Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 08 / 22 /
Опубликовано: 22 августа 2017 в 10:51
2    2243

В сфере госзакупок в строительстве сократилась конкуренция. И виной тому 372-ФЗ?

Эксперты отрасли считают, что сокращение конкуренции в сфере госзакупок в важнейшей отрасли России объясняется тем, что до сих пор не закончен процесс формирования компфондов обеспечения договорных обязательств многих саморегулируемых организаций. В качестве одной из причин такого явления, по мнению внештатного автора из Подмосковья, является вступление в силу 372-ФЗ. Впрочем, уступаем место на нашей народной трибуне эксперту.

***

С 1 июля 2017 года, согласно внесённым 372-ФЗ изменениям в Градостроительный кодекс РФ, в аукционной и конкурсной документации изменились требования к участникам закупки:

«Требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимся объектом закупки:

– участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

– саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

– совокупный размер обязательств участника аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения обязательств;

участник аукциона должен представить выписку (копию выписки) из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 года № 58. Выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе».

Однако ни саморегулируемые организации, ни их члены оказались не готовы к такому стремительному и резкому изменению правил игры на рынке госзаказа. Причиной тому – целый букет обстоятельств.

Прежде всего, принятый в июне 126-ФЗ де-факто предоставил СРО отсрочку до 1 сентября 2017 года для формирования и размещения КФ ОДО. С точки зрения СРО, это правильное решение, поскольку не секрет, что формирование компфондов ОДО идёт трудно и долго. Здесь сыграли свою роль и короткий период, отведённый для всех участников саморегулирования на переход работы по новым правилам, и утрата саморегулируемыми организациями средств компенсационных фондов в банках с отозванными лицензиями. В результате многие СРО просто не смогли сформировать компенсационные фонды возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.

Но с 1 июля 2017 года требования к сформированному КФ ОДО, в соответствии с Градкодексом и 372-ФЗ, уже включаются в требования к участникам конкурентных процедур. По существу, возникла (уже который раз по счёту) правовая коллизия, когда одна норма предписывает применение закона, а вторая де-факто предоставляет отсрочку.

И заложниками этой ситуации оказываются участники закупок – строительные компании и госзаказчики, на которых отсутствие реальной и добросовестной конкуренции отражается существенным снижением экономии бюджетных средств, а подчас качеством работ и нарушениями сроков исполнения контрактов.

Так, например, согласно данным мониторинга СРО по Московской области из 13-ти саморегулируемых организаций региона лишь 8 сформировали КФ ОДО в минимально необходимом объёме. В остальных СРО компфонды хоть и сформированы, но соотношение КФ ОДО к КФ ВВ свидетельствует о том, что процесс формирования компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств ещё очень далёк от завершения. По сути, подавляющая часть членов подмосковных СРО не имеет права участвовать в торгах по этой причине. Хотя формально можно сказать, что на сегодняшний день возможность участия в конкурентных процедурах – это единственная причина того, что все 4.176 подмосковных строительных компаний состоят в СРО и платят членские взносы.

Сведения о размещении средств компенсационных фондов ВВ и компенсационных фондов ОДО в СРО, зарегистрированных в Московской области.
 

п/п
Наименование СРО Кол-во членов Сведения о сформированном КФ ВВ, согласно данным Ростехнадзора и сайтов СРО (руб.) Сведения о формировании КФ ОДО, согласно данным Ростехнадзора и сайтов СРО (руб.) Объём средств, размещённых на спецсчёте в уполномоченном банке (руб.)
1 Союз «Мособлстройкомплекс»
СРО-С-035-09092009
530 Нет данных Нет данных 58 598 801
2 Ассоциация «МВС»
СРО-С-065-11112009
141 151 167 701 36 700 000 180 567 701
3 Ассоциация «ОСО»
СРО-С-095-02122009
402 121 435 000 264 172 000 414 063 185
 
4 Союз «АСМО»
СРО-С-102-07122009
219 Нет данных Нет данных 21 621 068
 
5 СРО «Союзинжстрой»
СРО-С-121-17122009
155 20 060 771

 
Нет данных 22 660 771
 
6 Ассоциация СРО "Стройкорпорация"
СРО-С-130-21122009
376 202 955 113 248 750 328 457 010 647
 
7 Ассоциация «СРО «ОСП»
СРО-С-137-22122009
283 91 324 300 89 220 005 180 544 305
 
8 Ассоциация «СРО «РОПС»
СРО-С-201-19022010
203 61 900 000

 
54 480 904

 
123 675 872
 
9 АСП «ФЛАГМАН»
СРО-С-212-29032010
135 19 000 000 6 000 000 27 600 000
 
10 Ассоциация «СРО «МАС»
СРО-С-217-19042010
358 Нет данных Нет данных 236 129 060
 
11 СРО Ассоциация «ОСОПС»
СРО-С-219-21042010
235 10 000 000 Нет данных 13 100 000
 
12 АС «Национальный альянс строителей»
СРО-С-246-13062012
398 Нет данных Нет данных 278 923 421
 
13 СРО АС «Межрегионстройальянс»
СРО-С-253-05092012
741 185 827 854
 
105 200 000

 
291 027 854
 
Итого 4 176

Впрочем, винить лишь СРО в том, что компенсационные фонды ОДО до сих пор у доброй половины из них не сформированы, было бы несправедливо.

Как всегда, в законодательные «хотелки» вмешался финансовый вопрос. Уровни ответственности КФ ОДО сформированы таким образом, что для участия в торгах, скажем, с начальной минимальной ценой контракта, например, свыше 60 миллионов рублей строительная компания должна довнести (доплатить) в компенсационный фонд ОДО единовременно 2,5 миллиона рублей. То есть взнос с каждой компании в КФ ВВ + КФ ОДО составит 3 миллиона рублей. Стоимость входного билета для строителей повысилась как минимум в 3 раза!

Законодатель, не мудрствуя лукаво, согнал в общую кучу всех строителей, не делая разницы между ними. Хотя сложность и уровень квалификации между генподрядом на 60 миллионов и 500 миллионов имеет, согласитесь, весьма существенные различия. Это всё равно, что разница между обычными прыжками и прыжками с шестом. Совершенно разные квалификации, компетенции и риски.

Не хочет, а зачастую и не может строитель ради потенциальной и далеко не 100-процентной возможности участия в торгах раскошеливаться на миллионы реальных рублей.

Надо сказать, что не только строители, но и заказчики, заинтересованные в исполнении контрактов и не желающие рисковать со случайными «залётными» исполнителями, «встают на паузу» – и либо не размещают информацию о предстоящих закупках, либо переносят сроки размещения на осень, в ожидании, когда коллизия рассосётся, и в СРО наступит ясность с компфондами.
А пока этого не случилось, остаётся утешать себя надеждой, что законодатели из Минстроя России сделают хоть какие-то выводы из истории принятия и применения 372-ФЗ и последующие законы будут принимать не так скоропалительно, а тщательно просчитывая все возможные последствия.

ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, наш добровольный эксперт свою точку зрения высказал. Согласны ли Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования с такой оценкой? С нетерпением ждём Ваших комментариев на нашем форуме!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии