Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 08 / 23 /
Опубликовано: 23 августа 2017 в 15:10
3    1410

На формирование компфондов ОДО может потребоваться дополнительно 22,3 миллиарда рублей

Когда реформа строительного саморегулирования начиналась, а законопроект будущего 372-ФЗ ещё только появился на горизонте, в качестве одного из аргументов в его пользу разработчики приводили сокращение расходов для строителей на систему саморегулирования. Действительно, для компаний, готовых работать исключительно на субподряде, членство в СРО стало не обязательным. Для всех остальных минимальные требования в компенсационный фонд формально снизились. Однако на деле не всё так просто. Свою оценку дополнительных расходов для крупных строительных компаний предложил наш добровольный автор из Москвы.
***
Снижение минимальных требований к компфонду стало попыткой подсластить пилюлю проходящей реформы. В большинстве партнёрств взносы были установлены в соответствии с минимальными требованиями статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ, то есть, у строителей не ниже 300.000 рублей, у проектировщиков и изыскателей – от 100.000 рублей. Конечно, в соответствии со статьёй 55.10 ГрК общее Собрание СРО могло и повысить планку взносов в компенсационный фонд, однако партнёрства, которые пошли на это, по всей стране можно было пересчитать по пальцам одной руки.

Федеральный закон № 372-ФЗ изменил нормы статьи 55.16. Теперь, как известно, пункт 12 этой статьи устанавливает пять уровней ответственности для члена саморегулируемой организации, каждому из которых соответствует свой размер компфонда возмещения вреда. Минимум начинается со 100.000 рублей, а максимум доходит до 5.000.000 рублей.

Итак, формально минимальные требования к размеру компфонда сократись в три раза. Отметим, что в некоторых случаях затраты действительно снижаются. Во-первых, взносы в компфонд ОДО обязательны не для всех членов СРО, а только для тех, кто планирует участвовать в различных конкурсных процедурах. Нет договорных обязательств – не нужен и компенсационный фонд. Во-вторых, для небольших строительных фирм, действительно, получилась поблажка.

Давайте сравним требования к компенсационному фонду согласно ГрК в прежней и новой редакции.
 
Уровень ответственности Максимальная сумма работ по договору Размер КФ ВВ + КФ ОДО Компфонд СРО (по ГрК в старой редакции)
- 10 млн. - 300 тыс.
Первый 60 млн. 300 тыс. 500 тыс.
Второй 500 млн. 3 млн. 1 млн.
Третий 3 млрд. 6 млн. 2 млн.
Четвертый 10 млрд. 9 млн. 3 млн.
Пятый > 10 млрд. 30 млн. 10 млн.
 
Как хорошо видно, у строительных компаний, работающих по договорам на сумму до 10 миллионов, ничего не поменялось. В новой редакции ГрК они не выделены в отдельную категорию, а входят в первый уровень ответственности. В выигрыше осталась та часть строительных компаний, которая заключала договоры на сумму от 10 до 60 миллионов рублей. Вместо полумиллиона рублей они смогут внести 300 тысяч. Экономия не такая уж и большая на фоне строительного бизнеса, но она есть.

А вот для всех остальных размеры компфондов увеличились ровно в три раза. Эти крупные компании никуда не денутся из системы строительного саморегулирования – при таких суммах договоров они, как правило, работают на генподряд и членство в СРО им необходимо. Более того, специфика работы крупных холдингов зачастую предполагала членство в нескольких СРО за счёт дочерних фирм. Причины этому могли быть разные. Например, желание подстраховать риски, чтобы в случае проблем у одной организации или у партнёрства можно было быстро передать работу другой компании и продолжить, не допустив простоя. Или для того, чтобы обеспечить участие в конкурсе нескольких лиц. Таковы правила игры на российском строительном рынке, и компании вынуждены их придерживаться, чтобы сохранить свой бизнес. А это значит, что им придётся увеличить в три раза свои вложения в компфонды СРО. Сколько же они составят в масштабах страны?

Как известно, Национальное объединение строителей не публикует статистику о разделении компфондов на ОДО и ВВ. Ростехнадзор ранее приводил свои данные, однако, теперь информацию с официального сайта ведомства убрали. По июльским данным РТН, размер компенсационного фонда, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК, составил 27,3 миллиарда рублей. Из них в компфонд ОДО внесено всего 6,012 миллиарда. Очевидно, хвастаться нечем, денег у строителей нет, а закон требует серьёзных вливаний.

Что же, давайте попробуем оценить то «кровопускание», которое вынуждены понести российские строители в связи с увеличившимися требованиями к величине компенсационных фондов. Для примера возьмём крупную и благополучную СРО «МОС», которую возглавляет почётный президент НОСТРОЙ Ефим Басин. Для нас она удобна тем, что реестр на сайте партнёрства позволяет вести поиск по уровням ответственности членов.

Итак, из 285-ти членов партнёрства уровни ответственности по ОДО распределились следующим образом.
– 185 (64,9%) – первый уровень;
– 2 (0,7%) – второй уровень;
– 5 (1,8%) – третий уровень;
– 2 (0,7%) – четвертый уровень;
– 1 (0,4%) – пятый уровень;
– 90 (31,6%) – нет данных.

Путём несложных вычислений (считая на 2 членов со вторым уровнем ответственности необходимую доплату в размере 2 миллионов и так далее), получаем, что крупные строительные компании этой СРО должны довнести 56 миллионов рублей для наполнения компфонда ОДО. Ну, а если со 285-ти членов получается такая сумма, то для всех 113.429 членов СРО по стране, путём несложной пропорции, выходит 22,3 миллиарда целковых.

Для сравнения напомним, что всего по данным НОСТРОЙ, на спецсчетах на сегодняшний день собрано 58,1 миллиарда рублей. Конечно, выведенная нами цифра в 22,3 миллиарда очень условна. Выборка не большая, чтобы делать точные статистические выводы. Да и взятая для примера СРО «МОС» объединяет крупные строительные компании российской столицы. В небольших региональных СРО пропорции будут другими, а «крупной рыбки», которая готова заключать договоры на сумму свыше 10 миллиардов рублей, там может и вовсе не оказаться. Тем не менее, несомненно, что формирование компфондов ОДО станет для строительного комплекса страны серьёзным финансовым потрясением и обойдётся не в один десяток миллиардов рублей.

ОТ РЕДАКЦИИ. Что же, цифры, выведенные нашим экспертом, не радуют. А ведь ещё строительным компаниям придётся нести затраты, связанные со взносами в компенсационные фонды СРО, которые были утрачены в банках с отозванными лицензиями. Ситуация может быть куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Не случайно чиновникам пришлось в 126-ФЗ переносить сроки формирования компфондов на 1 сентября 2017 года. Но даже теперь большинство СРО не успевает это сделать. Ждём теперь на нашем форуме и Ваших мнений, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии