Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 01 / 31 /
Опубликовано: 31 января 2017 в 13:11
38    6724

Национальный реестр специалистов – полезный инструмент или ещё один админбарьер для строителя?

ОТ РЕДАКЦИИ. Рождению в важнейшей отрасли России Национального реестра специалистов посвящалось уже немало статей на страницах нашего сайта. Но чувствуется, что эта тема будет подниматься ещё не раз. Вот, к примеру, такой взгляд на НРС очередного нашего добровольного автора.

***

В своё время основатель СССР учил, что социализм – это учёт и контроль. Потом шутники переделали крылатую фразу в нечто невообразимое: «Социализм – это и строжайший учёт, и контроль за учётом, и надзор за контролем, и проверка надзора, и анализ проверки, и ревизия анализа, и наблюдение за ревизией». С тех пор задачу построения социализма и прочих вариантов светлого будущего с повестки дня сняли, а вот любовь к бесконечным формам учёта и контроля у российских чиновников въелась буквально в самую сердцевину. Более того, с приходом цифровой эры она приняла новые формы, в частности, тенденцию к созданию электронных реестров всего и вся.

Почувствовал это чиновничье хобби на себе и российский строительный комплекс. Целый год продолжалась эпопея с созданием Единого реестра членов СРО, который, вместо того, чтобы наладить работу уже существующей базы данных в РТН, отчего-то решили создавать с нуля и передать в ведение НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Через скандалы, распилы и неразбериху реестр был сделан, запущен и едва ли не официально признан нерабочим.

Теперь на повестке дня новое чудо – Национальный реестр специалистов. Создание его, как известно прописано в Федеральном законе 372-ФЗ. Как отмечают эксперты, сама по себе идея поголовного учёта инженеров скопирована разработчиками с Запада, где, в большинстве стран, существуют подобные инструменты. Однако больно уж по специфическому пути пошли российские нормотворцы.

Создание и ведение реестра возложили на Национальные объединения. А в качестве агентов уполномочили СРО заниматься приёмом документов их первоначальной проверкой и передачей в Нацобъединения для последующего внесения сведений в НРС. И теперь, начиная с 1 июля 2017 года, каждая строительная компания-генподрядчик должна иметь в штате не менее двух ГИПов (главных инженеров проекта). Для проектных и изыскательных компаний установлены такие же требования – наличие в штате на постоянной основе не менее двух ГИПов или ГАПов (главного архитектора проекта).

В чём же проблема? Да во всём! Прежде всего, в количестве. На сегодняшний день, по данным Единого реестра строительных компаний, в РФ осуществляют свою деятельность порядка 120 тысяч строительных компаний. Исходя из этого, в Национальный реестр специалистов предстоит внести сведения как минимум о 240 тысячах специалистов! Даже не проверяя сведения, как это предписывает проект регламента ведения НРС, специалистам СРО и Национального объединения строителей предстоит проделать огромную работу. Ведь для того, чтобы сведения были внесены, каждому ГИПу и ГАПу необходимо представить как минимум 10 различных документов (трудовые книжки, копии дипломов, свидетельств о повышении квалификации, СНИЛС и копии квалификационных аттестатов).

Сама по себе процедура сбора сведений, их проверки и внесения в базу данных представляет головоломный квест, прохождение которого будет отнюдь не тривиальной процедурой, вроде заполнения нескольких табличек. Проверка будет проводиться не менее чем по 36 параметрам, и при наличии расхождений в них сведения о специалистах в НРС вноситься не будут. Предусмотрены и более углублённые способы проверки (запросы учебных заведений и уточнение сведений через базы данных ФНС и Минобра и Роструда). Более того, каждый внесённый в реестр специалист – это не статическая единица. Он живёт, меняет работу, переезжает в другой город, получает дополнительное образование, получает взыскания и поощрения, наконец, уходит в лучший мир… Всё это необходимо оперативно отражать в Национальном реестре.

При том, что сегодня Национальные объединения не могут толком справится с двумя сотнями СРО.

Очевидно, что в установленные сроки к 1 июля 2017 года Нацреестр специалистов не заработает – хотя бы потому, что до сих пор не разработано программное обеспечение. Да и с подготовкой необходимого пакета нормативно-правовых актов Минстрой не торопится. А значит это только то, что придётся российским строителям снова хитрить, крутиться и «договариваться» с директорами СРО, чтобы формально выполнить условия невыполнимого закона. С тем, чтобы потом быть наказанным, когда эти попытки «реализовать нереализуемое» всё-таки будут выведены на чистую воду.

Кстати, дополнительная ирония судьбы в том, что Национальное объединение строителей упоминало о возможности использовать систему АИС «ОАПС» для ведения Национального реестра специалистов.

Иными словами, система, изначально создававшаяся для борьбы с административными барьерами, сама превратится в ресурс, который в его нынешнем формате иначе, как админбарьером не назовёшь!

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем следить за проблемами формирования Национального реестра специалистов. И, кончено же, ждём на эту публикацию Ваших откликов, уважаемые читатели и профессионалы строительного саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии