Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 09 / 11 /
Опубликовано: 11 сентября 2017 в 15:09
16    2780

Итоги года жизни при 372-ФЗ для саморегулирования

Делегация Национального объединения строителей представила на VIII Всероссийской конференции «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» презентацию, посвящённую промежуточным итогам реформы строительного саморегулирования. Это небольшой документ, всего на 10-ти страницах, которым сопроводил свой доклад исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин. Для саморегулируемого сообщества он интересен, прежде всего, тем, что показывает, какие результаты Нацобъединение считает приоритетными, а о каких предпочитает промолчать. А это, в свою очередь позволяет судить и о дальнейшей политике НОСТРОЙ. Свой взгляд на доклад предлагает наш добровольный автор из Самары.

***

Презентация, которую Нацобъединение предъявило граду и миру представлена на официальном сайте. Выполнена она в жанре инфографики, содержит сжатый анализ текущей ситуации и динамики, поэтому очень удобна для обзора.

Первый лист, на котором объясняется ход реализации во времени Федерального закона 372-ФЗ и показаны основные цели реформы, в общем, никакой новой информации для большинства саморегуляторов не несёт. Однако стоит отметить приоритет, в котором расставлены цели – на первом месте указана регионализация саморегулирования, и в самом хвосте значатся: «Наделение СРО доп. правами по контролю в сфере закупок», а также «Наделение СРО доп. правами по контролю в части исполнения стандартов на процессы выполнения работ и квал. стандартов». Как показывает дальнейший анализ, эта деталь очень важна и отнюдь не случайна. В середину списка занесены наделавшие столько хлопот задачи по размещению средств компфондов на спецсчетах и формированию НРС.

Затем, на 2-й и 3-й страницах речь заходит о реальных результатах реформы, выраженных в количественных показателях. С июля 2016 по сентябрь 2017 года количество СРО по стране сократилось с 269 до 254. Однако при этом численность членов уменьшилась ещё сильнее – с 126.194 до 87.324 компаний и ИП. То, есть ряды российской системы саморегулирования покинули почти 39.000 членов или 30 процентов от общего количества.

Так что не случайно кадром раньше ностроевцы дали понять, что регионализацию они ставят во главу угла всех процессов. Дальше речь пошла про итоговое перераспределение членов. Если на момент начала реформы 70,3 тысячи строителей или 55 процентов от общего числа предпочитали состоять в межрегиональных партнёрствах, то теперь они волей-неволей вынуждены вступить в партнёрство по месту своей прописки. Ну, или сменить место регистрации, кому такое решение показалось более удобным. В итоге сейчас практически вся масса строителей состоит в региональных СРО, за исключением 3.000 компаний, избавление от которых – дело ближайших месяцев, а то и недель.

На странице 4 составители презентации употребляют такой термин, как «СРО-гиганты». И видно, что введён он не для красного словца, на нём стоит остановиться подробнее. Так, до начала реформ существовало 28 СРО, в которые суммарно входило почти 60 тысяч членов (47 процентов от общей численности строителей). Сегодня можно выделить 12 «гигантов», которые объединяют 15,5 тысячи членов (18 процентов), что, конечно, означает уже гораздо меньшую концентрацию. Сократился и средний размер реестра СРО – с 469 до 343 членов.

Что означают эти цифры? Только то, что 372-ФЗ выступил как фактор «феодальной раздробленности». Крупные СРО (те самые гиганты) упрекали во всех смертных грехах практически все 7 лет существования строительного саморегулирования. Однако при многих своих недостатках они имели один несомненный плюс – концентрация строителей позволяла сокращать удельные затраты на аппарат и высвобождать средства на иную деятельность. В том числе и на ту, что ожидалась от системы строительного саморегулирования, а именно – техрегулирование, совершенствование законодательства, донесение позиции строительного сообщества до власти и наоборот. Словом, те самые меры, направленные на безопасность и качество, которые были прописаны в Градкодексе. Да, никто не утверждает, что крупные СРО во всём всегда оказывались на высоте и защищали интересы строителей. Но у них, по крайней мере, были для этого в наличии необходимые ресурсы. И если бы реформа пошла другим путём, ресурсы эти можно было бы активнее использовать во благо отрасли.

