Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 08 / 23 /
Опубликовано: 23 августа 2017 в 13:24
3    1105

«Освобождение» строителей по 372-ФЗ уже в ближайшее время аукнется снижением качества. Отсутствие контроля рождает разгильдяйство!

С вступлением в силу 372-ФЗ строительные компании, не принимающие участия в конкурентных процедурах стоимостью свыше 3-х миллионов, могут не состоять в саморегулируемых организациях. Об этом напомнил наш добровольный эксперт из столицы, который решил поделиться своими мыслями по этому поводу с читателями сайта ЗаНоСтрой.РФ. Передаём слово внештатному автору.

***
Казалось бы, десятки тысяч предпринимателей, освобождённые от оков саморегулируемого рабства, немедленно воспрянут из нищеты и праха. А на сэкономленные на членских взносах деньги немедленно накупят инновационный инструментарий для того, чтобы более успешно и добросовестно конкурировать, тем самым повышая общее качество строительства.
Однако это не совсем так. Ситуация гораздо глубже и неоднозначнее, нежели представляется в первом приближении. И такое популистское решение чревато серьёзными последствиями для всего строительного комплекса уже в ближайшей перспективе. При этом ни в коей мере не решаются задекларированные задачи по облегчению жизни малому и среднему бизнесу.
В первую очередь стоит сразу сделать оговорку про конкурентные процедуры до трёх миллионов рублей. Дело в том, что их крайне мало. Так, например, в городе Москве в период с 1 июля по 22 августа 2017 на ЕИС в сфере закупок zakupki.gov.ru размещена информация лишь о 10-ти таких процедурах.

Заказчик, как правило, не заинтересован в проведении таких микроторгов, поскольку затраты на их подготовку и проведение порой оказываются сопоставимы со стоимостью самих процедур. Но поскольку он обязан не менее 15% своих закупок осуществлять у МСП, то они всё же существуют. Правда, реализовывает заказчик свою обязанность значительно большими «ломтями». Ведь в соответствии с пунктом 1, части 1, статьи 30, 44-ФЗ установлен на них установлен порог в 20 миллионов рублей.
Поэтому разговор о контрактах до 3-х миллионов, когда 200-300 строительных компаний, не состоящих в СРО, может быть, и заключат договоры, носит в большей степени демагогический характер.

Гораздо серьёзнее то, что 372-ФЗ фактически разделил всю строительную сферу на регулируемый и нерегулируемый сектора. Где регулируемый сектор – это формально генподрядчики от 3-х миллионов (де-юре члены СРО), а нерегулируемый – это весь остальной сектор, в котором соседствуют и конторы, типа шараш-монтаж, и крупные специализированные, высокотехнологичные компании.

И вся ответственность за качество, безопасность, соблюдение норм и требований стандартов теперь возложена на генподрядчиков. Как будут генподрядчики контролировать всё – это предсказать не сложно. Ведь, по сути, исходя из собственных целей и задач, все усилия генподрядчика направлены лишь на исполнение контракта. Заказчик не оплачивает работу генподрядчика по контролю за соблюдением подрядной организацией норм и требований. Соответственно, и контроль осуществляется по остаточному принципу: расписался в журнале за инструктаж и иди работай.

Такой подход не сможет в конечном счёте не сказаться на качестве. Ведь бесконтрольность всегда порождала разгильдяйство. И если на уровне госзаказа худо-бедно инструмент регулирования ещё как-то работают (это и реестр недобросовестных поставщиков, и членство в СРО), то с принятием 372-ФЗ для подрядчиков нет даже и этой малости.

И ведь, принимая 372-ФЗ, никто даже исследовал данный вопрос. И тут уж нельзя не согласиться с президентом СРО «Союзатомстрой» Виктором Опекуновым, который считает, что «всё это сделано под лозунгом заботы о малом бизнесе, освобождения его от какой-либо нагрузки. При этом реально работающие компании малого и среднего бизнеса никто не спросил, нужна ли им такая «забота» и такая «свобода». Их фактически бросили на амбразуру борьбы с теневым бизнесом, с компаниями однодневками, которые, демпингуя, будут выигрывать аукционы, а затем за копейки привлекать реальных подрядчиков для выполнения работ».

