Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 01 / 31 /
Опубликовано: 31 января 2017 в 13:11
38    6662

Национальный реестр специалистов – полезный инструмент или ещё один админбарьер для строителя?

ОТ РЕДАКЦИИ. Рождению в важнейшей отрасли России Национального реестра специалистов посвящалось уже немало статей на страницах нашего сайта. Но чувствуется, что эта тема будет подниматься ещё не раз. Вот, к примеру, такой взгляд на НРС очередного нашего добровольного автора.

***

В своё время основатель СССР учил, что социализм – это учёт и контроль. Потом шутники переделали крылатую фразу в нечто невообразимое: «Социализм – это и строжайший учёт, и контроль за учётом, и надзор за контролем, и проверка надзора, и анализ проверки, и ревизия анализа, и наблюдение за ревизией». С тех пор задачу построения социализма и прочих вариантов светлого будущего с повестки дня сняли, а вот любовь к бесконечным формам учёта и контроля у российских чиновников въелась буквально в самую сердцевину. Более того, с приходом цифровой эры она приняла новые формы, в частности, тенденцию к созданию электронных реестров всего и вся.

Почувствовал это чиновничье хобби на себе и российский строительный комплекс. Целый год продолжалась эпопея с созданием Единого реестра членов СРО, который, вместо того, чтобы наладить работу уже существующей базы данных в РТН, отчего-то решили создавать с нуля и передать в ведение НОСТРОЙ и НОПРИЗ. Через скандалы, распилы и неразбериху реестр был сделан, запущен и едва ли не официально признан нерабочим.

Теперь на повестке дня новое чудо – Национальный реестр специалистов. Создание его, как известно прописано в Федеральном законе 372-ФЗ. Как отмечают эксперты, сама по себе идея поголовного учёта инженеров скопирована разработчиками с Запада, где, в большинстве стран, существуют подобные инструменты. Однако больно уж по специфическому пути пошли российские нормотворцы.

Создание и ведение реестра возложили на Национальные объединения. А в качестве агентов уполномочили СРО заниматься приёмом документов их первоначальной проверкой и передачей в Нацобъединения для последующего внесения сведений в НРС. И теперь, начиная с 1 июля 2017 года, каждая строительная компания-генподрядчик должна иметь в штате не менее двух ГИПов (главных инженеров проекта). Для проектных и изыскательных компаний установлены такие же требования – наличие в штате на постоянной основе не менее двух ГИПов или ГАПов (главного архитектора проекта).

В чём же проблема? Да во всём! Прежде всего, в количестве. На сегодняшний день, по данным Единого реестра строительных компаний, в РФ осуществляют свою деятельность порядка 120 тысяч строительных компаний. Исходя из этого, в Национальный реестр специалистов предстоит внести сведения как минимум о 240 тысячах специалистов! Даже не проверяя сведения, как это предписывает проект регламента ведения НРС, специалистам СРО и Национального объединения строителей предстоит проделать огромную работу. Ведь для того, чтобы сведения были внесены, каждому ГИПу и ГАПу необходимо представить как минимум 10 различных документов (трудовые книжки, копии дипломов, свидетельств о повышении квалификации, СНИЛС и копии квалификационных аттестатов).

Сама по себе процедура сбора сведений, их проверки и внесения в базу данных представляет головоломный квест, прохождение которого будет отнюдь не тривиальной процедурой, вроде заполнения нескольких табличек. Проверка будет проводиться не менее чем по 36 параметрам, и при наличии расхождений в них сведения о специалистах в НРС вноситься не будут. Предусмотрены и более углублённые способы проверки (запросы учебных заведений и уточнение сведений через базы данных ФНС и Минобра и Роструда). Более того, каждый внесённый в реестр специалист – это не статическая единица. Он живёт, меняет работу, переезжает в другой город, получает дополнительное образование, получает взыскания и поощрения, наконец, уходит в лучший мир… Всё это необходимо оперативно отражать в Национальном реестре.

При том, что сегодня Национальные объединения не могут толком справится с двумя сотнями СРО.

Очевидно, что в установленные сроки к 1 июля 2017 года Нацреестр специалистов не заработает – хотя бы потому, что до сих пор не разработано программное обеспечение. Да и с подготовкой необходимого пакета нормативно-правовых актов Минстрой не торопится. А значит это только то, что придётся российским строителям снова хитрить, крутиться и «договариваться» с директорами СРО, чтобы формально выполнить условия невыполнимого закона. С тем, чтобы потом быть наказанным, когда эти попытки «реализовать нереализуемое» всё-таки будут выведены на чистую воду.

Кстати, дополнительная ирония судьбы в том, что Национальное объединение строителей упоминало о возможности использовать систему АИС «ОАПС» для ведения Национального реестра специалистов.

Иными словами, система, изначально создававшаяся для борьбы с административными барьерами, сама превратится в ресурс, который в его нынешнем формате иначе, как админбарьером не назовёшь!

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем следить за проблемами формирования Национального реестра специалистов. И, кончено же, ждём на эту публикацию Ваших откликов, уважаемые читатели и профессионалы строительного саморегулирования!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #54504 Александр Сергеевич 31.01.17 в 13:44

    Завтра 1 февраля, на сайте нострой так и не анонсировано начало приема документов специалистов для нрс. Очевидность того, что система не заработает к назначенному сроку уже практически безапелляционна.

    0

    #54505 Dr_LAW 31.01.17 в 13:45

    Общение с некоторыми представителями НОПРИЗ и НОСТРОЙ позволяют мне сделать неутешительный вывод о том, что там царит "коррупционное" воодушевление и подъем: ближе к июлю выстроится строй СРО, пытающихся помочь своим членам во внесении инженеров в НРС, и вот тут-то кое-кто и станет решать: кого в первую очередь пропустить, а кому препятствия создать... Кто-то взяточку начнет сувать и пытаться договариваться с гномами-хранителями реестра, а кого-то будут специально дискредитировать, чтобы члены обвинили свою СРО в импотенции и переходили в правильные СРО, которые умеют "работать" с сотрудниками НацОбов.
    2
    • #54506 Dr_LAW 31.01.17 в 13:48

      Ответ пользователю: Dr_LAW

      Что касается обоих Президентов НО, то и один, и второй стараются не вмешиваться в процессы, связанные с НРС.
      1

      #54512 Референт Службы 31.01.17 в 13:53

      Ответ пользователю: Dr_LAW

      Ну же Доктор, кому кому, а не Вам голову пеплом посыпать...с Вашими то контактами я бы рассмотрел уже возможность приобретения нового, гигантских размеров портфеля и рюкзачка, чтобы документы специалистов в НОСТРОПРИЗ напрямую, минуя СРО, таскать...) Работы будет мнооогоо!

      0

      #54522 Рядовой СРОшник 31.01.17 в 14:14

      Ответ пользователю: Dr_LAW

      Доктор, арифметика простая. Даже если по минимуму взять 5 тыс. рублей "с носа", 1,2 млрд рублей эта затея принесёт этим гномам-хранителям. Есть, чему порадоваться!

      0

      #54523 Рядовой СРОшник 31.01.17 в 14:16

      Ответ пользователю: Dr_LAW

      А вот это вообще не поддаётся объяснению. Понятное дело, что Молчанов временный, а Посохин-то? Ему же потом за это отвечать придётся.

      0

      #54529 Валерий Мозолевский 31.01.17 в 14:47

      Ответ пользователю: Dr_LAW

      Согласен, на 100%.

      0

      #54549 Dr_LAW 31.01.17 в 16:02

      Ответ пользователю: Валерий Мозолевский

      Ёхоу!!! У меня сегодня праздник: со мной Валерий Павлович согласился на 100%. Будет пьянка.
      1

    #54520 Рядовой СРОшник 31.01.17 в 14:11

    Идея изначально была обречена на провал из-за нереальности сроков её реализации.

    0

    #54528 Валерий Мозолевский 31.01.17 в 14:46

    Господа. Необходимо учесть, что среднестатистическое региональное СРО строителей имеет не более 50% генподрядчиков.

    Поэтому уже надо не 250-300 тысяч специалистов, а максимум 120 000 специалистов. Однако, я уверен, что в России есть максимум 60-80 тысяч таких специалистов, и то, я сильно преувеличил. И это правильно. Мы же все знаем, что минимум 40% Свидетельств - "фиговые листки", за которыми нет никого. , поэтому фактически достаточно не более 60 тысяч (120 000 Х 0.60 = 72 000). Если так, тогда все строительные организации будут загружены и будет нормальная работа.

    Тоже с проектировщиками. Там не менее 50% - ЛИПА, Поэтому более-менее реальных проектных контор не 60 000, а не более 20- 30 тысяч. Надо специалистов около 50 000. А реально не более 30-35 000.

