Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 09 / 14 /
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 15:13
11    2243

Три кита техрегулирования. Почему СРО должны помочь НОСТРОЙ, чтобы потом не пришлось пенять на себя

За год реализации 372-ФЗ строительному саморегулированию пришлось решить немало сложных задач. Разобраться с регионализацией, найти средства компфондов и разместить их на спецсчетах, наполнить НРС. В ближайшей перспективе на повестку дня должны выйти вопросы техрегулирования и стандартизации. Об этом говорил и исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин в недавнем докладе. И не исключено, что проблем с этим у саморегуляторов и строителей будет не меньше, чем с предыдущими этапами реформы. Об этом читайте в письме нашего добровольного автора из Ленинградской области.

***

В своей презентации сотрудники Нацобъединения отметили следующее: «В соответствии с действующим законодательством, НОСТРОЙ осуществляет разработку стандартов на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, единых стандартов деятельности СРО, а также единых квалификационных стандартов». Очевидно, имеется в виду пункт 8.10 статьи 55.20 ГрК РФ, согласно которому к основным функциями Национальных объединений саморегулируемых организаций относится «разработка и утверждение стандартов на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства».

Далее НОСТРОЙ ведёт речь о трёх китах стандартизации. К таковым относятся:

1. Стандарты на процессы выполнения работ, которые устанавливают обязательные требования для членов СРО к техническим и технологическим процессам в сфере строительства.
2. Единые стандарты деятельности СРО, определяющие совокупность функций, прав и обязанностей партнёрств, а также условий их выполнения.
3. Единые квалификационные стандарты для специалистов строительной отрасли.

Этими тремя направлениями НОСТРОЙ пытался с переменным успехом заниматься все семь предыдущих лет своего существования, и всякий раз его деятельность оказывалась под огнём критики. Однако сейчас ситуация коренным образом изменилась. Если раньше техрегулирование, в общем-то, было добровольным занятием Нацобъединения, которое откровенно искало применение для своих свободных сил и солидного бюджета, то теперь оно же стало делом обязательным. И прописано в ГрК, в качестве прямой компетенции НОСТРОЙ. А значит, обязательно для исполнения и партнёрствами.

Если судить по количеству существующих документов, то лучше всего обстоит дело с первым китом. На официальном сайте Нацобъединения можно увидеть перечень из 141-го СТО НОСТРОЙ – самого разного качества, даты разработки и востребованности. Однако при всём многообразии представленных документов отсутствует комплексное их представление. Большинство техстандартов формировалось по мере возникновения запросов от Аппарата Нацобъединения, а то и просто в связи с инициативой того или иного активного ностроевца. Например, развил в 2011 году бурную деятельность комитет по дорожному хозяйству, и вот уже появились десятки СТО, регулирующих строительство автодорог. Пошли в рост представители кругов, близких к стройиндустрии – и появились СТО на арматуру, метизы и работу с железобетонными конструкциями. Глядя на годы принятия стандартов, можно проследить всю эволюцию напряжённой внутренней жизни НОСТРОЙ – кто на тот момент доминировал, и каким курсом шло объединение.

Между тем, как уже неоднократно говорилось, отсутствует официальная концепция «СТО НОСТРОЙ», которая могла бы определить её место в фактически неотменённой «Системе нормативных документов в строительстве» СНиП 10.01-94. Насколько востребованы отраслью те или иные стандарты? В каких направления они нужны, а где и без того всё достаточно зарегулировано? Чем руководствоваться строителю, в случае возникновения противоречий между СТО и действующими ГОСТами, СНиПами и СанПиНами?

Без ответа на этот вопрос вся безусловно нужная система техрегулирования превратится в ещё одну непонятную обязаловку для строителя. Было бы неплохо, чтобы Национальное объединение прежде чем жёстко требовать соблюдения своих СТО на стройплощадках страны, составило единую карту их востребованности и применимости. А также провело бы ревизию уже существующих документов, чтобы выделить те из них, которые действительно принесут пользу для безопасности и качества. Очевидно, что проводится такая работа должна плечом к плечу со специалистами Минстроя и Росстандарта. Так что первый кит, хотя и плавает в саморегулируемых водах уже давно, но сам нуждается во внимательной оценке, чтобы не придавил своей массой российского строителя.

Совершенно иная ситуация со вторым китом. Строго говоря, до реформы, у НОСТРОЙ руки так и не доходили до того, чтобы построить саморегулируемую вольницу по единой мерке. В итоге СРО была предоставлена полная свобода в разработке собственных положений, регламентов и прочих внутренних документов. Их либо сочиняли самостоятельно, либо подсматривали у компетентных коллег, а разночтения оправдывали отраслевыми, региональными и прочими особенностями. Сейчас появилась возможность начать всё с чистого листа, однако, это оказалось не так-то просто. Пока соответствующий раздел официального сайта пуст, а предлагаемые СТО НОСТРОЙ «Деятельность органов управления саморегулируемой организации» и «Членство в саморегулируемой организации» вынесены на публичное обсуждение, которое должно закончится 17 октября. А пока работа над ними продолжается, сами СРО вынуждены на свой страх и риск переписывать внутренние документы. И раз за разом натыкаться на отрицательные заключения РТН. Таким образом, второго кита пока и вовсе нет в природе.

Наконец, по квалификационным стандартам специалисты НОСТРОЙ разработали и предложили свои шаблоны для СРО. На сайте можно найти примеры квалификационных стандартов СТО СРО «Специалист по организации строительства», «Руководитель строительной организации», а также четыре квалификационных стандарта для главных инженеров с учётом специфики производства. Коллегиальному органу остаётся только вписать наименование саморегулируемой организации, свою аббревиатуру, номер стандарта в соответствии со своей нумерацией и адрес своего сайта. Это хорошее подспорье, за которое Нацобъединению нужно сказать спасибо. Однако работы в разработке единых квалификационных стандартов непочатый край, и перед нами скорее «заплатка» на первое время, чем окончательный комплект материалов для использования.

Получается, что вместо трёх китов, на которых будет прочно установлена твердь технического регулирования, перед нами крайне неустойчивая табуретка о трёх ножках. Из которых одну ещё нужно выстругать и установить, а другая грозит опрокинуть всю конструкцию в силу своей величины. В связи с этим можно только призвать саморегуляторов активнее включаться в работу, быть может, не только своими силами, но и подключая членов. Им-то ведь не всё равно, по каким стандартам они в ближайшей перспективе будут жить и работать?
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии