Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 04 / 24 /
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 10:17
5    3296

Михаил Мень: В жилищном строительстве и без допинга в виде государственных инвестиций движение есть!

Наши коллеги из пресс-службы Минстроя России прислали нам стенограмму выступления главы ведомства Михаила Меня на Гранд-секции «Строительство как драйвер экономического роста России» в рамках III Ялтинского Международного экономического Форума. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с выступлением Михаила Александровича.

«Сложившаяся ситуация в экономике требует замещения бюджетных средств средствами частных инвесторов. Именно на это в настоящее время и направлена наша работа в сфере строительства и ЖКХ, которые суммарно составляют около 11% ВВП. На одно созданное рабочее место в строительной отрасли создаётся 5 – 7 рабочих мест в параллельных, смежных отраслях. Это самый важный показатель.

Коротко остановлюсь на вопросах жилищного строительства, которое является драйвером всей нашей отрасли и характерным примером, как нужно привлекать деньги населения на развитие экономики страны.

Последние три года экспертное сообщество обсуждало кризис, говорили о том, что произойдёт падение объёмов ввода жилья, но все эти три года мы выходим на рекордные цифры, преодолеваем отметку в 80 миллионов квадратных метров жилья по вводу, что превышает рекордные показатели советского периода. Это важные, действительно, цифры. В 2015 – 2016 годах госпрограмма по субсидированию процентной ставки сыграла в этом ключевую роль. Она позволила нам удержать темпы, в первую очередь, по индустриальному строительству. Кстати, неплохие показатели демонстрирует  Республика Крым. В прошлом году Республика ввела 285 тысяч квадратных метров жилья. Это вроде бы не так много, но всё-таки 13% рост по сравнению с 2015 годом. Готовясь к сегодняшнему Форуму, я посмотрел показатели первого квартала текущего года – рост 26%. Надеемся, что этот тренд может сохраниться и к концу года.

Что касается ипотеки, у нас был рекордным по объёму кредитов год, люди взяли ипотечных кредитов почти на 1,6 триллиона рублей. За время работы ипотеки 5 миллионов семей улучшили свои жилищные условия. В 2015 году фиксировалось определённое проседание до 1 триллиона 100 миллиардов рублей, но затем ситуация выровнялась.

Что происходит в этом году? В январе-феврале мы видели сезонное падение по сравнению с аналогичным рекордным значением прошлого года. Затем в марте мы видим на 25% рост ипотеки. Мы вместе с АИЖК прогнозируем, что в этом году мы можем выйти на определённый рекорд по общему объёму ипотечных кредитов.

Конечно, простое, ясное решение по субсидированию процентной ставки не до 12%, как мы это делали в кризис, а до 7 или 5% – это звучит заманчиво. И мы хотели бы, чтобы ипотека для людей была ещё доступнее, но нужно понимать, что это долгосрочное обязательство бюджета. Если мы вспомним субсидирование до 12%, то сегодня ключевая процентная ставка опустилась ниже и бюджет по субсидированию в дальнейшем ничего не должен. Снижение до 7% или 5% – это долгосрочное бюджетное обязательство, нарастающее в геометрической прогрессии. И бюджет будет должен отвечать за эти обязательства.

Конечно, если Центробанк скажет, что ключевая процентная ставка упадёт до 6%, то двигаться в эту сторону можно.

У нас с профессиональным сообществом сложилась такая договорённость, этот год мы попробуем отработать «без допинга», мы видим, что банки сами опускают ниже той процентной ставки, которой мы субсидировали в прошлом году до 12%, сегодня уже ВТБ и Сбербанк чуть выше 10%. То есть мы видим, что без допинга в виде государственных инвестиций движение есть. Во второй половине года мы проанализируем и с Центробанком попробуем посчитать, какая нагрузка появится в случае принятия таких решений. Мы знаем не очень удачные примеры в странах, где увлекались субсидированием процентной ставки, и это привело к определённому мыльному пузырю, который потом негативно сказался на гражданах. Нам нужно здесь найти золотую середину.

Теперь очень коротко коснусь изменений в 214-ФЗ о долевом строительстве. Этот закон выполнил свою функцию в том виде, в котором он был принят ранее. И, безусловно, люди, которые инвестировали средства по 214-ФЗ, были гораздо более защищены, чем те, кто участвовал в различных схемах, которые устраивали недобросовестные застройщики. 214-ФЗ эти лазейки в законодательстве закрыл. Мы почувствовали, что пришло время достаточно радикально этот закон переработать, что и было сделано. Введена ответственность застройщиков, в первую очередь, по уставному капиталу на тот объём квадратных метров, который застройщик планирует вводить. Это важно. Мы прекрасно понимаем, что компания с 10 тысячами рублей уставного капитала не может начинать сбор средств с граждан. Важное изменение принято по открытости, есть ещё ряд изменений в 214-ФЗ. Но самое главное, что на Госсовете по строительству было принято решение по созданию государственного компенсационного фонда долевого строительства. Сегодня фонд этот учреждён, на данный момент в Госдуме находится последний пакет изменений в законодательство, который убирает двусмысленность относительно того, куда должны вноситься страховые взносы нашими застройщиками. Потому что сегодня законодательство подразумевает, что можно прийти в страховую компанию и в государственный фонд. Среди экспертов была дискуссия, какой эффект дадут эти изменения. Большинство оказалось тех, кто поддерживает точку зрения, то что это даст большее доверие к долевому строительству. Сегодня более 80% от общего объёма индустриального жилья строится с привлечением средств граждан. Это, пожалуй, самый успешный проект в экономике страны по привлечению средств граждан. Защитить граждан очень важно, и люди, когда почувствуют, что гарантия государства есть в долевом строительстве, будут больше ему доверять.

Страховые компании немного обижаются на нас, но хочу отметить, что за три года работы в министерстве не припомню, что какая-либо страховая компания ответила по своим обязательствам по этому вопросу, если вдруг обанкротился тот или иной застройщик.

Совсем коротко коснусь темы привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство. Это наша стратегическая задача. Мы завершаем разработку изменений в действующее законодательство.

Принято решение по долгосрочному тарифному регулированию. По тарифной формуле на весь период концессионного соглашения принято решение по 5% фиксированной прибыли концессионеров, предпринимательской прибыли внутри тарифной формулы. Важно, что третьей стороной концессионного соглашения становится субъект Российской Федерации. Кроме того, сегодня модно объявлять конкурсы по концессиям, с учётом долгов по МУПам и ГУПам, если концессионер берёт на себя ответственность за их погашение. И первые результаты мы уже видим, общий объем инвестиций в рамках концессионных соглашений составляет 196 миллиардов рублей. Мы только в начале пути. Есть разные примеры. Но в целом мы двигаемся в правильно направлении. Согласно первым итогам, 18% потерь исчезает в тепле, и 14% – в водоснабжении и водоотведении».

Мы продолжаем следить за всеми выступлениями министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о «банкротных войнах» НОСТРОЙ?
Последние комментарии
22.04, 12:11 Максим Юрьевич: 187 голосов «за» Глушкова А.Н.
19.04, 16:23 Максим Юрьевич: Молодцы!
19.04, 12:02 Александр Владимиров: Зачем Прядеину Басин?