    Если НОСТРОЙ и НОПРИЗ, грубо нарушая закон, дадут СРО готовить документы - сегодняшняя ситуация повторится. Будут " половина мёртвых Душ" Но теперь не СРО будут виноваты, а НОСТРОЙ, конкретно А.В. ИШИН и департамент образования.

    Кстати, ведь додумались, кому это поручить. Это как раз тем, кто запустил и со всех сил поддерживают коммерческие ЦТ (центры по тестированию) и за 7-мь лет только развили "продажу" корочек повышения Квалификации.

    Грядёт великий ФАРС.

    2

    #54532 Александр Королев 31.01.17 в 15:01

    Национальный реестр специалистов создадут конечно же! Вот только будет он формальным, вообще не будет отражать действительное положение дел! Большинство дипов будут купленные! И проверить их Нострой не сможет, как бы ни кичился!

    0
    • #54537 Александр Давыдов 31.01.17 в 15:14

      Ответ пользователю: Александр Королев

      Александр Королев, а нужен он был кому не формальный? Думаете, его авторы не понимали, что за такой короткий срок сделать такой реестр объективным не получится?
      0

      #54540 Александр Королев 31.01.17 в 15:21

      Ответ пользователю: Александр Давыдов

      Александру Давыдову: А у нас что бывает по другому? Вся история с 372-ФЗ такая же. Всегда аврал, всегда потом доделывают еще пару лет!

      Но в это время бабки собирать не забудут...а там глядишь и саморегулирование отменят!

      0

      #54569 Референт Службы 01.02.17 в 00:53

      Ответ пользователю: Александр Королев

      Александр Королёв, он к слову говоря и не пытается...сказал же Пугачёв на Совете - сначала всех внесём, потом будем проверять... Поэтому уже практически из Нац реестра спецов нам всем радостно улыбаются и машут рукой ГИПы Краснов и Оранжевич... из соседнего НРС подмигивают ГАПы Желтяев и Зеленский...) А за их спинами маячат Голубовский, Синюк и Фазанбаев...В общем все довольны и все смеются...

      0

      #54582 Александр Королев 01.02.17 в 09:52

      Ответ пользователю: Референт Службы

      Референту Службы: Все верно! Да и проверить реально никто не сможет! У меня на предприятии работает пару сотрудников, которые специалисты с огромным опытом работы, но строительного образования нет! Один МАИ закончил, а второй Качинское военное училище в Волгограде - летчик! Так я недавно прикупил им дипломы! А куда деваться! При том купил дипломы вуза, который уже ликвидирован,теперь они у меня ПГС-ники заслуженные! И как интересно Нострой проверит действительность дипов хотелось бы мне знать?!
      0

      #54675 Александр Давыдов 01.02.17 в 23:10

      Ответ пользователю: Александр Королев

      Александр Королев, о чём и речь, не было. А саморегулирование вполне возможно отменят даже раньше.

      0

      #54676 Александр Давыдов 01.02.17 в 23:13

      Ответ пользователю: Референт Службы

      Да, Референт, любят они реестры в цвета радуги раскрашивать.

      0

      #54677 Референт Службы 01.02.17 в 23:34

      Ответ пользователю: Александр Давыдов

      Александр, не думаю, что это прямо именно любовь НОСТРОЙ к цветам радуги сказывается...

      Это объективная реальность отражающая состояние сведений о квалификационном составе специалистов доброй половины строительных компаний являющихся членами СРО. В своё время в кулуарах мне показали скан диплома МГУ одного инженера-строителя. Так вот в дипломе (на секундочку!) 1984 года стояла гербовая самонаборная печать с двуглавым орлом...- да ректора МГУ в 1984 году расстреляли бы как белогвардейскую сволочь за выдачу диплома с гербом не существовавшего на тот момент государства, а в СРО такие штуки легко прокатывают...справедливости ради не во всех конечно. И сейчас вся эта химия копившаяся почти 8 лет начнёт вылезать наружу.

      Правда здесь в помощь СРО и специалистам НОСТРОЙ отсутствие ПО, потому что принимая доки в сканах и на бумажном носителе не надо забивать их в программу которая просто не позволит вбить несуществующие или задваивающиеся серии и номера документов об образовании и повышалок, или сойдёт с ума от фотошопного СНИЛС несуществующего в природе человека.

