Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 04 / 06 /
Опубликовано: 06 апреля 2017 в 09:40
23    4420

Реформа строительного саморегулирования – не мытьём так катаньем?

Национальное объединение строителей, так ловко разделившее саморегуляторов по сортам на основании лишь суммы средств, засветившейся на спецсчетах, и само оказалось не без греха по части финансовых операций. Пару недель назад пресс-служба НОСТРОЙ опубликовала заметку о том, что исключённая из Государственного реестра саморегулируемых организаций Ассоциация «Спецстройнадзор» не исполнила требований законодательства РФ о передаче дел своих членов и перечислении компенсационного фонда на счёт Нацобъединения. После этой заметки мы и задались целью узнать, а как сам НОСТРОЙ выполняет требования законодательства, и получили вполне ожидаемые результаты. Но об этом чуть позже. Сначала разберёмся с требованиями.

Под ними, в данном случае, понимается Порядок взаимодействия Национальных объединений саморегулируемых организаций с некоммерческими партнёрствами, исключёнными из Государственного реестра СРО, больше известный как Приказ Минстроя России № 643. Данный приказ определяет, что некоммерческое партнёрство, исключённое из Государственного реестра саморегулируемых организаций, обязано перечислить компенсационный фонд на счёт соответствующего Национального объединения, которое в свою очередь обязано вернуть деньги строителям – членам исключённого партнёрства. При этом документ составлен так искусно, что этап изъятия денег у опальной СРО и возможности Нацобъединения при её сопротивлении прописан от «а» до «я». Тогда как на этапе возврата денег строителям он начинает напоминать решето по количеству дырок и лазеек. Чтобы не быть голословными, приведём цитаты:

«Члены исключённой саморегулируемой организации вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций».

Следующим пунктом приводится перечень документов, которые должен представить заявитель. Вроде бы всё разумно, но ежу понятно, что, для того чтобы быть принятым в члены другой СРО, строитель должен внести в её компенсационный фонд свои денежные средства. Порядок предусматривает, что первый взнос по заявлению члена СРО будет переведён в пользу этой самой СРО, а значит, в соответствии с требованиями поправок, внесённых 372-ФЗ, окажется на её спецсчёте. Чтобы вернуть его потребуются месяцы судебных разбирательств и очередное разъяснение, подписанное заместителем министра строительства и ЖКХ РФ Хамитом Мавлияровым.

Впрочем, в финале документа его авторы всё-таки спохватываются и добавляют: 

«…в случае внесения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем взноса в компенсационный фонд действующей саморегулируемой организации до перечисления Национальным объединением саморегулируемых организаций на счёт такой саморегулируемой организации средств компенсационного фонда, поступившие от Национального объединения саморегулируемых организаций денежные средства подлежат перечислению указанным лицам».

Какие документы должен предоставить заявитель, чтобы получить свой взнос напрямую, увы, Порядком не определяется. По всей видимости, этот пункт остаётся на усмотрение Национального объединения. Так что не исключено, что строителя попросят предоставить, скажем, справку о несудимости. Нотариально заверенную.

Кроме того, приказ никак не регламентирует ситуацию, при которой исключённая НКО перевела свой компенсационный фонд лишь частично. По словам директора правового департамента Минстроя России Олега Сперанского, данный вопрос прорабатывается в министерстве и будет оперативно разрешён в числе других поправок в 643-й приказ. Но не стоит обольщаться побасенками об оперативности: заявление сделано в феврале, а на календаре уже апрель, и никакими поправками на regulation.gov.ru пока даже не пахнет.

В том же феврале, кстати, Советом было решено сформировать специальный реестр из заявок бывших членов СРО на перечисление средств уже отжатых Нацобъединением у исключённых партнёрств, что плавно возвращает нас к первому абзацу этого порядком затянувшегося письма. Так сколько же денег НОСТРОЙ вернул строителям, аккуратно следуя букве закона? Ответ: нисколько! Между тем желающих уже набралось на целый реестр!

Заметим, что все дырки в Порядке взаимодействия можно было бы повесить на бракоделов… ой, извините, конечно же, специалистов Минстроя, славящихся своими законотворческими шедеврами, но этот документ – плод совместного творчества с бракоделами… опять извиняйте – вот прицепилось словечко! – со специалистами НОСТРОЙ. Значит, мы либо в очередной раз столкнулись с их некомпетентностью, либо имеет место… сговор сторон. В пользу последней версии говорит и та деталь, что ответственным за исполнение 643-го приказа был назначен тогдашний замминистра Юрий Рейльян, месяцем позднее ставший жертвой ведомственной кадровой политики. Ну, то есть нет ответственного.

Реформа саморегулирования, инициированная Министерством строительства и ЖКХ РФ, чтобы прикарманить трудовой рубль строителей, оказалась куда более хитрой, чем мы привыкли думать. Самый простой сценарий, по которому саморегулируемые организации добровольно «сдали бы валюту» в указанный министром банк (а мы помним, что Михаил Мень одно время настаивал, что уполномоченных банков должно быть не больше двух) оказался – вот незадача! – нежизнеспособным. Но мы недооценили хитрость чиновников и, признаться, чуть было не прохлопали второй сценарий, который разыгрывается у всех на глазах.

Так сколько же ещё компфондов исключённых СРО безвозвратно застрянут на счетах НОСТРОЙ, которое, кстати, вовсе не обязано размещать их на спецсчетах в уполномоченных банках?!

ОТ РЕДАКЦИИ. Вот на такой эмоциональной ноте закончил наш добровольный автор своё расследование. Интересно, как прокомментируете его выступление Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? Напоминаем, что наша дискуссионная площадка открыта всегда для любых мнений!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии