Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 08 / 22 /
Опубликовано: 22 августа 2017 в 10:51
2    1070

В сфере госзакупок в строительстве сократилась конкуренция. И виной тому 372-ФЗ?

Эксперты отрасли считают, что сокращение конкуренции в сфере госзакупок в важнейшей отрасли России объясняется тем, что до сих пор не закончен процесс формирования компфондов обеспечения договорных обязательств многих саморегулируемых организаций. В качестве одной из причин такого явления, по мнению внештатного автора из Подмосковья, является вступление в силу 372-ФЗ. Впрочем, уступаем место на нашей народной трибуне эксперту.

***

С 1 июля 2017 года, согласно внесённым 372-ФЗ изменениям в Градостроительный кодекс РФ, в аукционной и конкурсной документации изменились требования к участникам закупки:

«Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки:

– участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

– саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

– совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения обязательств;

участник аукциона должен представить выписку (копию выписки) из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 года № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе».

Однако ни саморегулируемые организации, ни их члены оказались не готовы к такому стремительному и резкому изменению правил игры на рынке госзаказа. Причиной тому – целый букет обстоятельств.

Прежде всего, принятый в июне 126-ФЗ де-факто предоставил СРО отсрочку до 1 сентября 2017 года для формирования и размещения КФ ОДО. С точки зрения СРО, это правильное решение, поскольку не секрет, что формирование компфондов ОДО идёт трудно и долго. Здесь сыграли свою роль и короткий период, отведённый для всех участников саморегулирования на переход работы по новым правилам, и утрата саморегулируемыми организациями средств компенсационных фондов в банках с отозванными лицензиями. В результате многие СРО просто не смогли сформировать компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.

Но с 1 июля 2017 года требования к сформированному КФ ОДО, в соответствии с Градкодексом и 372-ФЗ, уже включаются в требования к участникам конкурентных процедур. По существу, возникла (уже который раз по счёту) правовая коллизия, когда одна норма предписывает применение закона, а вторая де-факто предоставляет отсрочку.

И заложниками этой ситуации оказываются участники закупок – строительные компании и госзаказчики, на которых отсутствие реальной и добросовестной конкуренции отражается существенным снижением экономии бюджетных средств, а подчас качеством работ и нарушениями сроков исполнения контрактов.

Так, например, согласно данным мониторинга СРО по Московской области из 13-ти саморегулируемых организаций региона лишь 8 сформировали КФ ОДО в минимально необходимом объёме. В остальных СРО компфонды хоть и сформированы, но соотношение КФ ОДО к КФ ВВ свидетельствует о том, что процесс формирования компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств ещё очень далёк от завершения. По сути, подавляющая часть членов подмосковных СРО не имеет права участвовать в торгах по этой причине. Хотя формально можно сказать, что на сегодняшний день возможность участия в конкурентных процедурах – это единственная причина того, что все 4.176 подмосковных строительных компаний состоят в СРО и платят членские взносы.

Сведения о размещении средств компенсационных фондов ВВ и компенсационных фондов ОДО в СРО, зарегистрированных в Московской области.
 

п/п
Наименование СРО Кол-во членов Сведения о сформированном КФ ВВ, согласно данным Ростехнадзора и сайтов СРО (руб.) Сведения о формировании КФ ОДО, согласно данным Ростехнадзора и сайтов СРО (руб.) Объём средств, размещённых на спецсчёте в уполномоченном банке (руб.)
1 Союз «Мособлстройкомплекс»
СРО-С-035-09092009
530 Нет данных Нет данных 58 598 801
2 Ассоциация «МВС»
СРО-С-065-11112009
141 151 167 701 36 700 000 180 567 701
3 Ассоциация «ОСО»
СРО-С-095-02122009
402 121 435 000 264 172 000 414 063 185
 
4 Союз «АСМО»
СРО-С-102-07122009
219 Нет данных Нет данных 21 621 068
 
5 СРО «Союзинжстрой»
СРО-С-121-17122009
155 20 060 771

 
Нет данных 22 660 771
 
6 Ассоциация СРО "Стройкорпорация"
СРО-С-130-21122009
376 202 955 113 248 750 328 457 010 647
 
7 Ассоциация «СРО «ОСП»
СРО-С-137-22122009
283 91 324 300 89 220 005 180 544 305
 
8 Ассоциация «СРО «РОПС»
СРО-С-201-19022010
203 61 900 000

 
54 480 904

 
123 675 872
 
9 АСП «ФЛАГМАН»
СРО-С-212-29032010
135 19 000 000 6 000 000 27 600 000
 
10 Ассоциация «СРО «МАС»
СРО-С-217-19042010
358 Нет данных Нет данных 236 129 060
 
11 СРО Ассоциация «ОСОПС»
СРО-С-219-21042010
235 10 000 000 Нет данных 13 100 000
 
12 АС «Национальный альянс строителей»
СРО-С-246-13062012
398 Нет данных Нет данных 278 923 421
 
13 СРО АС «Межрегионстройальянс»
СРО-С-253-05092012
741 185 827 854
 
105 200 000

 
291 027 854
 
Итого 4 176

Впрочем, винить лишь СРО в том, что компенсационные фонды ОДО до сих пор у доброй половины из них не сформированы, было бы несправедливо.

Как всегда, в законодательные «хотелки» вмешался финансовый вопрос. Уровни ответственности КФ ОДО сформированы таким образом, что для участия в торгах, скажем, с начальной минимальной ценой контракта, например, свыше 60 миллионов рублей строительная компания должна довнести (доплатить) в компенсационный фонд ОДО единовременно 2,5 миллиона рублей. То есть взнос с каждой компании в КФ ВВ + КФ ОДО составит 3 миллиона рублей. Стоимость входного билета для строителей повысилась как минимум в 3 раза!

Законодатель, не мудрствуя лукаво, согнал в общую кучу всех строителей, не делая разницы между ними. Хотя сложность и уровень квалификации между генподрядом на 60 миллионов и 500 миллионов имеет, согласитесь, весьма существенные различия. Это всё равно, что разница между обычными прыжками и прыжками с шестом. Совершенно разные квалификации, компетенции и риски.

Не хочет, а зачастую и не может строитель ради потенциальной и далеко не 100-процентной возможности участия в торгах раскошеливаться на миллионы реальных рублей.

Надо сказать, что не только строители, но и заказчики, заинтересованные в исполнении контрактов и не желающие рисковать со случайными «залётными» исполнителями, «встают на паузу» – и либо не размещают информацию о предстоящих закупках, либо переносят сроки размещения на осень, в ожидании, когда коллизия рассосётся, и в СРО наступит ясность с компфондами.
А пока этого не случилось, остаётся утешать себя надеждой, что законодатели из Минстроя России сделают хоть какие-то выводы из истории принятия и применения 372-ФЗ и последующие законы будут принимать не так скоропалительно, а тщательно просчитывая все возможные последствия.

ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, наш добровольный эксперт свою точку зрения высказал. Согласны ли Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования с такой оценкой? С нетерпением ждём Ваших комментариев на нашем форуме!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #66592 Советник Службы 22.08.17 в 11:03

    Да уж... не спешат строители кровно заработанные рубли в СРО тащить. Впрочем вон у Анвара в СРО всё вроде бы пучком. И даже соотношение приемлимое.

    А не указывают данные видимо те СРО в которых меньше 6 миллионов в ОДО собрато. И таких СРО чуть не половина в Московской области набралось... Прискорбно конечно, но не смертельно. Есть регионы где вообще всё плачевно...например Мурманская область. Там судя по всему только иногородние могут на аукционы ходить...)

    Вот про такие регионы и надо ЗНС писать, а не теребить близлежащее относительно компфондно сытое подмосковье...)

    0

    #66593 Сергей Титов 22.08.17 в 11:18

    ● Идут: уголовные дела против застройщиков, — первая половина августа 2017 года. Все это прямое следствие многолетнего тумана в обработке служебной строительной информации Объектов, который усугубляется содержанием смет не корректных конкурсов и волевыми решениями Актов №КС-2 «под сумму кредитования»; где все ресурсы и затраты списываются «на котёл». ... Исполнение по СМЕТАМ: должно способствовать работе ФОДО строй/СРО, — вопрос данной статьи ●

    P.S. Правительство утвердило план обеспечения россиян доступным жильем — Правительство России утвердило план реализации программы по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем, а также коммунальными услугами на период с 2017 по 2019 годы. Соответствующий документ опубликован на сайте кабмина. Инициатива была внесена Министерством строительства. План включает 24 наиболее важных социально значимых контрольных события, сроки их достижения, ожидаемые результаты и информацию об ответственных федеральных органах исполнительной власти, говорится в постановлении. ... В 2015 году действие федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» было продлено до 2020 года. Согласно распоряжению правительства, новый этап обеспечения граждан доступным жильем потребует больше средств, чем прежний (691 млрд руб. против 591 млрд руб.), но при этом должен снизить ожидаемые властями целевые показатели. Рисками для выполнения ФЦП назывались урезание бюджетных расходов на фоне ухудшения ситуации в экономике и неспособность высокодотационных регионов обеспечить необходимый уровень софинансирования программы в РФ.

    1
Последние комментарии