Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2017 / 01 / 09 /
Опубликовано: 09 января 2017 в 11:40
18    5098

Положительный эффект от поправок к 372-ФЗ может стать ничтожным, если Минстрой не поторопится с их разработкой

Прошло без малого четыре месяца с того дня, когда с трибуны XI Съезда НОСТРОЙ вице-премьер Правительства России Дмитрий Козак озвучил своё поручение Министерству строительства и ЖКХ РФ разработать поправки к принятому 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный Кодекс РФ». К этому моменту вопросов по применению этого федерального закона накопилось более чем достаточно.

Сайт ЗаНоСтрой.РФ подробнейшим образом освещал все перипетии развернувшихся дебатов, относительно только что принятых изменений в Градкодекс. Эксперты ЗаНоСтрой.РФ детально, буквально по буквам, разбирали положения и порядок применения внесённых в ГрК изменений.

Анонсированные господином Козаком поправки в 372-ФЗ были положительно восприняты всеми без исключения представителями саморегулируемого сообщества. Никого особо не смутил даже заявленный повод, а также крайне сжатые сроки, отведённые на внесение в Госдуму и принятие поправок в только что принятый федеральный закон. Что и говорить: 2016 год преподал всему саморегулируемому сообществу хороший урок по части скорости принятия нужных законодательных решений.

После того, как делегаты по окончании Съезда разъехались по своим СРО, вопрос принятия поправок сам собой затих, отодвинутый на задний план более насущными вопросами практического характера, связанными с реализаций требований 372-ФЗ, в части регионализации членства в СРО и размещением средств компенсационного фонда на специальных счетах в уполномоченных банках.

Не способствовала ускорению решения вопроса связанного с внесением поправок в 372-ФЗ и необходимость следовать в рамках план-графика, утверждённого Дмитрием Козаком, требовавшего отвлечения усилий на разработку нормативно-правовых актов для его же реализации.

Забегая немного вперёд можно констатировать, что Минстрой России, погнавшись за «двумя зайцами», так и не преуспел на сегодняшний день ни в вопросе разработки нормативно-правовых актов, ни в вопросе разработки и внесения в Госдуму РФ поправок в 372-ФЗ.

История со злополучными поправками получила своё дальнейшее публичное продолжение лишь на очередном заседании Экспертного совета НОСТРОЙ, посвящённого вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере, которое состоялось 11 ноября 2016 года.

Выступивший на нём с докладом о подготовке законопроекта, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон № 372-ФЗ, руководитель правового департамента Минстроя Олег Сперанский отметил, что готовящиеся поправки направлены на решение трёх основных задач:

1. отменить необходимость получения свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, с 1 января 2017 года для строительных организаций, не заключающих договоры строительного подряда напрямую с заказчиком (для субподрядчиков);

2. разрешить саморегулируемым организациям на основании своих внутренних документов перераспределять денежные средства, полученные как проценты по депозитам, при формировании компенсационных фондов;

3. разрешить переход по региональному принципу не только в существующие СРО, но и в саморегулируемые организации, создаваемые в субъектах Федерации, в которых на момент вступления в силу Федерального закона № 372-ФЗ не было СРО.

Собственно говоря, Минстрой выказал довольно странный выбор приоритетов для внесения поправок, особенно с учётом того, что в середине ноября было абсолютно ясно, что к 1 января предложение Дмитрия Козака об отмене необходимости получения свидетельств о допуске не успевает ни при каких обстоятельствах. Поэтому по всей видимости так беспокоившие Дмитрия Николаевича оковы «саморегулируемого рабства» для субподрядчиков падут сами собой 1 июля 2017 года по мере вступления в законную силу соответствующих норм 372-ФЗ.

Между тем, предложений по внесению поправок в 372-ФЗ как со стороны саморегулируемого сообщества, так и со стороны представителей многочисленных общественных организаций поступает немало. Среди них и предложения Общественной палаты РФ в форме рекомендаций Правительству России, сформированные по итогам общественных слушаний на тему: «Пути законодательного совершенствования системы саморегулирования», состоявшихся 27 октября 2016 года. Там, в частности среди предложенных изменений озвучено предложение «отменить региональный принцип комплектования членов СРО для строительных компаний и ИП, являющихся членами специализированных (отраслевых) ассоциаций, союзов, осуществляющих деятельность в различных субъектах Российской Федерации».

Впрочем, на сегодняшний день это предложение, скорее, уже из области саморегулируемой экзотики.

Что и говорить различных предложений много. В связи переходом от теоретических вопросов применения к практической реализации требований 372-ФЗ все участники сталкиваются со всевозрастающим количеством правовых коллизий. Принятые изменения в Градостроительный Кодекс РФ, действительно, предоставляют большие возможности для самого широкого его толкования.

По-хорошему, кропотливая и требующая многочисленных согласований работа экспертов может растянуться (или уже растянулась? – ред.) на многие месяцы, которых у саморегулирования до вступления в силу всех положений и норм 372-ФЗ по сути и нет.

В этой связи наиболее эффективными представляются простые решения, не требующие длительных согласований и способные во многом смягчить жёсткие последствия ограниченных временных рамок, предусмотренных 372-ФЗ.

За прошедшие полгода уже для всех очевидно, что строительной отрасли в целом и саморегулированию в частности, требуется гораздо больше времени для совершения манёвра, нежели ему отвели законодатели.

На состоявшейся 15 декабря 2016 года IV Международной конференции «Практическое саморегулирование» многими участниками высказывалось мнение о необходимости и желательности внесения поправок в 372-ФЗ.

В частности, в рамках своего доклада «Особенности смены СРО в рамках 372-ФЗ» исполнительным директором Общественного Совета по развитию саморегулирования Сергеем Афанасьевым было внесено предложение о продлении срока подачи уведомлений о добровольном выходе или сохранении членства до 1 июля 2017 года. Предложение хорошее, позволяющее во многом защитить интересы строительных компаний и обеспечить цивилизованный переход в СРО по месту своей регистрации.

Каким будет уже готовый законопроект – нам всем ещё только предстоит узнать. Практика последних лет показывает, что по уже сложившейся традиции готовый документ зачастую призван решать прямо противоположные задачи, ранее анонсированным, при начале работы над ним. Хотелось бы, конечно, увидеть документ, учитывающий интересы всех субъектов саморегулирования и позволяющий цивилизованно перейти к новой модели саморегулирования.

На сегодняшний день работа по подготовке поправок всё ещё продолжается. Окончания работы над текстом поправок в 372-ФЗ ранее февраля 2017 года ожидать не приходится. А вместе с затягиванием сроков сокращается и возможный позитивный эффект, который мог бы принести всей строительной отрасли данный законопроект.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии