в том числе:
    1. совершения СРО и её должностными лицами действий (бездействия), нарушающих требования Кодекса, других федеральных законов и права членов СРО;
    2. неисполнения СРО обязательств о возмещении вреда, причинённого третьим лицам в результате действий (бездействия) членов СРО;
    3. неисполнения или ненадлежащего исполнения СРО полномочий по контролю за деятельностью своих членов, выявленных Ростехнадзором при рассмотрении документов, представляемых СРО в установленном законодательством РФ порядке;
  • наличие распоряжения руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) Ростехнадзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно пункту 36 Административного регламента исполнение государственной функции по надзору за СРО включает также проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, предъявляемых к СРО законодательством РФ, анализа и прогнозирования состояния исполнения указанных обязательных требований, в том числе анализа поступивших в Ростехнадзор документов и сведений и (или) размещенной на официальном сайте СРО информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #69668 Советник Службы 15.11.17 в 14:04

    К сожалению автор удалил свой комментарий

    #69669 Сергей Титов 15.11.17 в 14:33

    ● Здесь выделю: «Осуществления СРО контроля за деятельностью своих Членов», — почти все написанное функционерами на сегодня, включая последний для обсуждения проект «стандарта» (более сотни стр.) напоминает - лозунг Льва Троцкого при подписании Брестского мира: «Ни мира, ни войны, а армию распустить», – иначе не скажешь ●

    0

    #69671 Миша Бровкин 15.11.17 в 15:27

    Написано интересно.

    Однако, не дает покоя вопрос, насколько же качественно Ростехнадзор справляется с исполнением государственной функции по надзору за СРО. Что-то подсказывает, что те безобразия, которые прозвучали в выступлении Президента России на памятном заседании Госсовета и которые, в конечном итоге, вызвали появление в свет 372-ФЗ, являются прямым следствием ненадлежащего исполнения Ростехнадзором возложенной на него функции. Не хочется пока об этом думать, но не кроется ли в действиях, а чаще в бездействии Ростехнадзора коррупционная составляющая?

    2

    #69675 Северный Амур 15.11.17 в 15:36

    Наверное туплю, не могу уловить смысловой посыл статьи)
    1

    #69676 Полианна 15.11.17 в 15:47

    Проверенные коллеги-юристы это что-то новенькое) раньше эксперты были с лицами, а теперь без? Так получается? Или конкретно этот эксперт не рискует показать лицо?) Заинтриговали...)
    1
    • #69708 Советник Службы 15.11.17 в 22:12

      Ответ пользователю: Полианна

      Это конечно познавательно и интересно...можно даже распечатать и сброшюровать... Но!! мне кажется настоящими бестселлерами стали бы ликбез-материалы - "Как сфальсифицировать заявительные документы в НОСТРОЙ и не спалиться", или "Тысяча и один способ разгрузить спецсчёт", или "Номиналы в СРО - мотивация и дрессировка"... "Как смотреть в глаза членам СРО на ОСЧ и не краснеть", "Оппонируем Палычу. Сборник солёных слов и выражений саморегулятора"...

      3

      #69717 Полианна 16.11.17 в 07:41

      Ответ пользователю: Советник Службы

      Ну, Советник Службы... Бестселлерами бы безусловно стали...но пропагандировать создание и функционирование коммерческих СРО не есть гуд. Мы же тут собрались все правильные и добросовестные...)

      1

    #69679 Кирилл Северный 15.11.17 в 15:58

    Интереснее порядок проверки по 372-ФЗ и результаты первых проверок, которые должны были завершиться вчера.

    0
    • #69683 Миша Бровкин 15.11.17 в 16:06

      Ответ пользователю: Кирилл Северный

      Кирилл Северный, на мой взгляд, гораздо интереснее было бы разобраться с тем, почему СРО нарушали законодательство РФ в течение долгих 8 (восьми!!!) лет. Неужели действительно все искренне полагают, что выдача допусков за день вписывается в нормы закона? И, что характерно, до сих пор все дружно закрывают глаза на это безобразие. Уважаемые юристы СРО, кто-нибудь из Вас провел работу над ошибками именно позиций норм законодательства? Не пришла ли пора сделать это хотя бы сейчас и отразить результаты проделанной работы в готовящихся к принятию Стандартах?

      0

      #69684 Кирилл Северный 15.11.17 в 16:15

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Вы искренне считаете, что 8 лет не выполняли закон (без последствий), а тут сразу 100% исполнение стандартов?
      Удивите!

      0

      #69685 Миша Бровкин 15.11.17 в 16:24

      Ответ пользователю: Кирилл Северный

      Кирилл Северный, я уже написал выше, что, как представляется лично мне, всем известные проблемы саморегулирования в основном связаны с ненадлежащим исполнением Ростехнадзором государственной функции по надзору за деятельностью СРО. Если надзор будет надлежащим, то и Стандарты будут работать. В противном случае их разработка и обсуждение это впустую потраченное время.
      1

      #69686 Кирилл Северный 15.11.17 в 16:25

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Сводный план проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ссылка)
      0

      #69687 Кирилл Северный 15.11.17 в 16:26

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Проверка исполнения стандартов деятельности СРО не входит в компетенцию уважаемого Ростехнадзора!

