Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 03 / 16 /
Опубликовано: 16 марта 2017 в 13:09
13    4837

НРС разделит все строительные СРО на «первосортные» и «второсортные»?

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем с помощью наших добровольных авторов анализ вчерашнего заседания Совета Национального объединения строителей. Одним из важнейших вопросов повестки был пункт о Национальном реестре специалистов. О чём мы Молнией и сообщили. Но уступаем место на народной трибуне нашему эксперту.

***

Нет, хаоса в голове нет. И волосы не встают дыбом. Мало того, обо всём этом не раз уже писалось авторами ЗаНоСтроя, и было тысячу раз говорено, и тысячу и один раз оспорено. Но всё же снова и снова прокручивая всё то, что удалось услышать о Национальном реестре специалистов на вчерашнем заседании Совета НОСТРОЙ, нельзя остаться равнодушным к тому, что в итоге открылось.

Как обычно театр начинается с вешалки, а Национальное объединение – с корректно оформленных и подготовленных документов. И можно было бы считать случившуюся при обсуждении вопроса «Об утверждении состава комиссии по ведению Национального реестра специалистов в области строительства и о стандартах Нацобъединения» пересортицу с фамилиями членов комиссии досадной оплошностью. В конце концов не так уж и принципиально, кто именно – Виктор Прядеин или Сергей Пугачёв будет утверждать бесконечные вереницы списков ГИПов, подлежащих внесению. Этот вопрос может беспокоить и создавать интригу по большей части лишь в относительно узком мирке дирекции НОСТРОЙ.

Но вот дискуссия, которая последовала вслед за этим, создала ощущение нереальности происходящего. Особенно учитывая то, что до вступления в силу положений 372-ФЗ, предусматривающего внедрение и полноценное функционирование НРС, осталось 3 с половиной месяца. Можно констатировать: формализм победил здравый смысл. С этого момента уже не только на словах, но и на деле. Ведь именно на заседании Совета все 268 СРО в сфере строительства почти официально были разделены на сорта – первый и второй.

Первый – это те, кому повезло с банками, где хранился компфонд, а второй – те, кто по каким-либо причинам (не принципиально, уважительным или нет) не смог отчитаться за свой КФ в объёме, соответствующем данным сведений из Единого реестра членов СРО.

«Первосортных» СРО оказалось лишь 111. Они-то с большой долей вероятности и станут теми самыми счастливчиками, которые получат статус операторов Нацреестра специалистов. Через них, по замыслу руководства НОСТРОЙ, и пойдёт основной поток сведений на внесение персоналий в НРС.

Всем же членам тех СРО, которые не заслужили прав оператора НРС, надо будет либо самостоятельно подавать сведения в НОСТРОЙ, либо за деньги прибегать к услугам операторов Нацреестра, сиречь тех самых 111-ти СРО, сохранивших свой компенсационный фонд. В какие это выльется деньги для строительных организаций – пока непонятно. Можно лишь навскидку представить, что оставшиеся 157 СРО представляют приблизительно 65 – 70 тысяч строительных организаций, которым только за один нотариат придётся выложить до 280 миллионов рублей, да ещё плюсом – стоимость почтового отправления.

Чтобы этим 111-ти СРО не было «обидно» вносить сведения о «чужих» специалистах, президентом НОСТРОЙ, а по совместительству олигархом № 1 от строительства Андреем Молчановым была предложена компенсация в размере 500 рублей с каждого ГИПовского «носа». Впрочем, присутствующим членам Совета и координаторам, представляющим «первосортные» СРО, она показалась оскорбительно недостаточной.

Нельзя сказать, что президент НОСТРОЙ в восторге от этой концепции. В процессе обсуждения Андрей Юрьевич даже предлагал «чисто гипотетически представить себе на мгновение», что можно всем СРО дать право стать операторами. Но «региональная шляхта» с полным компфондом, скорее, готова торпедировать саму идею функционирования НРС (тем более, что не она несёт за его внедрение ответственность), чем поступиться принципами и лишиться статуса «первосортной» СРО.

Да и зачем им это?! По сути, не прилагая усилий, они получают целый поток строительных компаний, которые смогут вербовать в свои СРО. И тут уже все способы увещеваний хороши: от обычных страшилок о ненадёжности СРО, в который на данный момент состоит строительная компания, до бесплатного, ускоренного или льготного оформления сведений о ГИПах. А если ещё дожать Минстрой с РТН (которые, пока против относительно перехода в пределах одного региона), так и вообще картина маслом получается. Как говорится – «наливай да пей», а клиент сам валом повалит. Да ещё и НОСТРОЙ за такую радость доплачивает.

И ведь никак не ухватишь за подобную «арихметику» «первосортников» – они не госорганы, имеют право любую стоимость за оказание услуг выставлять. И в то же время не хозяйствующие субъекты, осуществляющие коммерческую деятельность (ООО, ПАО, АО и прочее), чтобы их через ФАС за недобросовестную конкуренцию ущучить.

Конечно же, для части СРО, особенно из числа тех, кто не открыл спецсчета в уполномоченном банке или не разместил средства компенсационного фонда, такой сценарий будет безусловно на руку, поскольку избавит их от ряда проблем и забот, связанных с деятельностью в качестве оператора и необходимостью нести затраты. К тому же, существует второй путь – почтовым отправлением напрямую в НОСТРОЙ, и грех на этом не подзаработать копейку, другую.

Ещё одним не менее важным моментом, связанным с внедрением НРС, является полное непонимание всеми участниками, сколько же в конечном счёте в России подпадающих под требования законодательства специалистов ГИП? И хватит ли их на всех членов ныне действующих СРО. Разброс мнений относительно количества разнится чуть ли не на порядок: от тридцати до трёхсот тысяч человек.

Сколько же их в итоге окажется в реестре – никто не знает. И похоже, никто не торопится решать вопрос о выпускниках военных вузов и других категориях специалистов, имеющих отношение к строительству…

Есть и другие проблемы. Программное обеспечение заработает в лучшем случае в апреле, а ведь ещё надо обучить операторов, опубликовать пособия и в конце концов приступить к приёму документов. И даже если предположить, что звёзды сойдутся и всё двинется к концу марта (операторы научатся, программисты не подведут, а, самое главное, строители не саботируют процесс), то при таком идеальном варианте к 1 июля всё равно не успеть. С большой долей вероятности более-менее полноценный реестр мы сможем увидеть только лишь ближе к концу этого года. И сколько специалистов, а вместе с ними и строительных компаний окажется за бортом вследствие всех этих факторов – неизвестно.

В качестве заключения можно лишь добавить, что господин Молчанов назвал задачу формирования НРС первостепенной на данном этапе реформы саморегулирования. Оно и понятно, ведь реестр – одна из важнейших составляющих повышения уровня ответственности за результаты строительной деятельности, непосредственно влияющей на безопасность строительства. Однако, судя по предварительным итогам обсуждения на заседании Совета, эта государственная задача по созданию Национального реестра специалистов видится большинству членов Совета НОСТРОЙ лишь одним из инструментов, которые ведут к победе в конкурентной борьбе за финансовые потоки, состоящие из членских взносов десятков тысяч строителей. Поэтому предложение подумать всем членам Совета и представить свои соображения в ближайшие две недели вряд ли принесёт новые идеи. Каждый из присутствующих всё уже для себя скалькулировал… Пардон, обдумал.

ОТ РЕДАКЦИИ. Итак, наш добровольный эксперт своё мнение высказал. Что думаете по поводу всего изложенного им Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? Надеемся, найти ответ на этот вопрос в Ваших откликах на публикацию.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии