Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 08 / 29 /
Опубликовано: 29 августа 2017 в 13:24
16    2518

Стандарты НОСТРОЙ, обязательные для применения в СРО, помогут навести порядок на рынке, хотя и делают из этих СРО монстров, имеющих избыточные функции

Департамент нормативного и методического обеспечения НОСТРОЙ, директором которого является Леонид Бандорин (на снимке – ред.), разработал проект стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ 5.4-2018 «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов», главная цель которого – «совершенствование системы стандартизации в области строительства», и предложил профессиональному сообществу принять активное участие в рассмотрении и обсуждении данного документа. Срок рассмотрения установлен с 25 августа по 25 сентября 2017 года (проект стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ 5.4-2018 прилагается – ред.).

В нашу редакцию пришло письмо с комментарием представителя одной из московских СРО - заместителя руководителя СРО по контролю – относительно содержания этого стандарта. Вот что пишет автор.

***

Проект стандарта «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов» о деятельности СРО является, по сути, хорошим документом, который предполагает тщательную, всеобъемлющую оценку членов СРО со стороны самой этой СРО. Но сразу же следует отметить тот факт, что установленная этим стандартом совокупность требований по сбору информации, документированию и принятию последующих воздействий со стороны СРО в отношении своих членов имеет явный признак избыточности. Стандарт предусматривает, что функционал СРО будет значительно расширен: им придётся взять на себя часть функций налоговых инспекций, органов строительного надзора и даже следственного комитета.

Возьмем, к примеру, только один из разделов этого стандарта по контролю за членами СРО – № 8, который посвящён мониторингу деятельности членов саморегулируемой организации. Возможно, это самый безобидный раздел объёмного стандарта, который в общей сложности насчитывает 126 страниц убористого, содержательного текста. Хотя даже этот раздел имеет 23 страницы, включая обязательное Приложение Н к нему, содержащее форму отчёта о деятельности члена СРО. А сам отчёт о деятельности члена СРО включает в себя целых 8 разделов, где должна быть собрана такая информация:
  • годовая выручка члена СРО;
  • фактический совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключённым в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров;
  • система контроля качества работ и охрана труда; образование, квалификация, стаж работы, повышение квалификации и аттестация специалистов, в том числе специалистов по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
  • работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров;
  • страховые случаи и выплаты при страховании членом СРО риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда; риска ответственности за нарушение членом СРО условий договора строительного подряда;
  • имущество: здания и (или) сооружения и (или) помещения, строительные машины, транспортные средства, средства контроля и измерений, средства обеспечения промышленной безопасности;
  • участие члена СРО в судебных делах;
  • проверки органов государственного надзора и муниципального контроля, выявленные нарушения, административные наказания.
Отметим также, что мониторинг деятельности членов СРО производится «независимо от проведения проверок их деятельности».

Проект раздела № 8 «Мониторинг деятельности членов саморегулируемой организации» стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ 5.4-2018 (прилагается – ред.).

Конечно же, количество требований и мер воздействия на своих членов, которые должна применять СРО, чрезмерно велико. Сам стандарт разработан, видимо, из добрых намерений – сделать строительную сферу лучше и чище, обеспечить высокое качество строительных работ и так далее. Но, ещё раз подчеркну это, в значительной степени он дублирует функции налоговой инспекции, строительного контроля, а самое главное – призван обеспечить сбор сведений, которые, на первый взгляд, никому особенно и не нужны.

Каждая строительная организация будет вынуждена составлять подробные, гигантские отчёты о деятельности на всех её объектах, сведения обо всем её штате, а не только о 2-х специалистах, входящих в НРС, обо всех проверках, которые она где-либо проходила, обо всех договорах, которые заключила, обо всех штрафах и судебных исках и так далее. То есть объём информации, который необходимо будет теперь собирать, значительно превосходит потребности СРО, а также её возможности, в случае выявления каких-то недочетов, воздействовать на провинившуюся организацию. И главное – всё это в десятки раз превосходит требования Градостроительного Кодекса, установленные применительно к членам СРО.

С учётом того, что авторами стандарта предлагается собирать информацию в отношении каждого члена СРО, затем анализировать её, составлять табличные формы, схемы, графики, после чего проводить обобщенный анализ по всем членам – это похоже на частичную передачу СРО функций Министерства строительства по сбору и публикации статистической информации о состоянии строительной сферы. Нет сомнений, что сбор всех этих сведений полезен, только не очень понятно, для кого конкретно он полезен, и какой будет КПД у такой системы?

То, что это колоссальные трудозатраты и для членов СРО, и для работников СРО – понятно и так. То, что новая система ляжет дополнительной тяжелой финансовой ношей на членов СРО – сомнений не вызывает. Обращаем внимание, что приведённый раздел 8 – это всего лишь десятая часть общего объёма стандарта 5.4-2018 «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов». При этом данный раздел даже не затрагивает самих функций контроля, а сам этот стандарт – примерно десятая часть от всех предполагаемых НОСТРОЙ стандартов деятельности СРО.

