Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 06 / 22 /
Опубликовано: 22 июня 2017 в 08:58
30    3468

Матрица для инженера. Через 10 дней в России начинает работу Национальный реестр специалистов

ОТ РЕДАКЦИИ. Под таким заголовком сегодня  опубликована статья в популярном еженедельнике «Аргументы Недели». Это издание, напомним, часто обращается к теме строительства и саморегулирования. Вот и на этот раз материал посвящён одному из главных вопросов продолжающейся реформы в важнейшей отрасли и её СРО-системы. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с этой публикацией.

***

Одним из инструментов реформирования строительной отрасли в Российской Федерации должен стать Национальный реестр специалистов (НРС). Идеи, которые были предложены реформаторами, логичны и понятны. Единая база данных по квалифицированным специалистам, работающим в области строительства, проектирования и инженерных изысканий, поможет заказчикам и организаторам торгов разобраться, где настоящие компании с укомплектованным штатом ИТР, а где фирмы однодневки, которых лучше держать от стройплощадок подальше. Однако, дьявол, как известно, кроется в деталях. И любое хорошее начинание при определённых условиях может достичь прямо противоположного эффекта.

Создание НРС прописано в нормах Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» (372-ФЗ), который в полном объёме вступит в силу с 1 июля, а фактически – с понедельника 3 июля этого года. Можно долго перечислять все те выгоды, которые были обещаны законотворцами от запуска реестра. Единая база данных инженеров строителей, проектировщиков и изыскателей должна помочь совершенствованию механизма учёта квалификации специалистов при оценке компетенции юридического лица. А также обеспечить информационную поддержку квалифицированного и достоверного выбора заказчиком исполнителя.

В качестве дополнительного аргумента архитекторы НРС кивали на западный опыт. В большинстве европейских стран подобные реестры, действительно, созданы. Более того, они положены в основу разрешительной системы в строительстве, архитектурном проектировании и изысканиях. Даже лицензии, выдаваемые юридическим лицам, зачастую, оказываются лишь второй производной для обеспечения ответственности подрядчика.

Головоломная задача

Как же реализовать все эти благие идеи на практике? В законе прописали, что созданием и ведением реестра будут заниматься Национальные объединения саморегулируемых организаций (СРО). То есть, у строителей – НОСТРОЙ, а у проектировщиков и изыскателей – НОПРИЗ. На роль агентов, обеспечивающих сбор, первоначальную проверку и передачу информации в Нацобъединения, определили сами партнёрства.

И вот с 1 июля 2017 года каждая строительная компания-генподрядчик должна иметь в штате не менее двух ГИПов (главных инженеров проекта). Для проектных и изыскательных компаний установлены такие же требования – наличие в штате на постоянной основе не менее двух ГИПов или ГАПов (главных архитекторов проекта).

При этом к каждому специалисту предъявляются достаточно серьёзные требования.

Во-первых, наличие высшего профессионального образования.

Во-вторых, наличие стажа работы в профильных организациях на инженерных должностях не менее чем три года.

В-третьих, наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее, чем десять лет.

В-четвёртых, повышение квалификации специалиста не реже одного раза в пять лет.

Наконец, последний пункт касается иностранных граждан. У них должны быть документы, дающие разрешение на работу.

В качестве подтверждающих документов должны быть предъявлены заявление на включение в НРС, копия диплома, копия трудовой книжки, копия удостоверения о повышении квалификации, справка об отсутствии судимости, согласие на обработку персональных данных, а также копия разрешения на работу или патент для иностранцев.

Как можно увидеть из этого перечня, требования получились жёсткие, а пакет документов предстоит собрать весьма солидный. И здесь у экспертов возникли первые сомнения в потенциальной реализуемости НРС в его нынешнем виде. Ведь на сегодняшний день, по данным Единого реестра стройкомпаний, в РФ осуществляют свою деятельность порядка 120 тысяч строительных компаний. Проектных и изыскательских в два раза меньше – ещё 60 тысяч. Исходя из этого, в Национальные реестры специалистов предстоит внести сведения как минимум о 360 тысячах специалистов!

Поневоле возник вопрос о том, а найдётся ли вообще в стране такое количество высококвалифицированных инженеров, да ещё соответствующих всем перечисленным требованиям? Как-никак, ГИПы и ГАПы – это элита отрасли, «товар штучный».

По оценкам пессимистов, до 80% действующих специалистов в строительных компаниях не смогут войти в Национальный реестр. Кадровые проблемы могут возникнуть даже у солидных строительных корпораций Москвы и Санкт-Петербурга, не говоря уже про небольшие региональные фирмы, где всего могут работать 20-30 сотрудников. Что же касается мелкого бизнеса, то ему доступ в СРО вообще оказался перекрыт, хотя именно он в регионах занимается, например, такими работами, как капитальный ремонт зданий. Наконец, озадачили новые требования руководителей организаций, которые занимаются монтажом инженерного оборудования, объектов связи, энергетики, нефтегазовой отрасли. Там работают квалифицированные специалисты смежных профессий, а значит, следуя букве закона, они не смогут указать ни одного профильного специалиста.

Второе затруднение связано с тем, что в реестр будут занесены не статические данные, которые останутся раз и навсегда неизменными, а информация о живых людях. Специалисты учатся, проходят курсы повышения квалификации, меняют место работы, переезжают в другие города, наконец, все люди смертны… И все изменения необходимо своевременно отслеживать, буквально, в режиме онлайн и вносить в базу данных.

Наконец, третье – прежде чем заполнять НРС, данные должны пройти строгую проверку, иначе затея потеряет всякий смысл. В нормативных документах предусмотрены проверки не менее чем по 36 параметрам, и при наличии расхождений в них сведения о специалистах в НРС вноситься не будут. Предусмотрены и более углублённые способы проверки (запросы учебных заведений и уточнение сведений через базы данных ФНС и Минобра и Роструда).

Были и другие трудности, уже чисто бюрократического характера.

Нацобъединения в «игре»

Однако, поскольку закон принят – выполнять его придётся, невзирая на все трудности. Дело-то серьёзное. Любая строительная компания либо проектный институт, чьих ГИПов и ГАПов не окажется в НРС, автоматически лишается возможности участвовать в процедурах закупок и тендерах на проектирование, строительство и изыскания.

И здесь оба Нацобъединения продемонстрировали разные подходы к решению поставленной задачи. Национальное объединение строителей решило ужесточить требования к обработке данных, причём в качестве звена, которое оказалось под особым контролем, выбрали саморегулируемые организации. А именно, НОСТРОЙ решил составить список Операторов, которые имеют право принимать и обрабатывать данные для внесения их в НРС. И уже в этот перечень по чайной ложке добавлялись СРО – одним разрешили работать с реестром, другим нет. В итоге в отдельных регионах возникли проблемы. Строители не могли подать сведения в реестр, воспользовавшись услугами операторов, партнёрства, готовые помочь в оформлении документов, вынуждены были сидеть без дела. А рядом их коллеги, попавшие в «белый список» оказались буквально завалены грудой документов.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков пошло по другому пути, решив не создавать дополнительных административных барьеров. Поэтому возможность стать операторами НРС получили все проектные и изыскательские СРО в заявительном порядке. Это позволило собрать данные быстрее и с меньшими неудобствами для пользователей. Да и сама технологическая часть НРС заработала в тестовом режиме раньше, чем у строителей – ещё с 25 апреля 2017 года.

Однако, понятно, что сами по себе операторы решить все проблемы запуска реестра не смогут. Все связанные с НРС процессы были взяты на контроль президентом Нацобъединения Михаилом Посохиным.

Необходимую информацию выложили в едином разделе на официальном сайте НОПРИЗ, куда вошли и методические материалы, и нормы закона, и инструкции для специалистов, и ответы на часто задаваемые вопросы. Также была запущена горячая линия технической поддержки по вопросам эксплуатации автоматизированной системы Национального реестра специалистов, внесения сведений в формы АИС НРС и передача их в НОПРИЗ. Словом, на сайте при прямом общении со специалистами Нацобъединения представители СРО – операторов НРС – могли разобраться с любым возникающим затруднением. Очевидно, что пригодилась информация и самим инженерам-проектировщикам, и изыскателям, которым приходится выполнять новые требования Федерального закона.

Одновременно в регионах прошёл цикл семинаров, на которых вопросы ведения НРС обсуждались в ходе живого общения. На них обсуждался состав сведений, включаемых в Национальный реестр, условия включения сведений о заявителе, формирование перечня направлений специализаций членов проектных СРО и перечня направлений подготовки специалистов в архитектурно-строительном проектировании, требования к кадровому составу членов СРО, выполняющих проекты особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, порядок подачи заявления на включение в Национальный реестр, сроки включения и другие вопросы. А кто не сумел лично поучаствовать в мероприятиях, могли подключиться к онлайн-вебинарам, где рассматривалась та же тематика.

Конечно, нельзя говорить о том, что с 1 июля НРС начнёт работать, как часы. Впереди ещё много проблем и нестыковок, которые придётся решать и делать это как можно оперативно. Не исключено, что и Министерство строительства и ЖКХ РФ, увидев, как в реальности работает база данных специалистов, предпочтёт внести свои коррективы.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем следить за формированием Национальных реестров специалистов в важнейшей отрасли России.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #63938 Референт Службы 22.06.17 в 09:16

    да! Хорошая статья, однако...;)

    2

    #63939 Рыжая 22.06.17 в 09:58

    и опять посохин весь в белом. скоро начну подозревать занострой в предвзятом отношении ;)

    1

    #63940 Рыжая 22.06.17 в 10:01

    3
    • #63954 Посетитель 22.06.17 в 11:24

      Ответ пользователю: Рыжая

      Рыжая, со стороны НОСТРОЙ тоже очень мило такие новости у себя на сайте вывешивать. Это ведь и об их уровне работы говорит.

      0

    #63941 Изумлённый Чиновник 22.06.17 в 10:10

    Статья действительно хорошая, спасибо за перепечатку, а то бы не увидел. А М.Посохин действительно молодец, чувствуется интеллектуальная элита строительной отрасли. И он не рыжий, чтобы нравиться Рыжей.

    0

    #63942 xxx xxx 22.06.17 в 10:14

    На днях общался с коллегами и они мне рассказали как НОСТРОЙ совершенно серьезно "заворачивает" рисованные пакеты документов. Рисованные они или нет определяют "на глаз". О запросах для подтверждения подлинности документов пока речи не ведется.

    0
    • #63955 Посетитель 22.06.17 в 11:26

      Ответ пользователю: xxx xxx

      xxx xxx, но по каким-то же признакам они это делают?

      0

      #63983 xxx xxx 22.06.17 в 13:41

      Ответ пользователю: Посетитель

      Конечно! Например справка о несудимости имеет утвержденную МВД форму, а в НОСТРОЙ уже наприсылали пять различных видов таких справок. Умельцы.

      0

      #64005 Светлана 22.06.17 в 16:36

      Ответ пользователю: xxx xxx

      Ххх, в регламенте у них это называется определением внешних признаков поддельности!! А при углубленной проверке оне еще будут печати языком лизать)

      Если серьезно, то нрс в этом смысле похож на бомбу замедленного действия. Углубленные проверки достоверности "на глаз" - это жо..а! Как ты потом докажешь что не верблюд? а если какой нибудь республиканский вуз не ответил на запрос или нотариус трубку не берет? и все - тендер до свидания да еще и из сро могут попереть за несоблюдение требований членства

      как тут не подумать о дензнаках!!

      2

      #64006 Алексей Романович 22.06.17 в 16:42

      Ответ пользователю: Светлана

      Светлана, так только о дензнаках высшие должностные лица НОСТРОЙ, ответственные за создание и ведение НРС, и думают. А Вы еще в этом сомневаетесь?

      3

      #64007 Светлана 22.06.17 в 16:52

      Ответ пользователю: Алексей Романович

      Алексей, я верю в лучшее! В нострой люди еще не самые жадные, а с НРС - так это вообще алчные начальники из минстроя их заставляют )

      другого объяснения того, что министерство закрывает глаза на избыточные требования регламента у меня нет. Строители считают, что строчка в нрс дороже членства в сро стоить будет!!

