Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 02 / 22 /
Опубликовано: 22 февраля 2017 в 10:59
2    3577

ЦСР Алексея Кудрина проанализировал законотворческую работу Госдумы и… ужаснулся!

О том, что законотворческая система в стране работает как-то странно, последнее время не говорил только ленивый. Действительно, народные избранники словно участвуют в «капсоревновании», стремясь придумать и принять как можно больше законов, по которым жить россиянам. Вопрос о необходимости столь гиперактивной законотворческой работы и о качестве принимаемых нормативных актов, как говорится, остаётся открытым. Саморегуляторам, испытавшим на себе все «прелести» 359-ФЗ и 372-ФЗ, об этом известно, как никому другому. Впрочем, и остальные отрасли экономической и общественной жизни без потрясений не остаются.

Вот и эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина проанализировали изменения в федеральном законодательстве за последние два десятилетия и пришли к неутешительным выводам.

Так, например, правки в НК вносятся в среднем раз в две недели, в КоАП – каждые десять дней.

Как пишет портал Право.Ru, исследование охватывает период с 1 января 1994 года по 31 июля 2016-го, за этот временной отрезок в России приняли 6.700 федеральных законов и лишь 670 из них были базовыми (то есть не предусматривали изменение, отмену, приостановление или распространение действия других законов). Согласно статистике, число принимаемых парламентом инициатив стабильно растёт почти во всех отраслях права, за исключением международных отношений (в этой сфере наметился тренд на уменьшение ежегодно принимаемых актов). Так, если в 1994 году приняли 80 законов, то в прошлом году – уже 524. Пик законотворческой деятельности пришёлся на 2014 год – тогда Федеральное Собрание приняло, а Глава государства утвердил 558 законов. На 1 августа прошлого года отменено 594 закона, из них 122 – базовые

Изменения претерпели 1.754 федеральных закона, 4.693 остались неизменными (из них 74 – базовые). Причём 4.621 «новый» закон вносил изменения или дополнения в уже принятые акты, признавал их утратившими силу или приостанавливал, о чём прямо говорилось в их названиях («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» или «О внесении дополнения в Федеральный закон» и так далее), в 31-ом законе такого указания не имелось. Авторы исследования делают вывод, что чаще всего изменения вносились именно в «базовое» законодательство, а не в «законы об изменении законов» или «однократные» акты.

До 2002 – 2004 годов российские законодатели в основном принимали новые законы, а после этого и до сих пор чаще занимаются правкой уже действующих. Исследователи объясняют это тем, что формирование законодательной системы РФ проходило в два этапа. На первом происходило формирование законодательных норм, с параллельным установлением их взаимосвязи, а на втором (после 2003 – 2004 годов) началось развитие системы законодательства. Это закономерный результат её взаимодействия с экономической и социальной системой и системой общества в целом. «Для некоторых отраслей второй этап наступает спустя год-два после вступления в силу базовых для соответствующей отрасли федеральных законов, кодексов», – указывают авторы.

При этом отмечается, что стабильность законодательства можно «измерить» больше не по изменениям «базовых» законов, а по тому, как меняются кодексы, которые «являются фундаментальными законами, охватывающими важнейшую часть нормативного материала определённой отрасли законодательства и непосредственно регулирующими определенную сферу однородных общественных отношений». Именно в них фиксируются устойчивые, важные и типичные аспекты той или иной правовой сферы, поэтому изменения кодексов – это своеобразный индикатор того, насколько стабильна та отрасль, которую они регулируют.

В докладе подчёркивается, что большинство российских кодексов подвергаются правке чаще одного раза в год. А некоторые корректируют почти ежемесячно: например, Кодекс об административных правонарушениях, Налоговый, Земельный, Лесной и Уголовно-процессуальный кодексы. Исключением из общего правила является Таможенный кодекс Таможенного союза. На 31 июля 2016 года период его стабильности составлял 730 дней. Авторы доклада связывают это со сложностью процедуры изменения международного документа.

Критиковали российские методы законотворчества не только условные оппозиционеры, к которым, с некоторой натяжкой можно отнести экс-министра финансов, но и официальные лица. Так, спикер Совфеда Валентина Матвиенко обращалась к Правительству РФ с просьбой вносить поправки в Кодексы РФ не чаще одного раза в сессию и не создавая из документов «лоскутное одеяло».

А глава Кабмина Дмитрий Медведев в свою очередь кивал на парламент, заявляя, что порядок изменения законов в Российской Федерации должен быть консервативнее, чем сейчас. И отмечал, что в настоящее время «законы создаются и меняются с неимоверной лёгкостью, что вызывает напряжение».

Что же, иногда складывается ощущение, что российские депутаты и чиновники, как в незабвенном хите «Наутилуса», мерилом работы считают усталость. Если так, то, может быть, стоит сделать паузу и ввести временный мораторий на принятие новых законов, хотя бы на пару-тройку лет? Дать бизнесу и населению время разобраться с тем, что уже напридумывали за годы бесконечных реформ. Да и добиться того, чтобы уже существующие законы работали, тоже было бы неплохо.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии