***
Как уже отмечалось, в ностроевской презентации на VIII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство», на первое место среди задач реформы была поставлена регионализация. Действительно, строителям пришлось выходить из крупных межрегиональных партнёрств и устраиваться по месту прописки. Именно из этого фактора следовали и все приведённые цифры – сокращение «СРО-гигантов», феодальная раздробленность и перераспределение ресурсов между партнёрствами.
Однако при внимательном рассмотрении видно, что одна из основных задач, ставившихся при регионализации, так и не решена. Вот какой информацией на днях поделился НОСТРОЙ.
№ п.п. | Территория | Действующих организаций, зарегистрированных в регионе, по данным единого реестра членов СРО |
1 | Еврейская автономная область | 36 |
2 | Карачаево-Черкесская республика | 80 |
3 | Курганская область | 194 |
4 | Магаданская область | 80 |
5 | Ненецкий автономный округ | 18 |
6 | Республика Адыгея | 156 |
7 | Республика Алтай | 109 |
8 | Республика Ингушетия | 27 |
9 | Республика Калмыкия | 71 |
10 | Республика Тыва | 100 |
11 | Севастополь | 180 |
12 | Чукотский автономный округ | 21 |
Итого | 1072 |
Одиннадцать российских регионов так и не попытались создать собственную СРО, хотя 372-ФЗ максимально этому благоприятствует. Республика Бурятия открыла одно партнёрство и одна СРО из Ингушетии на подходе.
Более того, на конференции в докладе исполнительного директора НОСТРОЙ Виктора Прядеина прозвучали дополнительные оценки. На странице 7 мы видим ещё две таблички. В трёх субъектах РФ СРО подтвердили, что средств компфондов у них ровно столько, сколько внесли действующие члены. Это – Волгоградская, Смоленская и Ростовская области. А ещё в 4 регионах у всех действующих СРО средств и того меньше. А это уже Костромская, Мурманская, Орловская и Саратовская области. То есть, согласно норме «об исторических максимумах», над ними тоже висит дамоклов меч исключения из реестра.
Получается, что в общей сложности 12 регионов сидят без своей СРО, да ещё 7 находятся в зоне риска. Иными словами, регионализация провалилась в 19-ти из 85-ти субъектов или на 22 процентах от всех российских территорий. Более чем пятая часть страны. Это много.
Третий столбец приведённой таблицы показывает, в чём секрет. Почему в одних городах и весях саморегуляторы готовы буквально в горло друг другу вцепиться, лишь бы зарегистрировать новое партнёрство, а в других царит мёртвая тишина. Всё, как и следовало ожидать, упирается в деньги. Из 12-ти перечисленных регионов только в пяти можно наскрести более сотни членов. Более того, не факт, что и все они пожелают оставаться в системе строительного саморегулирования. Динамика такова, что строителей, заинтересованных в членстве в СРО, становится всё меньше. Причём, в небольших депрессивных регионах их количество за год уменьшилось на порядок. А нет денежного пирога, нет и интереса для организаторов СРО. Беглецы из столичных регионов или создатели новых партнёрств скорее решат потратить колоссальные ресурсы, намереваясь зайти в уже «занятые» регионы, где, однако, можно рассчитывать на солидный поток членских взносов, чем заглянут в такие бесперспективные области.
Сейчас, как известно, строители, у которых региональной СРО нет, могут воспользоваться «заплаткой» в Градкодексе, а именно пунктом 3.2 статьи 55.6, согласно которой в таком случае можно стать членом партнёрства в любом соседнем регионе. Так что строительные компании в таких субъектах оказались ещё и в более выгодном положении, чем коллеги. С одной стороны, они меньше зависят от региональной администрации, которая, как показала практика, всегда готова проявить интерес к деятельности СРО. А с другой стороны – выбор больше. Очень сомнительно, что в таких регионах строители решат взваливать на себя дополнительную заботу и лишнюю головную боль по созданию собственного партнёрства. В итоге, саморегуляторам коммерчески невыгодно, строителям не интересно. Так что регионы без региональных СРО могут надолго сохранить такое положение.
Ничего страшного в этом, конечно, нет, но успехи кампании по регионализации, которая с такой активностью была провозглашена Минстроем, представляются, по меньшей мере, сомнительными.