Однако всё получилось так, как получилось. Сократился членских состав большинства партнёрств, увеличились расходы в силу новых функций, предусмотренных законодательством – участие в ведение НРС, контроль за обеспечением договорных обязательств и так далее. А это значит, что уцелевшим саморегуляторам пришлось сокращаться, безжалостно ужимать расходы и экономить на всём. У одних пошли под нож «лишние» сотрудники, другим пришлось сменить офисы в центре города на скромные помещения на окраине. Очевидно, что в таких условиях становится не до спецпроектов. Какое тут техрегулирование, повышение престижа профессии или предложения в сфере законодательства, если бюджета едва-едва хватает на обязательный минимум?!
Очевидно, что работу в этом направлении может и будет вести только одна структура. А именно – сам НОСТРОЙ, который по факту уже стал за прошлый год неким суперрегулятором в сфере строительного саморегулирования. Отсюда и та политика, которую мы отметили уже на первой странице – среди целей реформы такие задачи, как дополнительные права по контролю в сфере закупок, а также дополнительные права по контролю в части исполнения стандартов на процессы выполнения работ и квалификационных стандартов отнесены в хвост списка. Да и в презентации о них говориться на страницах 8-й и 9-й, дальше только адреса для обратной связи.

По факту эти задачи становятся прерогативой не партнёрств, а НОСТРОЙ, которому предстоит разработать необходимые механизмы и довести свои решения до СРО. Такая схема работы, вынужденная для всей системы в пору феодальной региональной раздробленности. Просто потому, что необходимых организационных ресурсов для решения сложных задач у самих СРО уже не осталось. Вместе с тем в сложившейся ситуации есть свои риски. Ведь позиция суперрегулятора не всегда может учитывать весь спектр мнений, имеющийся в саморегулировании на конкретный момент времени.

При том, что и само Национальное объединение находится в непростой ситуации, вынужденное решать головоломные загадки, подкидываемые нынешним законодательством. Работы стало больше. Например, нужно довести до финала заполнение НРС, обеспечить проверку сведений и поддерживать ресурсов в актуальном состоянии. Нужно разрабатывать стандарты СТО. Нужно решать целый комплекс вопросов, связанных с контролем за обеспечением договорных обязательств. А средства уменьшились. Сокращение количество членов СРО на 30 процентов сократило бюджет НОСТРОЙ, сыграла свою роль и инфляция, с учётом того факта, что взносы уже который год остаются на одном уровне.

Получается, что в итоге с принятием 372-ФЗ страдают не только строители, которые получили новые админбарьеры, проблему со средствами, утерянными в компфондах и перспективу роста членских взносов. Страдает и вся реформа строительной отрасли. Ведь приходится решать новые сложные задачи, дробя при этом и без того скудные ресурсы.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #67153 Сергей Титов 11.09.17 в 15:59

    ● Битва за Реестр, цитирую: «Национальный реестр — это Система, которая формируется несколькими этапами (несколькими ступенями). ... Мы сейчас на первой ступени (1), проверяем квалификацию и стаж кандидатов – наполняем реестр. Второй ступенью (2) сейчас активно начали заниматься СРО: которые проверяют наличие этих реестровых специалистов в штате своих компаний-членов. Третья ступень (3) – это Заказчики, которые при заключении Контрактов уже должны начинать интересоваться, есть ли у компании-подрядчика специалисты в реестре. А четвертая (4) – это органы Госархстройнадзора (РТН), которые будут проверять те ли люди подписали на стройке исполнительную (в рублях) документацию и Акты. Поэтому НРС заработает тогда, когда на всех 4-х уровнях будет востребован», – пока что "фигуры умолчания" (в данной публикации и цитате) о стоимости. Инициатор 372-ФЗ — это Минстрой (куратор вице-премьер Дмитрий Козак); преследуются Цели и Задачи эффективного использования средств и Порядок ценообразования ●

