Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 07 / 12 /
Опубликовано: 12 июля 2017 в 11:36
20    5300

Формирование КФ ОДО – очередной этап игры на выживание, которая болезненно ударит по строительному комплексу? Статистика удручает…

Как известно, одной из главных целей реформы саморегулирования называлось перераспределение средств компенсационного фонда из неработающего и невостребованного актива туда, где он мог бы служить в качестве реально действующего инструмента. С этой целью КФ распределили на 2 компфонда – возмещение вреда (ВВ) и обеспечения договорных обязательств (ОДО) в соотношении с учётом меры ответственности 1:2 (300.000 КФ = 100.000 КФ ВВ + 200.000 КФ ОДО).

К 1 июля все СРО, в соответствии с Федеральным законом 372-ФЗ, должны были сформировать КФ ОДО. Но между тем, на дворе июль, а добрая половина строительных СРО так до сих пор этого и не сделала.

Как известно, Национальное объединение строителей не публикует статистику о разделении компфондов на ОДО и ВВ, что и понятно: перед НОСТРОЙ была поставлена другая задача – добиться максимального перевода денег на спецсчета. Однако Ростехнадзор приводит на этот счёт более подробную статистику.

Размер компенсационного фонда, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК, составляет, по данным РТН, 27,3 миллиарда рублей. Это средства, которые собраны, но так и не были сформированы в КФ ВВ и КФ ОДО. В качестве КФ ВВ размещено 13,804 миллиарда. Размер компфондов ОДО, который, согласно Градкодексу (статья 55.16 пункт 13), должен быть в два раза больше. Но пока, наоборот, почти в два раза меньше – всего 6,012 миллиарда рублей.

Ещё одна важная цифра – Ростехнадзор подсчитал, что в банках с отозванными лицензиями у строительных СРО заморожено 8,435 миллиарда рублей. Очевидно, что в реальности эта сумма гораздо больше, поскольку не учтены крупные партнёрства, которые НОСТРОЙ исключил из реестра в последние полгода. К тому же, многие СРО до сих пор не предоставляют точной информации по компфондам, предпочитая давать общую цифру средств, размещённых сразу в нескольких банках, и не конкретизируя, в каких пропорциях она разделена.

Таким образом, общая сумма компфондов по-ростехнадзоровски (как поделённых на ВВ и ОДО, так и просто размещённых на спецсчетах) составляет 47,155 миллиарда рублей. Напомним, что, согласно информации надзорного ведомства, на 1 октября 2016 года компфонды строительных СРО составляли 101,61 миллиарда рублей. То есть, собрать удалось 46%. И шансы, что в ближайшее время эта сумма существенно увеличится, невелики.

Если смотреть по количеству СРО, то статистика выглядит не менее удручающе. Всего 132 СРО из 265-ти, ныне состоящих в Едином реестре, начали формировать компфонды ВВ. До формирования компфондов ОДО дошли всего 56 саморегулируемых организаций, то есть, чуть более 20% от всех СРО.

Что это означает для партнёрств? Ничего хорошего.

Как сказано в 126-ФЗ «О внесении изменений в статью 55.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации…» (статья 2 пункт 2: «…3) в части 2 слова «1 ноября 2016 года разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации», заменить словами «1 сентября 2017 года разместить в полном объёме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда».

То есть, к 1 сентября СРО должна в полном объёме предъявить компфонд ВВ. Пока удалось собрать сформировать какой-то компфонд возмещения вреда только 132-м СРО. О том, в каком объёме они это сделали, говорить не приходится.

Далее закон гласит следующее:

«4) часть 3 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) некоммерческая организация, имеющая статус саморегулируемой организации, не разместила или разместила не в полном объёме средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, действовавшим до 4 июля 2016 года, или средства компенсационного фонда возмещения вреда и в случае формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств средства такого фонда на специальном банковском счёте, открытом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации».

Часть 3 статьи 3.3 Федерального закона 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» регламентирует случаи, в которых орган надзора за саморегулируемыми организациями принимает решение об исключении некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, из Государственного реестра. А также прописывает срок, с которого норма начинает действовать – 1 октября 2017 года.

С этой даты начнётся исключение Ростехнадзором сведений о СРО из Госреестра в случае неподтверждения статуса СРО, а также нахождения в её составе членов из других регионов. Иными словами, те партнёрства, которые не смогут к этому сроку предъявить полностью укомплектованные КФ ВВ и КФ ОДО. Время осталось всего ничего – меньше двух месяцев.

Здесь снова саморегуляторам придётся столкнуться с нормой об «исторических максимумах». Из реестра будут исключены все без разбора – и те СРО, руководители которых беззастенчиво выводили средства компфондов с помощью управляющих компаний и ручных банков, и те, которые открыли спецсчёт в кредитной организации, внезапно оказавшейся под санационным катком Центробанка. Не минует чаша сия даже тех саморегуляторов, которые полагали, что нашли отличное решение, сотнями и тысячами избавляясь от собственных членов. Денежки предъявить придётся всем. Впрочем, многие руководители СРО считают такое развитие сценария спорным и уже готовятся отстаивать свою право на трактовку 126-ФЗ в судах.

А это означает новые проблемы и для строителей. Снова начнутся исключения из реестра, суды с участием строительных организаций – членов СРО, самих СРО, Ростехнадзора и Национальных объединений.

Новые десятки партнёрств лишатся статуса СРО, а строители будут вынуждены приостанавливать работы и в срочном порядке искать новую СРО, собирая средства на взнос в два компфонда. В конечном итоге, из отрасли будут выкачаны новые миллиарды, которые благополучно осядут на счетах крупнейших российских банков, помогая «жирным котам» заткнуть финансовые дыры.

Иными словами, осень, по которой, как известно, в России обычно считают цыплят, окажется временем не подсчёта, а массового забоя или, в лучшем случае основательного выщипывания пёрышек. И если говорить про позитивный эффект от реформы строительного саморегулирования пока сложно, то негативные последствия уже давно стали очевидны для всех. Кроме, пожалуй, команды, разработавшей и принявшей цикл законов, регламентирующих проведение реформы.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии