***
С 1 июля 2017 года, согласно внесённым 372-ФЗ изменениям в Градостроительный кодекс РФ, в аукционной и конкурсной документации изменились требования к участникам закупки:
«Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки:
– участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
– саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
– совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения обязательств;
– участник аукциона должен представить выписку (копию выписки) из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 года № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе».
Однако ни саморегулируемые организации, ни их члены оказались не готовы к такому стремительному и резкому изменению правил игры на рынке госзаказа. Причиной тому – целый букет обстоятельств.
Прежде всего, принятый в июне 126-ФЗ де-факто предоставил СРО отсрочку до 1 сентября 2017 года для формирования и размещения КФ ОДО. С точки зрения СРО, это правильное решение, поскольку не секрет, что формирование компфондов ОДО идёт трудно и долго. Здесь сыграли свою роль и короткий период, отведённый для всех участников саморегулирования на переход работы по новым правилам, и утрата саморегулируемыми организациями средств компенсационных фондов в банках с отозванными лицензиями. В результате многие СРО просто не смогли сформировать компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.
Но с 1 июля 2017 года требования к сформированному КФ ОДО, в соответствии с Градкодексом и 372-ФЗ, уже включаются в требования к участникам конкурентных процедур. По существу, возникла (уже который раз по счёту) правовая коллизия, когда одна норма предписывает применение закона, а вторая де-факто предоставляет отсрочку.
И заложниками этой ситуации оказываются участники закупок – строительные компании и госзаказчики, на которых отсутствие реальной и добросовестной конкуренции отражается существенным снижением экономии бюджетных средств, а подчас качеством работ и нарушениями сроков исполнения контрактов.
Так, например, согласно данным мониторинга СРО по Московской области из 13-ти саморегулируемых организаций региона лишь 8 сформировали КФ ОДО в минимально необходимом объёме. В остальных СРО компфонды хоть и сформированы, но соотношение КФ ОДО к КФ ВВ свидетельствует о том, что процесс формирования компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств ещё очень далёк от завершения. По сути, подавляющая часть членов подмосковных СРО не имеет права участвовать в торгах по этой причине. Хотя формально можно сказать, что на сегодняшний день возможность участия в конкурентных процедурах – это единственная причина того, что все 4.176 подмосковных строительных компаний состоят в СРО и платят членские взносы.
Сведения о размещении средств компенсационных фондов ВВ и компенсационных фондов ОДО в СРО, зарегистрированных в Московской области.
№ п/п |
Наименование СРО | Кол-во членов | Сведения о сформированном КФ ВВ, согласно данным Ростехнадзора и сайтов СРО (руб.) | Сведения о формировании КФ ОДО, согласно данным Ростехнадзора и сайтов СРО (руб.) | Объём средств, размещённых на спецсчёте в уполномоченном банке (руб.) |
1 | Союз «Мособлстройкомплекс» СРО-С-035-09092009 |
530 | Нет данных | Нет данных | 58 598 801 |
2 | Ассоциация «МВС» СРО-С-065-11112009 |
141 | 151 167 701 | 36 700 000 | 180 567 701 |
3 | Ассоциация «ОСО» СРО-С-095-02122009 |
402 | 121 435 000 | 264 172 000 | 414 063 185 |
4 | Союз «АСМО» СРО-С-102-07122009 |
219 | Нет данных | Нет данных | 21 621 068 |
5 | СРО «Союзинжстрой» СРО-С-121-17122009 |
155 | 20 060 771 |
Нет данных | 22 660 771 |
6 | Ассоциация СРО "Стройкорпорация" СРО-С-130-21122009 |
376 | 202 955 113 | 248 750 328 | 457 010 647 |
7 | Ассоциация «СРО «ОСП» СРО-С-137-22122009 |
283 | 91 324 300 | 89 220 005 | 180 544 305 |
8 | Ассоциация «СРО «РОПС» СРО-С-201-19022010 |
203 | 61 900 000 |
54 480 904 |
123 675 872 |
9 | АСП «ФЛАГМАН» СРО-С-212-29032010 |
135 | 19 000 000 | 6 000 000 | 27 600 000 |
10 | Ассоциация «СРО «МАС» СРО-С-217-19042010 |
358 | Нет данных | Нет данных | 236 129 060 |
11 | СРО Ассоциация «ОСОПС» СРО-С-219-21042010 |
235 | 10 000 000 | Нет данных | 13 100 000 |
12 | АС «Национальный альянс строителей» СРО-С-246-13062012 |
398 | Нет данных | Нет данных | 278 923 421 |
13 | СРО АС «Межрегионстройальянс» СРО-С-253-05092012 |
741 | 185 827 854 |
105 200 000 |
291 027 854 |
Итого | 4 176 |
Впрочем, винить лишь СРО в том, что компенсационные фонды ОДО до сих пор у доброй половины из них не сформированы, было бы несправедливо.
Как всегда, в законодательные «хотелки» вмешался финансовый вопрос. Уровни ответственности КФ ОДО сформированы таким образом, что для участия в торгах, скажем, с начальной минимальной ценой контракта, например, свыше 60 миллионов рублей строительная компания должна довнести (доплатить) в компенсационный фонд ОДО единовременно 2,5 миллиона рублей. То есть взнос с каждой компании в КФ ВВ + КФ ОДО составит 3 миллиона рублей. Стоимость входного билета для строителей повысилась как минимум в 3 раза!
Законодатель, не мудрствуя лукаво, согнал в общую кучу всех строителей, не делая разницы между ними. Хотя сложность и уровень квалификации между генподрядом на 60 миллионов и 500 миллионов имеет, согласитесь, весьма существенные различия. Это всё равно, что разница между обычными прыжками и прыжками с шестом. Совершенно разные квалификации, компетенции и риски.
Не хочет, а зачастую и не может строитель ради потенциальной и далеко не 100-процентной возможности участия в торгах раскошеливаться на миллионы реальных рублей.
Надо сказать, что не только строители, но и заказчики, заинтересованные в исполнении контрактов и не желающие рисковать со случайными «залётными» исполнителями, «встают на паузу» – и либо не размещают информацию о предстоящих закупках, либо переносят сроки размещения на осень, в ожидании, когда коллизия рассосётся, и в СРО наступит ясность с компфондами.
А пока этого не случилось, остаётся утешать себя надеждой, что законодатели из Минстроя России сделают хоть какие-то выводы из истории принятия и применения 372-ФЗ и последующие законы будут принимать не так скоропалительно, а тщательно просчитывая все возможные последствия.
ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, наш добровольный эксперт свою точку зрения высказал. Согласны ли Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования с такой оценкой? С нетерпением ждём Ваших комментариев на нашем форуме!
Ваш ЗаНоСтрой.РФ