      3

      #64008 Алексей Романович 22.06.17 в 17:18

      Ответ пользователю: Светлана

      Светлана, последнее интервью О.Сперанского Строительной газете (пару дней назад было опубликовано на ЗаНоСтрое) свидетельствует о том, что он даже не читал Регламент. Уверен, что текст этого интервью ему подготовили в те самые должностные лица НОСТРОЙ, которые обманули Президента НОСТРОЙ и членов Совета, подсунув им к утверждению на Совете под видом Регламента известную нам всем филькину грамоту.

      4

      #64038 xxx xxx 23.06.17 в 09:57

      Ответ пользователю: Светлана

      Светлана, профукать тендер и СРО не самое страшное. В случае выявления недостоверных данных, они хотят заявителя привлекать к ответственности - вплоть до уголовной (ст.327 и ст. 292 УК РФ).

      0

      #64040 xxx xxx 23.06.17 в 10:00

      Ответ пользователю: Светлана

      Строители просто паникуют. Специалист в НРС сейчас 50 000 - 60 000 рублей стоит. Членство, учитывая все взносы, на порядок дороже будет.

      0

      #64042 xxx xxx 23.06.17 в 10:08

      Ответ пользователю: Алексей Романович

      Алексей Романович, думаете тот факт, что министерство закрывает глаза на регламент, а читает только текст интервью не стоит денег?

      0

      #64105 Виталий Бондаренко 23.06.17 в 17:22

      Ответ пользователю: Светлана

      Светлана, не соглашусь, что в НОСТРОЙ не самые жадные. И соглашусь с тем, что Ваше предположение о "минстроевской крыше" всё объясняет.

      3

      #64248 Посетитель 27.06.17 в 13:32

      Ответ пользователю: xxx xxx

      xxx xxx, а печати на этих справках какие стоят?

      1

      #64263 xxx xxx 27.06.17 в 14:57

      Ответ пользователю: Посетитель

      Так мне никто эти справки не показывал. Просто рассказали, что рисуют кто во что горазд :)

      0

    #63945 Александр Королев 22.06.17 в 10:34

    Как же потом будут СРО проверять, есть ли специалисты в НРС?! По факту сро требуют от членов подтверждения отправки заявки на включение в НРС (Заявка и квитанция от отправке по почте и т.д.) Нострой грозится, что перед проверкой РТН он будет давать РТН сведения о специалистах для проверки СРО, по сути Нострой собирается передавать (распространять) персональные данные третьим лицам!

    Вот пусть только попробуют это сделать! Мои инженера (а у меня в НРС 4 спеца от 2-х организаций) сразу и в Прокуратуру напишут и в Следственный комитет и в Роскомнадзор! Еще и засудим Нострой! Одно дело обработка данных, другое дело передача этих данных третьим лицам!

    5
    • #63964 Алексей Романович 22.06.17 в 11:52

      Ответ пользователю: Александр Королев

      Александр Королев, юристам НОСТРОЙ Федеральные законы не указ. Они получают свою зарплату за обслуживание личных интересов высших функционеров Дирекции НОСТРОЙ.

      А как Вам нравится текущие и углубленные проверки не до, а уже после того, как сведения о физических лицах включены в НРС (направление запросов в об их образовании и трудовой деятельности)?

      Согласно Закону об оперативно-розыскной деятельности наведение справок в отношении физических лиц без их на то согласия является одним из видов оперативно-розыскных мероприятий, которые дозволяется проводить только узкому кругу уполномоченных органов.

      Таким образом, в нарушение Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности НОСТРОЙ самостийно наделяет себя правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

      О том, сколько денег из Сметы НОСТРОЙ функционеры Дирекции НОСТРОЙ планируют отмыть за счет осуществления незаконной деятельности, можно только догадываться :)


      6

      #63973 Алексей Романович 22.06.17 в 12:18

      Ответ пользователю: Александр Королев

      Александру Королеву. Цитата: "Нострой грозится, что перед проверкой РТН он будет давать РТН сведения о специалистах для проверки СРО, по сути Нострой собирается передавать (распространять) персональные данные третьим лицам!"

      РТН не наделен полномочиями на сбор персональных данных от третьих лиц. Поэтому он вряд ли посмеет прикоснуться к персональным данным, предоставленным НОСТРОЙем.

      2

      #63986 Владимир Степанов 22.06.17 в 13:46

      Ответ пользователю: Александр Королев

      Александр Королев, извините, конечно, но так они там прям и испугались все, что Вы их засудите.

      0

      #63988 Владимир Степанов 22.06.17 в 13:49

      Ответ пользователю: Алексей Романович

      Алексей Романович, дуракам закон не писан. А насчёт "РТН не наделен полномочиями на сбор персональных данных от третьих лиц", так он полномочиями СРО исключать без заключения НОСТРОЙ тоже не наделён!

      0

      #63990 Александр Королев 22.06.17 в 13:57

      Ответ пользователю: Владимир Степанов

      Владимиру Степанову: С учетом того, что минимальный штраф за несанкционированную передачу персональных данных 400 тыс.?! А еще и Прокуратура и т.д., а еще мой юрист моральный ущерб хорошо так умудряется выиграть...я думаю нарвавшись один раз, второй подумают! Это при том, что у меня по два спеца в одной фирме и в одном сро, а 2 спеца в другой фирме и в другом сро, нагреть сможем дважды!
      2

    #63953 Посетитель 22.06.17 в 11:20

    А какая теперь разница, кто как подошёл к составления НРС? По факту до 01,07 ни НОПРИЗ, ни НОСТРОЙ не успеют сведения внести в НРС.

    0

    #63976 Александр Королев 22.06.17 в 12:35

    Алексею Романовичу: Ну проверить сейчас свой диплом можно запросто, для этого есть сайт Рособразования. Правда только если дип. примерно с 2012 года. Сейчас пытаются собрать все данные по дипам с 2008-2012 годы, но это очень трудно. Примерно в 2011 была массовая перерегистрация, укрупнение, объединение вузов. В архив свалены дела например из 4-х объединенных вузов, где искать сведения никто не знает толком! При том, уходящие работники из ликвидированных вузов сдавали дела формально, зачастую эти дела лежат в подвалах и их крысы уже пожрали!

    А Рособрнадзор до конца 2018 года мечтает собрать все данные по вузам с 2004-2008 годы! Ха-ха-ха! А сколько вузов просто ликвидировалось за это время?! Не, не реально это!

    А вот то, что Нострой хочет передавать данные РТН, это так и есть! Ну как то РТН должен же проверить, что у Членов СРО есть 2 специалиста в НРС. И если только Нострой такие сведения сольет РТН, мои юристы "до кишков" разнесут этот Нострой!

    4

    #63984 Владимир Степанов 22.06.17 в 13:42

    Заступлюсь за НОСТРОЙ. Там тоже цикл семинаров проходил, который Михаил Юрич организовывал?

    0

    #64003 Алексей Романович 22.06.17 в 16:20

    Из промежуточных результатов проводимого сейчас на ЗаНоСтрое голосования (по состоянию на 16 час. 20 мин. 22 июня 2017 г.) следует, что больше половины респондентов убеждены, что НОСТРОЙ буквально изъеден коррупцией. Такого, насколько мне припоминается, еще не было за всю историю его существования.

    Становится понятным, почему Андрей Юрьевич Молчанов плотно забаррикадировался от сообщества. По-видимому, не хочет быть причастным ко всему тому, что сейчас происходит в НОСТРОЙ и что он не в силах изменить.

    4
    • #64022 Анатолий Николаевич 22.06.17 в 19:34

      Ответ пользователю: Алексей Романович

      Алексей Романович, дважды слукавили. То, что НОСТРОЙ изъеден коррупцией на этом сайте всегда в открытую писали в статьях и в комментариях. Цитата "Андрей Юрьевич Молчанов плотно забаррикадировался от сообщества. По-видимому, не хочет быть причастным ко всему тому, что сейчас происходит в НОСТРОЙ и что он не в силах изменить." Как-то писал здесь уже, что Андрей Юрьевич - долларовый миллиардер, глава крупнейшего строительного холдинга. Соответственно жёсткий (жестокий) руководитель. Поэтому если бы у него было желание, порядок бы он там навёл очень быстро и никакие "тёмные силы" ему бы в этом не помешали бы.

      1
Последние комментарии
17.08, 15:06 Советник Службы: Эхх и загремим под фанфары...)
17.08, 12:19 Советник Службы: Хто енто меня тута сминусовал?)
17.08, 10:23 Советник Службы: Хриська жги!!!