Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2016 / 09 / 22 /
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 14:29
34    2319

В ТПП подсчитали, сколько этапов понадобится для реорганизации и ликвидации СРО

Вчера, 21 сентября, в Москве состоялось очередное заседание Совета ТПП РФ по саморегулированию, предпринимательской и профессиональной деятельности под председательством Константина Апрелева. Среди рассматриваемых был и вопрос о методические рекомендациях по реорганизации и ликвидации СРО, который представил глава рабочей группы Дмитрий Мурзинцев.

Он напомнил, что к участию в заседаниях рабочей группы были приглашены представители СРО из различных отраслей профессиональной предпринимательской деятельности, таких как: строительство, проектирование, оценочная деятельность. В соответствии с утверждённым планом рабочей группой было проведено четыре заседания, был проведён анализ законодательства по реорганизации и ликвидации СРО. «Итогом нашей работы стали методический рекомендации соответственно по этим преобразованиям. Был разработан документ (31 страница), в состав которого входят непосредственно шаблоны трех документов: это проект договора о присоединении, проект договора о слиянии и передаточный акт», – заявил господин Мурзинцев.

По его словам, слияние и присоединение как виды реорганизации очень похожи, поэтому для исключения дублирования эти процедуры рассматриваются в данном документе в одном разделе. Слияние – это создание новой некоммерческой организации с передачей ей прав и обязанностей двух или нескольких некоммерческих организаций, деятельность которых прекращается. А присоединение – это когда одна из некоммерческих организаций свою деятельность прекращает и передаёт все свои права и обязанности другой некоммерческой организации. Также необходимо отметить, что СРО – это только статус, а организационно-правовая форма – это некоммерческая форма (сейчас уже могут быть ассоциации, союзы и так далее).

И вот какие моменты реорганизации СРО в форме присоединения или слияния удалось выделить участникам рабочей группы во время анализа данной процедуры. Всего оказалось 12 этапов.

Первый этап – подготовка. Должно быть решение о реорганизации СРО, которое должно быть принято на общем собрании. Перед тем как проводить данное собрание, необходимо подготовить, обосновать и предоставить членам своей СРО всю информацию о другой СРО, в случае, если происходит присоединение либо слияние.

Второй этап – инвентаризация. По законодательству, проведение инвентаризации имущества и обязательств организации является обязательным при её реорганизации. Инвентаризацию необходимо проводить в каждом из реорганизуемых обществ.

Третий этап – подготовка договора и передаточного акта. В договоре указываются основные процедуры реорганизации, включая порядок передачи компфонда. Согласно пункта 2 статьи 58 Гражданского Кодекса «при реорганизации в форме слияния или присоединения составление передаточного акта не требуется. Тем не менее, рабочая группа настоятельно рекомендует организациям составлять этот акт. В данном документе должен быть отражен весь объём обязательств реорганизуемого предприятия, возникших у него перед кредиторами, должниками, которые должны быть приняты во вновь создаваемую организацию.

Также в этот передаточный акт включаются обязательства, в которых есть споры между сторонами. И, соответственно, утверждение передаточного акта происходит на основании решения общего собрания членов, присоединяемых или участвующих в слиянии СРО. Такой документ как передаточный акт в дальнейшем поможет избежать многих конфликтных ситуаций, поэтому рекомендуется его производить.

Этап четыре – особых комментариев нет. Происходит уведомление членов СРО о собраниях.

На пятом этапе должны пройти эти собрания в каждой организации.

На шестом этапе уже после принятых и оформленных решений необходимо уведомить Минюст России в течении трёх дней после принятия решения. Минюст в течении пяти дней должен внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что ряд юридических лиц находятся в процессе реорганизации. А также в случаях, предусмотренных законодательством, эту информацию ещё необходимо направить в органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за деятельностью СРО.

Седьмой этап – уведомление кредиторов о начале процедуры реорганизации. После того как запись о начале реорганизации была внесена в реестр, необходимо дважды, с периодичностью раз в месяц, разместить публикации в Вестнике государственной регистрации с указанием сведений от каждой организации, которая участвует в данном процессе, о форме, порядке и условиях заявления кредиторами требований. Также реорганизуемое юридическое лицо в течении пяти рабочих дней после направления уведомления, в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации.

