Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 02 / 07 /
Опубликовано: 07 февраля 2017 в 11:40
6    3950

На непрозрачных госзакупках страна теряет порядка 20 триллионов рублей ежегодно

Власти вновь заговорили о ситуации с системой госзакупок в стране. А точнее – о её вопиющей неэффективности. Причём, суммы затрат достигли настолько фантастических размеров, а проблема кажется настолько неподъёмной, что решать её придётся, похоже, первому лицу государства.

В начале февраля в подмосковном Ново-Огарёве прошло совещание Президента Владимира Путина с Правительством, которое целиком было посвящено данному вопросу. Накануне Минфин России предложил передать Казначейству полномочия по созданию, развитию и обслуживанию единой информационной системы (ЕИС) в сфере госзакупок.

Как пишет «Независимая газета», новый проект Минфина предлагает среди прочего «перераспределить в пользу Казначейства бюджетные ассигнования, которые в настоящее время получает Минэкономразвития на выполнение функций по ведению ЕИС в части поддержки пользователей». О первых попытках внести такие изменения сообщалось в ноябре прошлого года.

Агентство напоминает, что также министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов предлагал сделать Минфин регулятором системы закупок, так как именно это министерство отвечает за бюджетный процесс. Между тем, пока ведомства делят полномочия, сама система госзакупок лишает российскую казну триллионов рублей. Об этом можно судить по тем данным, которые опубликовало Минэкономразвития.

Ссылаясь на доклад директора департамента развития контрактной системы МЭРа Максима Чемерисова, НГ отмечает, что только 5 процентов закупок проходят на конкурентной основе, то есть путём проведения конкурсов и аукционов. Остальные 95 процентов закупок неконкурентные. Из них «36 процентов осуществляется у единственного поставщика и порядка 59 процентов осуществляется так называемыми иными способами».

Чиновник также добавил, что в стране действуют 174 электронные площадки, но только на 46 из них сконцентрировано 99% торгов, а остальные площадки можно назвать сомнительными. Судя по той информации, которая ранее появлялась в СМИ, речь идёт о тех закупках, которые осуществляются по закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Заказчиками в данном случае выступают обычно госкомпании, естественные монополии, бюджетные организации, которые хотят провести закупку на внебюджетные средства.

Общий объём контрактов, заключённых заказчиками в рамках этого закона, вырос в 2016 году на 11% – до 21,1 триллиона рублей. И если 95% из этих закупок осуществлялись на неконкурентной основе, то получается, что речь идёт о сумме, превышающей 20 триллионов рублей. Это даже больше, чем годовой федеральный бюджет страны!

Не оправдались и надежды на хайтек, который должен был решить все проблемы. А именно – единую информационную систему (ЕИС) контроля госзакупок. Она оказалась попросту не готова к вступившим в силу 1 января 2017 года поправкам к закону о контрактной системе (44-ФЗ). Новый порядок, в частности, предусматривает усиление контроля казначейства за планами закупок госзаказчиков, число которых резко возросло в связи с переводом под 44-ФЗ закупок унитарных предприятий, ранее работавших по правилам для госкомпаний. В итоге Федеральное казначейство (отвечает за эксплуатацию ЕИС) публично извинилось перед заказчиками за массовые случаи «невозможности» размещать данные о закупках, признав факт «технических трудностей» при работе с новой версией подсистемы закупок системы «электронный бюджет».

Как сообщает «КоммерсантЪ», проблемы вызваны перегруженностью сервиса взаимодействия ЕИС с внешними системами, сбоями при размещении в ЕИС трёхлетних планов закупок регионов и годовых планов-графиков заказчиков.

В январе председатель правления общественной организации «Форум контрактных отношений» (ФКО) Михаил Бородовский в письме курирующему закупки первому вице-премьеру РФ Игорю Шувалову сообщал, что разработчики ЕИС «не могут устранить проблемы», связанные с её доработкой под новые законодательные изменения, а служба техподдержки (за неё отвечает МЭР) «перестала реагировать на обращения заказчиков». При этом жалобы заказчиков в оба курирующие ЕИС ведомства (Федеральное казначейство и Минэкономразвития) результатов не принесли.

О том, какие решения были приняты на совещании у Главы государства пока не сообщается, в Правительстве ситуацию также не комментируют…

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем следить за тем, как российские власти пытаются добиться эффективного расходования бюджетных средств. Правда, пока без особенного успеха.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #55063 Референт Службы 07.02.17 в 12:17

    Так никто не хочет идти рубиться в конкурсах или аукционах... Предельно честно и бизнес и наука формулируют своё желание участвовать как единственные поставщики...и над вычислением/изобретением способов как это сделать работают лучшие умы страны...

    Я уже не говорю о том, что чисто технически как справедливо повествует материал статьи ФКС просто ниже низшего... Надеюсь что дожмут-докрутят постепенно...с годами весь неработающий функционал...

    2

    #55108 Николай Петрович 07.02.17 в 16:46

    Референт, дожмут-докрутят и лишат себя этих самых 20 трлн? Никогда вопрос с непрозрачностью госзакупок решён не будет.
    1
    • #55112 Референт Службы 07.02.17 в 17:06

      Ответ пользователю: Николай Петрович

      Николай Петрович, могу Вас заверить, что многое меняется в лучшую сторону по отношению к бизнесу в этом вопросе, причём это происходит буквально на глазах. Будучи достаточно погружён в эти вопросы зримо ощущаю перемены. Хотя безусловно, говорить о том что идёт прямо стабилизация не возьмусь...но возможностей для простых участников закупок, для того же МСП стало даже за прошедший год значительно больше... Хотя по прежнему конечно многое непрофессионально и закрыто. Тут конечно же большую роль играет ФАС, ей стоило было саму себя клонировать и низкий поклон всем специалистам этой службы за их каждодневный труд. Очень активное участие принимает Счётная палата. АП и Правительство активно участвует в процессах и оказывает по настоящему практическую помощь.

      Работы очень много ещё предстоит и не только в рублях ущерб можно оценить: это и проблемы в демографии,политике, экономике и образовании... Но очевидно, что не приступив к уборке очень сложно определить степень загаженности. Верю, что в конечном счёте наша страна с этим справится и не такие проблемы в исторической ретроспективе решали).

      0

      #55134 Николай Петрович 08.02.17 в 00:19

      Ответ пользователю: Референт Службы

      Эх, Референт... Но в одном Вы правы. Возможностей для МСП стало больше. ИП с пятью работниками выиграло тендер "Газпрома" на 8 млрд рублей. (ссылка)

      1

      #55138 Референт Службы 08.02.17 в 00:40

      Ответ пользователю: Николай Петрович

      Какие молодцы...) Ну это конечно понятная история...а и на самом деле можно контракт хороший заключить...я вполне серьёзно...)

      4

      #55219 Николай Петрович 08.02.17 в 17:40

      Ответ пользователю: Референт Службы

      Референт, серьёзно? У знакомых крупная фирма. Они со стороны заключили контракт на несколько миллиардов. Строят на свои деньги. Все их вбухали, а заказчик прямо во время строительства поменял проектную документацию. И теперь получается, что они в сроки по контракту не укладываются со всеми вытекающими.

      0
«Как Вы полагаете, после выборов новых членов Совета НОПРИЗ прекратятся «клановые» войны?»
Последние комментарии
21.05, 14:45 Виктор Виков: Он уже заслуженный строитель?
20.05, 15:28 Рыжая : полнолуние ;)