Фактически, каждая, отдельно взятая СРО, становится не только небольшим министерством строительства, но и одновременно и налоговым ведомством, так как учитывает финансы, годовые обороты. Не вызывает сомнений, что при выполнении всех требований этого стандарта, хотя их может быть в сто раз больше, поскольку, как уже сказано, этот стандарт вероятно будет далеко не единственным, что определённая доля полезности от его появления для отрасли возникнет. Нет сомнений, что так будут выявлены фирмы однодневки и фирмы, которые ориентированы на выполнение нескольких заказов, а вовсе не созданы для того, чтобы долгие годы честно трудиться в строительной сфере. Но может оказаться, что цена выявления таких фирм будет чрезмерной, а значение новой системы для экономики страны – не очень существенным.

ОТ РЕДАКЦИИ. Приглашаем всех представителей профессионального сообщества к обсуждению этой публикации на нашем форуме!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ

СТО НОСТРОЙ 5.4-2018 «Обеспечение саморегулируемой организацией контроля деятельности своих членов»

Проект раздела № 8 «Мониторинг деятельности членов саморегулируемой организации» стандарта деятельности СТО НОСТРОЙ 5.4-2018
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #66740 Миша Бровкин 29.08.17 в 13:34

    В дополнение к вопросам, поставленным автором публикации, хочется задаться еще одним вопросом. А именно, как соотносится вынесенный на обсуждение Стандарт с Федеральным законом о коммерческой тайне? Какие сведения члены СРО будут обязаны раскрывать СРО в соответствии с законом, а в отношении каких сведений ими на законных основаниях будет установлен режим коммерческой тайны.

    3

    #66741 Полианна 29.08.17 в 13:42

    Ну а что, НОСТРОЙ любит избыточные требования, вот и подопечных своих решил наградить. Мда, топим топим саморегулирование, а оно как ка***** на поверхность всплывает. Решили ещё грузик повесить. Посмотрим что будет...
    1

    #66746 Сергей Титов 29.08.17 в 14:05

    Сразу видно, что оба проекта документов писали юристы,
    которые слабо представляют как инженерную подготовку,
    так и практику планирования (если разуметь до 1992 года),
    но наплодившие с тех пор «воз и маленькую тележку» НПА
    .
    По МДС 81-35.2004 (стоимость)
    нужна Единая позиция строй/СРО,
    включая доступный программный продукт и его внедрение Членам, обеспечивая переход на ресурсный метод расчетов стоимости при соответствии установкам Минстрой в реформе ценообразования ●

    P.S. Повторю формулу ведения НРС: «Организатор строительства = производитель работ + СМЕТЧИК» + переход на ресурсный метод + унификация исполнительной служебной документации Членов СРО,
    (критерий обладания Строй/организацией статусом Ген/подрядчика); для равнозначности технического и стоимостного регулирования ●

    2

    #66748 Советник Службы 29.08.17 в 14:09

    Весь мониторинг списан со СДОС. Только вот проблема - там ДОБРОВОЛЬНАЯ сертификация, а здесь обязаловка... Впрочем есть ведь и нежный способ не грузить свою СРО этим всем...;) Надо своего члена сертифицировать в СДОС НОСТРОЙ и усё...сиди кури...никуда ходить не надо ни к каким членам... Всё как срошники привыкли...)

    0
    • #66752 Алёна 29.08.17 в 14:55

      Ответ пользователю: Советник Службы

      Советник Службы, что значит своего члена сертифицировать в СДОС НОСТРОЙ? Можно поподробнее?

      1

      #66755 Советник Службы 29.08.17 в 16:38

      К сожалению автор удалил(а) свой комментарий

    #66751 Алёна 29.08.17 в 14:52

    А кто в Сро этим всем заниматься будет? У них что, специалисты есть? НЕТ! Тогда к чему этот цирк устраивать?

    1

    #66761 Печальный Клоун 29.08.17 в 20:21

    Бла, бла, бла, бла, бла...

    Вот только не надо забывать, что обязательными к применению для СРО и их членов являются только стандарты на процессы выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.

    Всё остальное: "Спасибо, дорогой НОСТРОЙ, но не надо!"

    2

    #66763 Владимир Юсупджанов 29.08.17 в 23:49

    Стандартизированный законом № 372 кошмар членов СРО ,стандартизированные законом № 372 нарушения законов РФ, стандартизированный законом № 372 бред НОСТРОЙ.

    5

    #66767 Сергей Титов 30.08.17 в 09:41

    0
    • #66768 Михаил Титов 30.08.17 в 10:03

      Ответ пользователю: Сергей Титов

      Сомневаюсь, что ЛСР станет продавать Гатчинский домостроительный комбинат компании ПИК для её экономически выгодной работы. "Ничего личного, это просто бизнес".

      2
А Вы согласны с тем, что саморегулирование всё больше погрязает в судебных спорах за деньги?
Последние комментарии
24.05, 19:14 Максим Юрьевич: Ждём результатов.
24.05, 14:26 Степан Иванов: Очень скудный отчет!