      1

      #69691 Миша Бровкин 15.11.17 в 16:34

      Ответ пользователю: Кирилл Северный

      Кирилл Северный, именно поэтому я и написал выше (в другой ветке), что в разрабатываемых Стандартах положения, вытекающие из норм законодательства РФ, и положения, являющиеся результатам творчества саморегуляторов, должны быть четко разграничены. Только тогда Ростехнадзор сможет на основании документарных проверок применять санкции в отношении СРО, в нарушение норм закона выдающих допуски за час.

      1

      #69692 Сергей Титов 15.11.17 в 16:50

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Миша Бровкин, напомню; 01 февраля 2013 года был утвержден Протокол №3 от 14.12.2012 года Экспертного совета НОСТРОЙ на законопроект Минрегиона: «О негосударственном контроле строительства» — который был им целиком отклонен, как «не содержащий оптимальных механизмов его функционирования», и на неопределенный срок (затем был Николай Кутьин) ● С того срока, при наличии №372-ФЗ и уже по инициативе Минстрой, — осталась «в сердцах» функционеров саморегулировании только ностальгия о РТН (ГАСН), дублировать который порывались СРО.

      0

      #69732 Влад Владимиров 16.11.17 в 10:38

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Допуски не выдают с первого июля сего года.

      0

      #69735 Миша Бровкин 16.11.17 в 11:33

      Ответ пользователю: Влад Владимиров

      Влад Владимиров, сказанное Вами не меняет сути. Теперь СРО торгуют правом на участие в конкурентных процедурах на строительство, в том числе для государственных и муниципальных нужд (то есть за на наши с Вами как налогоплательщиков деньги). И, что характерно, делают это по-прежнему за день. А орган государственного надзора за СРО делает вид, что не замечает в подобной деятельности СРО явных нарушений законодательства РФ. Полюбопытствуйте для сравнения у того же Ростехнадзора, выдают ли они за день лицензии на выполнение работ по промбезопасности (такая функция тоже возложена на это надзорное ведомство), причем на основании только лишь сканов поступивших к ним от посредников документов (то есть, по существу простых "бумажек", не обладающих никакой юридической силой).
      0

      #69738 Влад Владимиров 16.11.17 в 12:06

      Ответ пользователю: Миша Бровкин

      Не тот счастлив, у кого добра сполна, а тот, у кого жена верна. ©

      1

      #69741 Миша Бровкин 16.11.17 в 12:22

      Ответ пользователю: Влад Владимиров

      Влад Владимиров, счастлив тот, кто не попал в разработку федеральных органов, уполномоченных на противодействие коррупционным проявлениям.
      1

    #69693 Кирилл Северный 15.11.17 в 16:52

    Попробую повторить мысль:

    Проверка исполнения стандартов деятельности СРО не входит в компетенцию уважаемого Ростехнадзора!

    0
    • #69696 Северный Амур 15.11.17 в 17:01

      Ответ пользователю: Кирилл Северный

      Мало то это вообще не вчью компетенцию не входит)
      0

      #69697 Алексей Романович 15.11.17 в 17:16

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Уважаемые коллеги, несколько дней назад Роман Ковнер на этом сайте обратил внимание на массовое неисполнение СРО в течение четырех лет Приказа Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года № 803 «Об утверждении Требований к обеспечению СРО доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах СРО, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких СРО».

      В связи с этим позволю задаться вопросом, в чью, на ваш взгляд, компетенцию входит надзор за исполнением СРО данного Приказа. Если, по вашему мнению, это не входит в компетенцию Ростехнадзора, то за что тогда сотрудники этого уважаемого надзорного ведомства, в должностные обязанности которых входит надзор за деятельностью СРО, получают свою зарплату?

      И не кажется ли вам, что, если надзор за тем, как выдается право на участие в государственных и муниципальных торгах, не входит ни в чью компетенцию, то саморегулирование обречено. Очередной аналог 372-ФЗ, но с еще более серьезными последствиями вряд ли в этом случае заставит себя долго ждать.

      3

      #69698 Сергей Титов 15.11.17 в 17:26

      Ответ пользователю: Алексей Романович

      1

      #69702 Александр Черноусов 15.11.17 в 19:16

      Ответ пользователю: Северный Амур

      Если так, то зачем все это?
      0

      #69706 Александр Сергеевич 15.11.17 в 19:27

      Ответ пользователю: Александр Черноусов

      Стандарты должны быть нужны непосредственно саморегулируемым организациям. Если этого не добиться, тогда ответ на Ваш вопрос - незачем.

      0

      #69707 Миша Бровкин 15.11.17 в 19:47

      Ответ пользователю: Александр Сергеевич

      Алексадр Сергеевич, а чем для СРО, на Ваш взгляд, могут быть полезны эти стандарты? По-моему, СРО и без них вполне сносно обходились до тех пор, пока не грянул гром в виде 372-ФЗ.
      0

    #69728 nechitajlo dr 16.11.17 в 09:17

    Проверку СРО чаще проводят территориальные органы Ростехнадзора. Единой методики проверки НЕТ. Поэтому часто проверка зависит от компетенции и знаний проверяющих. И здесь надо отдать должное - терорганы Ростехнадзора не редко справляются лучше Центрального аппарата. Но в целом проверка СРО - функция не свойственная РТН и навязанная ему.

    3
Что Вы думаете о «банкротных войнах» НОСТРОЙ?
Последние комментарии
19.04, 16:23 Максим Юрьевич: Молодцы!
19.04, 12:02 Александр Владимиров: Зачем Прядеину Басин?
18.04, 16:47 Александр Нестеров: Он ещё и член Совета НОСТРОЙ...