Восьмой этап – уведомление работников. Это связано с трудовыми отношениями сотрудников. По 75-ой статье Трудового кодекса работники реорганизуемых предприятий обладают гарантией сохранения трудовых отношений с правопреемником. Если же будет происходить изменение штатного расписания, то, соответственно, включаются процедуры по сокращению штата (с выплатами, уведомлением за два месяца и так далее) Необходимо отметить, что сотрудники реорганизуемых организаций, в соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 77 Трудового кодекса, имеют право отказаться работать на правопреемника.

При этом работник должен самостоятельно написать заявление, что он отказывается продолжать работать в связи со сменой собственника, но выходное пособие для работников в этом случае не предусмотрено.

Девятый этап – подготовка к проведению общего собрания уже тем СРО, которая либо присоединяется, либо участвует в слиянии. Срок проведения такого собрания должен быть определён в договоре о присоединении, либо в договоре о слиянии. При этом указывается либо конкретная дата проведения собрания, либо указывается период, в течении которого собрание должно состояться.

Десятый этап – проведение общего собрания. На данном собрании решаются вопросы, связанные исключительно с компетенцией. На этом собрании будут обсуждаться вопросы, связанные с составом коллегиального органа, так как он, скорее всего, будет меняться. Также, возможно, и вопрос, связанный с изменением Устава

Одиннадцатый этап – государственная регистрация в связи с реорганизацией. Документы подаются в Минюст. Состав документов при присоединении и слиянии несколько отличается. В методических рекомендация они описаны подробно. Подача комплекта документов производится не ранее трёх месяцев после внесения записи в ЕГР ЮЛ. Реорганизация в форме присоединения считается завершённой с момента государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемой организации. А слияние считается завершённым после регистрации вновь создаваемого юридического лица. Сроки небольшие.

Госрегистрация юрлиц путём реорганизации осуществляется сроком не более пяти дней с момента предоставления документов.

На двенадцатом этапе необходимо уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору за СРО. По 315-ФЗ, основанием исключения сведений из Госреестра СРО является ликвидация или реорганизация некоммерческой организации. Однако, в пункте 2, статьи 1 315-ФЗ сказано, что порядок осуществления Госнадзора за соблюдением СРО может устанавливаться федеральным законом. Например, по Градостроительному кодексу десятидневный срок со дня завершения реорганизации надо направить уведомление в своё Нацобъединение. При это реорганизованная в результате присоединения СРО из Госреестра СРО не исключается. А в соответствии с пунктом 5 статьи Федерального закона об аудиторской деятельности, основанием для исключения СРО из Госреестра является реорганизация некоммерческой организации. И в этом случае СРО лишается своего статуса, и будет вынуждена заново его приобретать.

Теперь затронем другую тему. Порядок ликвидации СРО. Процесс ликвидации СРО возможен в двух вариантах: либо из Госреестра СРО исключаются сведения, при этом сама некоммерческая организация продолжает работать и осуществлять свою деятельность, либо происходит ликвидация полностью. И статуса нет, и юрлица тоже нет. В первом случае, решение об исключении сведений из Госреестра принимает общее собрание. Исключение из Госреестра на данном основании представляет собой просто утрату статуса исключительно в добровольном порядке. Некоммерческая организация считается исключенной при этом из Госреестра со дня предоставления заявления. Федеральные законы, регулирующие деятельность СРО, объединяющие субъекты предпринимательской профессиональной деятельности, устанавливают особенности исключения сведений о некоммерческой организации из Госреестра. Для строителей компенсационные фонды, которые были у СРО, в этом случае, вне зависимости от первого или второго варианта, передаются в Национальное объединение. У оценщиков тоже передаются, но через 4 года эти взносы могут быть возвращены. У строителей помимо компенсационных фондов в Национальное объединение передаются дела членов СРО, как действующих, так и не действующих. Так как срока хранения у них нет, дальше они хранятся уже в Нацобъединении.

Ликвидация СРО как юридического лица. Здесь уже выделяется 16 этапов ликвидации.

Первый – обосновать, почему вообще ликвидируется и прекращает деятельность. Обоснование обычно происходит со стороны коллегиального органа, который уже аргументировано должен это сделать перед всеми членами СРО.

