Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 09 / 05 /
Опубликовано: 05 сентября 2017 в 14:16
6    1433

В конце лета количество строителей, состоящих в СРО, уменьшилось почти на 5,5 тысячи. Отрасль всё больше погружается в неконтролируемую тень?

С вступлением в силу всех положений Федерального закона № 372-ФЗ строительная отрасль всё больше погружается в тень нерегулируемого сектора, считает наш добровольный эксперт из одной поволжской саморегулируемой организации. Он попросил слово, чтобы прокомментировать эту ситуацию. Выполняем его просьбу.

***

На начало сентября членами СРО продолжают числиться, согласным данным Единого реестра, лишь 88.146 компаний и ИП. Только за август их число уменьшилось на 5.473 организации. И судя по всему, их количество продолжит и дальше уменьшаться.

В соответствии со среднесрочными прогнозами исполнительного директора НОСТРОЙ Виктора Прядеина, падение численности строительных компаний будет продолжаться и закончится где-то на отметке в 80.000 членов. Однако же, по мнению многих экспертов, эта цифра является завышенной. Дело в том, что на сегодняшний день в стране просто нет такого количества конкурентных процедур. А, соответственно, и такого количества участников, которым  необходимо состоять в СРО.

На первый взгляд, всё в порядке. Уменьшается нагрузка на малый и средний бизнес. Снимаются дополнительные административные барьеры. И пострадавшими здесь выглядят лишь СРО и Национальные объединения, чьи бюджеты существенно (почти в 2 раза!) уменьшатся.

Однако это не так. И такое уменьшение численности через какое-то время непременно скажется на качестве и безопасности в строительстве. Ведь подавляющее число строительных компаний, ныне состоящих в СРО, окажется вне какого-либо контроля за соблюдением ими требований по безопасности, строительных норм и правил. Конечно же, помимо генподрядчика, предполагается, что обеспечивать соблюдение норм и правил будет и Госстройнадзор, и Ростехнадзор в пределах своих компетенций. Но ведь это капля в море.

За 8 лет существования саморегулирования в нашей стране оно прошло долгий путь. И худо-бедно за этот период всё-таки выработало механизмы, дающие возможность осуществлять контроль за деятельностью своих членов. Появился Национальный реестр специалистов, обязательным стал контроль за соблюдением членами СРО стандартов на процессы выполнения работ, создан и откатан механизм внесудебного исключения недобросовестных СРО.

Безусловно, все эти механизмы ещё несовершенны и нуждаются в доработке. Но они есть, и их надо развивать. И далеко не все члены СРО для получения допуска фотошопили свои дипломы и свидетельства о повышения квалификации. Любой, кто имеет отношение к строительному образованию, может подтвердить, сколько десятков тысяч строителей саморегулирование заставило сесть за учебную парту.

И, в конечном счёте, коренной задачей является повышение качества и безопасности в строительстве. А это комплексная задача, решить которую возможно лишь при условии соблюдения единых требований всеми, от кого она зависит.
Наивно ожидать, что компаниях, более не нуждающихся в членстве в СРО, будут переживать о количестве своих специалистов, прошедших повышение квалификации, или о соблюдении стандартов на процессы работ. А потому и грустно наблюдать за деволюцией огромного количества строительных компаний, которые в ближайшее время забудут обо всех треволнениях, связанных с необходимостью соответствовать требованиям СРО.

Хочется надеяться, что государственный подход всё же возобладает над популизмом и государство поймёт, что поторопилось дать «вольную» строительному комплексу.


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #66988 Советник Службы 05.09.17 в 14:42

    С учётом того что за август НОСТРОЙ и РТН порезвились и сминусовали сразу 5 СРО с суммарным количеством в 7300 членов не так уж и быстро погружается в "неконтролируемый сумрак" строительная отрасль...) Признаться я думал в этом смысле титаник саморегулирования порасторопнее будет... Строители всё же очень инертны...

    3

    #66994 PRoFeSSoR 05.09.17 в 18:34

    Добровольный эксперт из "одной поволжской саморегулируемой организации", видимо под впечатлением происходящего, перегибает. Писать о том, что Госстройнадзор и Ростехнадзор в пределах своих компетенций - капля в море, в сравнении с функционалом саморегулируемых организаций - это даже вызывает усмешку.

    3
    • #66999 Советник Службы 05.09.17 в 20:11

      Ответ пользователю: PRoFeSSoR

      PRoFeSSoR думаю в материале речь идёт о некоторых видах работ подлежащих лицензированию того же Ростехнадзора к примеру. На самом деле я согласен с автором в той части, что контроль СРО и допуски хоть и были очень долгое время во многим формальным исполнением функций разрешительной системы, но всё же это лучше чем ничего. Как говорится: в лесу без птицы, @опа - соловей...)

      1

      #67001 PRoFeSSoR 06.09.17 в 00:05

      Ответ пользователю: Советник Службы

      Советник, с некоторых пор я отошёл от дел саморегулирования, являясь скорее сторонним смотрителем на всё, что сейчас происходит. Но что-то мне не кажется, что за последние несколько месяцев ситуация внутри саморегулируемых организаций сильно поменялась, и формальный признак стал действующим инструментом. Хотя и утверждать обратное тоже не могу. Если строители сейчас вместо оплакивания компенсационных фондов начнут плакать из-за избыточного контроля со стороны саморегулируемых организаций, то я пожалуй полностью с Вами соглашусь )

      0

      #67004 Сергей Титов 06.09.17 в 03:27

      Ответ пользователю: PRoFeSSoR

      ● В точку про «избыточный контроль», ибо функционерами саморегулирования зачастую движут - не декларируемые на каждом шагу понятия «качество и безопасность», а установки
      с оглядкой на правовые возможности РТН (Инспекции ГАСН) решать производственные вопросы во внесудебном порядке. Отсюда «
      грусть» автора статьи по дезавуированному 148-ФЗ, при «стандартах на процессы работ» без стоимостной оценки, где последнее определяет функциональность их применения.

      0

      #67016 Полианна 06.09.17 в 12:57

      Ответ пользователю: PRoFeSSoR

      Ой, меня прям умиляют такие СРОшники. Избыточные требования, формальный признак, бла, бла, бла. Или вы коммерсы или работали в соответствии с законодательством. Что из этого для Вас избыточные требования, а что формальный признак??? Другого у нас не было, или мне не встречались.
      0
А Вы согласны с тем, что саморегулирование всё больше погрязает в судебных спорах за деньги?
Последние комментарии
24.05, 19:14 Максим Юрьевич: Ждём результатов.
24.05, 14:26 Степан Иванов: Очень скудный отчет!