Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2016 / 09 / 29 /
Опубликовано: 29 сентября 2016 в 13:09
19    4192

Минстрой не нашёл в 372-ФЗ обязанности размещения всех средств компфонда до 1 ноября, но высказал своё мнение…

ОТ РЕДАКЦИИ. И снова наш добровольный автор решил поделиться с многочисленными читателями ЗаНоСтрой.РФ своими мыслями по поводу некоторых нюансов нового 372-ФЗ в части размещения компенсационных фондов строительных саморегулируемых организаций. Передаём слово эксперту-инкогнито.

***

Ищут давно, но не могут найти парня какого-то лет 20 – говорится в известном стихотворении, и особенно тяжело искать требования закона о размещении всех средств к 1 ноября, если… таких требований закона нет!

Некоммерческое партнёрство СРО «МОС» как пишет сайт НОСТРОЙ, сделало запрос в Министерство строительства и ЖКХ РФ, в котором указало: «В статьях 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ устанавливаются требования и условия формирования двух компенсационных фондов саморегулируемых организаций: компенсационного фонда возмещения вреда (ВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (ОДО), которые по своей сути в значительной степени отличаются от компенсационных фондов СРО, сформированных в соответствии с ранее действующим законодательством».

Далее генеральный директор СРО «МОС» Татьяна Малянова обращает внимание, что, в соответствии с частями 1 – 4 статьи 55.4 Градкодекса, такие фонды формируются на основании заявлений своих членов не позднее 1 июля 2017 года, и процесс формирования находится только в начальной стадии. С учётом этих обстоятельств СРО «МОС» просит разъяснить, обязана ли СРО размещать на спецсчетах средства компфондов, в случае если указанные фонды к 1 ноября 2016 года ещё не будут сформированы в полном объёме? Какая норма действующего законодательства о градостроительной деятельности устанавливает такое требование? Слова «Норма действующего законодательства» госпожа Малянова подчеркнула особенно.

Большинство юристов СРО не сомневаются в трактовке закона. Не вызывает сомнения то, что компфонд возмещения вреда должен формироваться на основании документов, представленных членами партнёрства. Аналогично компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств также на основании документов, представленных членами СРО. Однако сегодня саморегулируемые организации обладают достаточной денежной массой для формирования двух компфондов. Более того, сами документы и заявления должны быть представлены ещё только к 1 декабря. Имеющаяся денежная масса не является и ни тем и ни другим фондом, но именно из неё будут формироваться как один фонд, так и другой, при том, фонд ОДО возможно и не будет сформирован в некоторых СРО в срок, который отводит законодательство, – до 1 июля 2017-го для формирования этих фондов.

В своём ответе Министерство строительства и ЖКХ РФ (за подписью заместителя директора правового департамента Светланы Мочаловой) полностью соглашается с доводами СРО «МОС». Так, ведомство указывает, что «размеры компфонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются некоммерческой организацией, имеющей статус СРО, на основании документов, представленных её членами, с учётом ранее внесённых ими взносов в компфонд такой некоммерческой организации, взносов, внесённых ранее исключёнными членами саморегулируемой организации и членами саморегулируемой организации, добровольно прекратившими в ней членство, взносы перечисленные другими саморегулируемыми организациями за членов, добровольно прекративших в них членство, доходов, полученных от размещения средств, а также с учётом минимальных размеров взносов в такие фонды, установленными частями 10 – 13 статьи 55.16 кодекса».

На первой странице этого ответа Минстроя конкретизируется, о каких компфондах идёт речь: «В срок до 1 ноября 2016 года разместить средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса».

Как мы видим, специалисты главного строительного ведомства страны чётко и однозначно идентифицировали, о каких именно новых фондах ВВ и ОДО идёт речь. Это не те средства, которые уже 7 лет находятся в распоряжении СРО, а именно новые компфонды, сформированные на основании заявлений членов СРО, в соответствии со статьями 55.4 и 55.16.

Однако далее в последнем абзаце второй страницы Минстрой (уже без всяких ссылок на закон) указывает, что «в случае, если до 1 ноября 2016 года СРО не приняла решение о формировании компенсационного фонда возмещения вреда и… обеспечения договорных обязательств или не завершила процедуру их формирования на специальном банковском счёте… подлежат размещению средства компенсационного фонда СРО, сформированного в соответствии с решением общего собрания членов такой саморегулируемой организации, принятым до вступления в силу закона 372-ФЗ, и в соответствии с действующих на тот момент принятия такого решения редакциями статьи 55.4 и 55.16».

Как мы видим, специалист Минстроя также признаёт наличие у СРО иных средств, которые нельзя назвать средствами компфонда, сформированными в соответствии требованиями новой статьи 55.4 и 55.16. А именно некие средства, сформированные на основании ранее действующего закона. Однако без ссылок на какую-либо статью закона указывает, что их также надо разместить на спецсчёте. Никакого пункта закона специалист ведомства не приводит, так что данная часть ответа является исключительно собственным мнением эксперта.

Виден ответственный подход специалистов Минстроя. Ведь могли бы навести тень на плетень или завести под какую-то статью, в которой, якобы, написана соответствующая норма. Но нет, всё честно. Просто высказывают мнение, а на закон не ссылаются. Тем самым вопрос СРО «МОС» («Какая норма действующего законодательства о градостроительной деятельности устанавливает такое требование?») так и остался без ответа, потому что никакая норма закона этого не устанавливает.

Действительно, так, как изложено в письме, хотелось бы сделать, и так было бы лучше. Но закон этого не требует. Эти средства не являются ни фондом ОДО, также не являются средствами компфонда ВВ. Потому норма размещения их на счетах до 1 ноября 2016 года на них не распространяется, и, как мы видим, специалист Минстроя чётко указал, на что распространяется, – на уже сформированные компфонды.

К слову сказать, совершенно правильно Минстрой приводит точное название фондов из Градкодекса, но также ведомство указывает, из чего должны состоять эти средства компфондов. Мы видим, что та денежная масса, которая как остаток от старых иных фондов, находится в распоряжении СРО и по структуре не соответствует требованиям закона. Как указано выше и как, собственно, отметил и Минстрой, фонд ОДО и ВВ не просто любые какие-то деньги, остатки старых фондов, а туда входят конкретные деньги:

1. « На основании документов представленных её членами». Вопрос – где эти документы, представленные членами?! Нет документов, нет и фонда.

2. «Взносы, перечисленные другими саморегулируемыми организациями, за членов добровольно прекративших в них членство». Где эти средства – тоже не понятно, они ещё не поступали в СРО.

Закон не предусматривает, что деньги должны быть просто свалены в кучу на спецсчёт. Кроме того, спецсчёта «для просто кучи денег» тоже нет, есть исключительно для счёта ОДО и ВВ.

Отдельной статьей 55.16-1 части 2 кредитная организация открывает «специальный банковский счёт для размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда, средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств». В законе нет указания, что это счёт не только для возмещения вреда, но и кучи денег остатков от предыдущего компфонда, из которых будет потом формировать фонд ВВ в соответствии с статьёй 55.16 ГрК РФ. Если бы законодателю надо было бы так указать, то он бы именно так и написал бы…

В части 4 этой же статьи 55.16-1 указано, что «иные операции по специальным банковским счетам не допускаются». Тем самым банкирам законодательно прописано следить и чётко не допускать никаких брожений денег и проведения каких-то операций, в отношении «какой-то кучи мильёнов» от старых фондов, а написано чётко – иные операции не допускаются, то есть в отношении сформированных компфондов ВВ и ОДО.

Вот потому Минстрой и не сделал ссылку на «норму действующего законодательства о градостроительной деятельности», потому что такой нормы нет нигде – ни в статьях о формировании и размещении компфонда, ни в статьях о нормах и структуре фонда. И нет никаких ссылок на норму управления специальным банковским счётом!

Кроме того, представлен надсмотрщик кредитной организации, который должен жёстко не допускать хождения каких-либо иных денег через специализированные счета, на то они и называются специализированными. А, как указано в последнем постановлении Правительства РФ, в случае исключения СРО из реестра она должна без разбора сдать все свои деньги в Национальное объединение. Потому что на этих счетах, кроме конкретного фонда ВВ или конкретного фонда ОДО, быть ничего и не может.

ОТ РЕДАКЦИИ. Вот такое мнение нашего эксперта-инкогнито. Что скажете по поводу всего выше изложенного Вы, уважаемые читатели и профессионалы строительного саморегулирования? С огромным нетерпением ждём Ваши комментариев на нашей дискуссионной площадке!

ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
В каком объёме, на Ваш взгляд, будут возвращены займы в компфонды ОДО?
Последние комментарии