    P.S. Стенограмма выступления Директора
    правового департамента Минстроя России: «Саморегулирование – это система активного участия самих строительных Компаний, участников рынка, которые самостоятельно решают, кто вместе с ними идет в этом направлении, а кто нет. Причем решают они это путем создания некоего механизма, который в законе прописан как компенсационный фонд. Это такой механизм ответственности», – конец цитаты о позиции Минстроя.
    Обратная зависимость; чем функциональней организован контроль СРО сметной стоимости при расходовании бюджетных средств, тем меньше будет выплат из ФОДО СРО при неисполнении Контрактов

    0

    #67155 Светлана 11.09.17 в 16:07

    зато ноприз на мороза вообще не поехал отчего то! А ведь мог бы рассказать возбужденным СРОникам как им с НРСом быть (который не заполняется нифига)!! даже заказчик может выписки подождать, но никак не ртн накануне октября

    1
    • #67185 Советник Службы 12.09.17 в 13:15

      Ответ пользователю: Светлана

      Да здрасьте не поехал, Светлана...а Клепиков по Вашему там так просто, рядом проходил? А Гримитлин так-то тоже - НОПРИЗнее не придумаешь...) Оба на плэнэре выступали...хвастались успехами...

      0

    #67158 Алёна 11.09.17 в 16:42

    Почитайте сами, ещё раз, что написано: уцелевшим саморегуляторам пришлось сокращаться, безжалостно ужимать расходы и экономить на всём. У одних пошли под нож «лишние» сотрудники, другим пришлось сменить офисы в центре города на скромные помещения на окраине. Где минусы? Я не вижу! Лишние сотрудники, которые сидят целыми днями в соцсетях теперь вынуждены искать себе работу? Из окна теперь не Центр города виден, а спальный район или завод? Так нечего в окна смотреть - надо работать! Спустя 10 лет давайте начнём работать!
    0

    #67167 PRoFeSSoR 11.09.17 в 21:29

    Ждём повышения взносов. Об этом говорили ещё год назад, а сейчас становится фактически очевидным. НОСТРОЙ поднимет, а саморегуляторы прикроются и на их фоне поднимут как для себя, так и для того парня )

    0

    #67169 Полианна 12.09.17 в 08:43

    Ээээ, а я что-то не совсем поняла: В итоге сейчас практически вся масса строителей состоит в региональных СРО, за исключением 3.000 компаний - это что значит? 3000 компаний ещё состоят в СРО не своего региона? А как так то? Уже сколько месяцев прошло с последней даты?...
    0
    • #67172 Вадим 12.09.17 в 09:54

      Ответ пользователю: Полианна

      Полианна, это проблемы неактуальности Единого реестра членов...он так и не восстановил актуальность после прошлогодней отключки..

      Те кто значатся в сро не своего региона скорее всего давно исключены.

      0

      #67178 Andreas Popaduras 12.09.17 в 10:57

      Ответ пользователю: Полианна

      Приехал мужик в Грузию на машине. Въехал в город, пристроился в хвост колоны и едет. А вся колона дружно прет на красный свет, несмотря на стоящего за перекрестком мента. Мужик вместе со всеми проехал на красный свет, а за перекрестком мент его и тормозит: — Ты чего на красный свет поехал? — Да вот, все ехали, ну и я тоже… — Слушай, дорогой, ты правила знаешь? — Конечно знаю! — А аны нэ знают!

      0

    #67211 Сергей Титов 12.09.17 в 18:40

    Путь развития строительного комплекса – во всеобщей интеграции процессов: «На данный момент успешно завершено тестирование ФГИС ЦС. Приемочная комиссия Главгосэкспертизы подтвердила соответствие системы требованиям технического задания, что позволит обеспечить ввод ФГИС ЦС в эксплуатацию (в СРО) в срок, установленный Правительством Российской Федерации: 30 сентября 2017 года. Технически запуск системы – хотя работа и ведется в авральном и срочном режиме – не вызывает опасений. ... Сложнее с организационной составляющей. Предполагается, что участниками ФГИС ЦС одновременно станут десятки тысяч юридических лиц. При этом зачастую нам приходится сталкиваться с неточной информацией, которая содержится в перечне юридических лиц: данные часто отстают по времени, и в результате этого отставания их актуальность начинает хромать. Так что самые серьезные доработки, на мой взгляд, должны проводиться именно здесь по линии работы Росстата и Минстроя. Не дожидаясь окончательного формирования ФГИС ЦС, мы по поручению вице-премьера Дмитрия Козака запустили работу с субъектами регионов РФ по актуализации этих данных, по поиску и установлению контактов на местах. Кроме этого проводим работу по обучению: рассказываем про систему, которая создается, о том, как правильно с ней работать. ... Надеемся, что до конца года будут установлены рабочие связи со всеми потенциальными участниками и отлажены все технические вопросы. ФГИС ЦС будет содержать перечень лиц, которые обязаны предоставлять информацию, предусмотренную частью 7 статьи 8.3 Градостроительного кодекса, сметные нормативы, включенные в реестр сметных нормативов, методики определения сметных цен строительных ресурсов.
    ● Уже в IV квартале 2017 года будут получены первые результаты мониторинга, а агрегированные данные - сметные цены строительных ресурсов, впервые размещенные во ФГИС ЦС: 15 декабря 2017 года, - станут частью общей Системы ценообразования на территории РФ»,
    — огласил Игорь Манылов, начальник Главгосэкспертизы России.

    P.S. Согласно части 5 статьи 55.5-1 Град/кодекса к должностным обязанностям: «Специалистов по организации строительства», – включенных в НРС относится: Приёмка законченных видов (См: Сборники сметных норм) и отдельных этапов работ (объемов СМР Членов), — по строительству, реконструкции, капитальному ремонту Объектов строек капитального строительства, различных элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, разных сетей инженерно – технического обеспечения, их участков; и с правом личной подписи соответствующих документов и для реформы системы ценообразования в строительстве, где критерий – процесс подписания Актов выполненных работ ф. №КС-2. Постановление Госкомстата от 11 ноября 1999 года № 100, — первичная документация в строительстве, См. разъяснительное письмо Минстроя от 08.06.2017 г. №20243-ТБ/02.

    PP.SS. Предмет компетенции организатора производства Члена СРО:
    1.
    Состав, содержание и порядок разработки ПОС. (Объем ПИР и ПСД)
    2. Состав, содержание и порядок разработки проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства (ПОД).
    3. Требования МДС (НПА) по организации строительной площадки.
    4. Реализация СТРОЙ/ГЕН/ПЛАНОВ в условиях городской застройки:
    4.1. Размещение на строй/площадке средств транспорта, в т.ч кранов.
    4.2. Орг/мероприятия по уменьшению размеров опасных зон: ОТ и ТБ.
    4.3. Временные дороги на строительной площадке, и подъезды к ней.
    4.4. Складское хозяйство (франко/склад) на строительной площадке
    .
    4.5.
    Производственные установки на строительной площадке.
    4.6. Временные здания и их использование при строительстве.
    4.7. Обеспечение строительства водой и канализацией (вр. схемы).
    4.8. Обеспечение строительства теплом, включая зимние условия.
    4.9. Обеспечение строительства электро/энергией и пром/связью.
    4.10. Оценка решений по организации строительной площадки в ПОС.

    Формула НРС: «Организатор строительства = Прораб + стоимость»

    1
Последние комментарии
20.03, 13:33 Надеждин Влад: Уже зарубили :-)
20.03, 11:10 CРОница Истории: Не поняла, это почему?
19.03, 20:39 Максим Юрьевич: А где Мозолевский?