Обеспечивать качества работ в строительстве – это значит исполнять на регулярной основе целый комплекс мероприятий, требующих существенных затрат. Это и регулярное обучение, и повышение квалификации своего персонала (и не только ИТР, но и представителей рабочих специальностей), и внедрение систем менеджмента. Добросовестные компании, брошенные в «объятия рынка», при не всегда очевидных преимуществах по качеству, всегда (!) стоят дороже, чем «дикие бригады», для которых забота о собственной квалификации зачастую ограничивается лишь покупкой необходимых корочек.

Не трудно предсказать, как может себя повести тот или иной генподрядчик, для того, чтобы уложиться в смету и получить свою прибыль по контракту. Конечно же, не все генподрядчики такие беспринципно алчные. Но ведь сложившаяся система формирует и отношения внутри неё. И всегда есть желание хоть чуточку, но сэкономить.

Понятно, что в Минстрой не могли этого не понимать, разрабатывая 372-ФЗ. Не случайно столько разговоров о персонализации ответственности в строительстве. Для обеспечения этой ответственности и создан Национальный реестр специалистов. Но пока он заработает и станет работающим инструментом – пройдёт много времени.

Потребуется внести немало законодательных изменений и поправок, связанных с регламентом ведения НРС, соответствием специалистов внесённых в него требованиям. Очевидно, что для того, чтобы НРС по-настоящему заработал и соответствовал аналогичным зарубежным образцам, должны пройти годы, если не десятилетия. По крайней мере, за границей никому не удалось за шесть-восемь месяцев, как это спланировал Минстрой, справиться с такой грандиозной задачей.

А между тем, строительная отрасль поделена на регулируемый и нерегулируемый сектора уже сейчас. Не стал Минстрой дожидаться, пока НРС заработает и перестанет быть просто перечнем фамилий с дипломами.

И можно не быть пророком, чтобы уже сейчас предвидеть все последствия принятия этого решения. Через какое-то время станет очевидно, что строительство, это тот сегмент, который надо регулировать на всех его ступенях, не делая различий – генподрядные или подрядные работы выполняет компания. Государство вернётся к тотальному контролю разрешительной деятельности в отрасли. И не так уж принципиально будет ли это реализовано через механизмы саморегулирования или государственного лицензирования. Гораздо важнее то, какую цену придётся нам всем заплатить, сколько жизней, аварий, фактов травматизма должно случится, чтобы понять ошибочность и вред от «освобождения» строителей, который принесли отрасли № 372 и 126-ФЗ.

ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, наш добровольный эксперт свой, довольно-таки пессимистичный прогноз сделал. Теперь Ваша очередь, уважаемые читатели и профессионалы строительного саморегулирования. С огромным нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #66610 Александр Ш 23.08.17 в 15:03

    Всё было сделано правильно. Ответственность перед заказчиком за весь комплекс работ несет генподрядчик, он и должен состоять в СРО. И вообще нужно было сделать СРО в строительстве добровольным и планомерно внедрять в жизнь систему ответственности главных инженеров за безопасность возводимых объектов (нац. реестр).

    2

    #66611 Александр Ш 23.08.17 в 15:06

    Качество и членство в СРО - это абсолютно разные (к сожалению) вещи. Даже сертификация при формальном ее внедрении, никак не скажется на качестве работ и услуг. То тогда каким образом СРО может повлиять на качество?

    0

    #66612 Александр Ш 23.08.17 в 15:16

    Вопрос к редакции: "Профессионал строительного саморегулирования" - это что такое? Я понимаю еще "эксперт"

    0
Что Вы думаете о «банкротных войнах» НОСТРОЙ?
Последние комментарии
19.04, 16:23 Максим Юрьевич: Молодцы!
19.04, 12:02 Александр Владимиров: Зачем Прядеину Басин?
18.04, 16:47 Александр Нестеров: Он ещё и член Совета НОСТРОЙ...