Также происходит инвентаризация активов и обязательств, далее созыв общего собрания. Это – следующие два этапа.

Четвёртый этап – проведение общего собрания. Какие важные решения должны быть приняты: решение непосредственно о ликвидации СРО, решение о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора, утверждение порядков и сроков ликвидации. По законодательству, решения на этом собрании принимаются квалифицированным большинством. Порядок принятия решений также должен быть прописан. С момента принятия решения о назначении ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами этой некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой организации, в том числе, имеет право выступать и в суде. Однако, Федеральными законами могут быть установлены свои отличия по формированию ликвидационной комиссии. Так, например, у оценщиков в ликвидационную комиссию СРО должен быть включён представитель Национального совета, а в состав ликвидационных комиссий арбитражных управляющих обязательно включается представитель Национального объединения СРО.

Пятый этап – уведомить о своём решении уполномоченный орган в течении трёх дней. Заявление направляется в Минюст. Заявителем в этом случае будет выступать руководитель ликвидационной комиссии.

Шестой этап – уведомление кредиторов. По окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс.

Седьмой этап – сверка расчётов с налоговыми органами. Как при реорганизации, так и при ликвидации налоговый орган в обязательном порядке инициирует и производит сверку расчётов. При этом формируется акт сверки по налогам, штрафам, пеням и так далее.

Восьмой этап – рассмотрение требований, предъявленных кредиторами. Рассматривается ликвидационной комиссией. Законодательством не предусмотрен сам порядок рассмотрения, но исходя из судебной, практики у ликвидационной комиссии отсутствует обязанность вести реестр кредиторов общества. Но вместе с тем по пункту 2, статьи 63 Гражданского кодекса промежуточный ликвидационный баланс должен также содержать сведения о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения. Поэтому рекомендация – вести учёт всех тех требований, которые предъявляют кредиторы.

На девятом этапе утверждается промежуточный ликвидационный баланс. На десятом – в регистрирующий орган отправляется информация о составлении этого баланса.

На одиннадцатом этапе происходит выплата денежных средств кредиторам, но в порядке очерёдности, установленном гражданским кодексом статьи 64 и в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения. Если денежных средств недостаточно, то ликвидационная комиссия продаёт с торгов имущество для того, чтобы эти требования удовлетворить. Это относится только к тем объектам, которые стоят больше 100 тысяч рублей.

На двенадцатом этапе информация предоставляется в органы пенсионного фонда, те сведения, которые предусмотрены законодательством.

На тринадцатом этапе – формируется финальный ликвидационный баланс. Он составляется ликвидационной комиссией после того как были проведены расчёты кредитора. Также этот финальный ликвидационный баланс должно утвердить общее собрание.

На четырнадцатом этапе – оставшееся после удовлетворений требований кредиторов имущество СРО передаётся членам, имеющим корпоративные права в отношении этого юрлица. Соответственно, по 7-ФЗ о некоммерческих организациях сказано, что при ликвидации некоммерческой организации оставшееся имущество с соответствующими документами отправляется на цели, в интересах которых эта организация была создана, либо на благотворительные цели. В случае если имущество невозможно распределить, то оно обращается в доход государства. Стоит отметить, что компенсационный фонд не подлежит возврату и передачи членам СРО, так как на его использование распространяется особый порядок.

Пятнадцатый этап – госрегистрация ликвидации СРО. Ликвидационная комиссия уведомляет Минюст о завершении процесса ликвидации. Госрегистрация должна быть завершена в течении пяти рабочих дней. Ликвидация юрлица считается завершённой после того, как об этом появилась запись в ЕГРЮЛ.

Шестнадцатый, завершающий, этап – ликвидационная комиссия передаёт на сохранение в соответствующий муниципальный архив документы, для которых установлены сроки хранения.

ОТ РЕДАКЦИИ. Таковы подсчёты экспертов Совета ТПП РФ по саморегулированию, предпринимательской и профессиональной деятельности. Интересно, что скажете по этому поводу Вы, уважаемые читатели и профессионалы саморегулирования? Ждём Ваших комментариев на нашей дискуссионной площадке!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
В каком объёме, на Ваш взгляд, будут возвращены займы в компфонды ОДО?
Последние комментарии