      0

      #54682 Полианна 02.02.17 в 08:03

      Ответ пользователю: Референт Службы

      Референт Службы, согласна с задвающимися номерами и сериями. Так же как и с "полными тесками" не только по ФИО, но и всего остального. Однако, как мне кажется, не стоит ожидать, что ПО будет настолько совершенно, что не позволит вбить несуществующие серии и номера документов об образовании и УПК.

      Что же касается диплома 1984 года, который Вам показывали... Он мог пройти и по невнимательности сотрудников. или по безалаберности. Так даже вернее. Приходят некоторые на работу для того, что бы просто посидеть, а потом все удивляются... Так вот если заниматься сканированием документов будут адекватные сотрудники, то уже на этом этапе им не надо будет делать лишнюю работу и сканировать сразу видный фальсификат. Откладывай себе в отдельную папочку с крупными буквами "ОТКАЗ" и все дела)

      0

      #54683 Полианна 02.02.17 в 08:09

      Ответ пользователю: DELETED DELETED

      Перечитала комментарий и подумалось мне: а долго ли вообще НОСТРОЙевцы будут заниматься "грязной" работой? Сканирование такой кипы документов не такое уж и завидное занятие...( Должны же они это "скинуть с себя", хотя бы для тех, кто подаёт документы через СРО?

      0

      #54693 Александр Королев 02.02.17 в 08:59

      Ответ пользователю: Александр Давыдов

      Александру Давыдову: Похоже к отмене саморегулирования вопрос и идет.Во всяком случае в высоких кабинетах это обсуждается!

      Ну годик, другой у саморегуляторов то есть! А дальше...соскучился я по лицензии!!!)


      0

      #54694 Александр Королев 02.02.17 в 09:13

      Ответ пользователю: Референт Службы

      Референту Службы: Ну до 2008 года по номерам дипломов не пробить! Их печатали столько, сколько заказывал вуз! Тогда так было! И вот две реальные истории:

      1. Как то захожу в Минечати, года три-четыре назад, там у них внизу киоск, так вот там лежит на продажу бланк дипа о СПО еще образца до 1991 года! Купил, интересно стало. Отдал в сро, вместе посмеялись!

      2. В новогодние выходные ездил в Казань, там с местными саморегуляторами кроме того общались! Обсуждали и реестр специалистов. Вот какую историю поведали: Не секрет, что готовят для вступления документы в большинстве своем юристы. Так вот одна юр. фирмочка приносит документы, все чин по чину, дипломы и т.д. Начинаем проверять и, о ужас", на одном дипе стоит подпись ректора "Ульянов (Ленин)"!!!! Как рассказывают, естественно документы сразу завернули, высмеяли их! Так тот юрист потом пришел к себе в офис и устроил разнос, тип того, какие документы мне "Рисуете"?! Так знаете, что ответили: А что, у Ленина была фамилия Ульянов?!

      И это выпускница юридического факультета местного Казанского университета, в котором Ленин учился, к стати на юр.факе как раз и памятник которому стоит как раз на выходе из универа!

      И это не шутка, мне эту копию дипа показывали, сохранили для истории!

      Куда катимся, а?!


      0

      #54697 Референт Службы 02.02.17 в 09:27

      Ответ пользователю: DELETED DELETED

      Полианна, а взносы тоже обратно отправлять, как ошибочно перечисленные...?)

      0

      #54699 Референт Службы 02.02.17 в 09:28

      Ответ пользователю: Александр Королев

      ...)

      0

    #54533 Александр Давыдов 31.01.17 в 15:07

    В общем, взгляд на НРС у всех одинаковый! Очередная хлебная кормушка для некоторого очень узкого круга лиц в НОСТРОЙ!

    0

    #54541 Полианна 31.01.17 в 15:24

    "Очевидно, что в установленные сроки к 1 июля 2017 года Нацреестр специалистов не заработает – хотя бы потому, что до сих пор не разработано программное обеспечение." - хотелось бы всем напомнить, что ПО обещали не раньше середины апреля. Так что рано из одного другое вычленять...)
    0

    #54542 Полианна 31.01.17 в 15:26

    И отдельный респект за картинку!) вот как подберёте, так подберёте)
    0
А Вы согласны с тем, что саморегулирование всё больше погрязает в судебных спорах за деньги?
Последние комментарии
24.05, 19:14 Максим Юрьевич: Ждём результатов.
24.05, 14:26 Степан Иванов: Очень скудный отчет!