Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2016 / 07 / 28 /
Опубликовано: 28 июля 2016 в 11:41
0    1988

Юрий Исаев: Активы, украденные в России, зачастую уже обременены на Западе другими займами в их банках

ОТ РЕДАКЦИИ. Чистка банковского сектора стала одним из главных занятий мегарегулятора в пору кризиса. Действительно, а чем ещё заняться, если курс отпущен в свободное плаванье, а печатать деньги Правительство вроде как пока не собирается (хотя тоже всякое поговаривают). Процесс санации, в общем, нужный и давно назревший. «Токсичные активы» в авгиевых конюшнях российских банков накапливались десятилетиями, а режим максимального благоприятствования к труженикам процента и депозита породил немало обыкновенных финансовых пирамид под банковскими вывесками. Проблема только в том, что за уборку приходится платить.

Часть расходов волей-неволей берут на себя клиенты банков, превратившиеся в безнадёжных кредиторов, ну а остальное добавляет Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Активы которого, между прочим, тоже не бездонные. О том, насколько хватит возможностей АСВ при столь решительной политике Центробанка, журналисты расспросили главу Агентства Юрия Исаева. Приводим наиболее интересные, на наш взгляд, фрагменты интервью, опубликованного РИА-Новости.

* * *

Видит ли уже АСВ какой-нибудь эффект от мер Банка России по дедолларизации? На Ваш взгляд, когда россияне начнут больше сберегать в рублях?

– Для того чтобы люди окончательно прекратили испытывать тревогу в отношении той валюты, в которой хранят свои сбережения, стабильность инфляционных показателей должна сохраняться на протяжении не одного и не двух кварталов.

При долговременной стабилизации можно ожидать более серьёзный переток средств из валюты в рубли. Сегодня нельзя однозначно говорить, что тенденция стала доминирующей на рынке. Распределение долей между валютными и рублёвыми вкладами устойчиво на протяжении многих лет, и пока очевидного изменения не происходит.

Ранее Вы говорили о том, что долговая нагрузка на АСВ может вырасти до конца года в два раза. Может ли внедрение новой модели санации банков как-то её снизить?

– Долговая нагрузка для нас вторична, так как основное значение имеет реальная ситуация в банках. При её стабилизации долговая нагрузка на АСВ также будет снижаться.

Почему мы должны помнить о долговой нагрузке на АСВ? Потому что проекты санации длительные, занимают по протяжённости 10 – 15 лет, а закон не позволяет Банку России давать кредит на срок больше пяти лет. Осуществляя такие долгосрочные проекты, мы вынуждены пролонгировать кредиты и делать это не один раз.

Заимствование у Банка России производится для осуществления проектов санации банков и для пополнения фонда страхования вкладов. Безусловно, долговые обязательства большие.

Каждый проект санации индивидуален, в каждом случае применяется свой механизм оздоровления. На мой взгляд, чем больше разных инструментов есть у регулятора, финансовых властей, тем лучше, тем больше возможностей их комплексного и эффективного использования.

Главное, чтобы эти процедуры были понятны и открыты для всех участников рынка и общественности. Этим вопросом мы сейчас активно занимаемся совместно с Банком России.

Как обстоят дела с возвратом имущества «беглых» банкиров? Как идёт возврат активов, к примеру, «Банка Москвы» из зарубежных юрисдикций?

– Осуществляется возврат имущества, которое находится под управлением группы ВТБ. То есть того имущества, которое удалось изначально консолидировать.

Получается, что этими вопросами занимается ВТБ? Или АСВ тоже подключено к возврату имущества?

– Этим вопросом занимается группа ВТБ. Мы контролируем всю процедуру и видим, что идёт в том числе и возврат выделенных на санацию денег. Там непростые судебные истории, но всё идёт в рамках того алгоритма, который был изначально утверждён, так что каких-то проблем в этом направлении я не вижу.

Что касается остальных историй – у нас, к сожалению, таких случаев не один и не два, поэтому идёт конфиденциальная работа, связанная с поиском активов, в том числе в зарубежных юрисдикциях. Мы исходим из того, что эти активы нужно сначала хотя бы увидеть, оценить их стоимость, а затем уже оценивать перспективы их возвращения в конкурсную массу.

К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что активы, которые очевидно были сформированы за счёт украденных у кредиторов средств, зачастую уже обременены на Западе другими займами в иностранных банках.
Чтобы вернуть активы в конкурсную массу, нужно очень чётко и внимательно оценить юридические перспективы, связанные с ними, поскольку очевидно, что судиться и тратить деньги на юристов без перспектив на возврат активов нецелесообразно.

Вы рассматривали модель, при которой юристы за возврат активов получают не фиксированную плату, а 30 40 процентов от возвращенных средств? Вы не пользуетесь сейчас такой схемой?

– Мы пытаемся такую схему запустить. Но пока явных желающих авансировать свои деньги в такую сложную работу не нашлось. Интерес проявляют многие крупные фонды, в том числе американские и европейские, но на данный момент конкретных договоров ни с кем не подписано.

В каких юрисдикциях превалируют украденные средства?

– В основном это те офшорные зоны, которые всем хорошо известны по всему миру. Исследовать их сложно, потому что, к примеру, траст – это многоуровневая система владений и сокрытия активов. Снимать все эти покровы и тайны долго и затратно. Но, на наш взгляд, необходимо.

В целом, как оценить, успешно проходит процесс возврата активов или нужно его как-то оптимизировать, сделать более эффективным? Какие АСВ хотело бы внести изменения в этот процесс?

– Думаю, что для нас важнее изменить процесс работы с активами здесь, в России. Это даст гораздо больший эффект по объёму возврата в конкурсную массу. В России у нас выигранных исков больше чем на триллион, однако возврат в конкурсную массу крайне низкий.

К сожалению, получается так, что мы эти активы в судах арестовываем, но, когда дело доходит до реального взыскания, эти активы драматическим образом либо обанкрочены, либо несколько раз перепроданы.

Мы просто не успеваем по факту забрать эти активы в конкурсную массу в «живом виде».

Не следует ли, на Ваш взгляд, внести определённые законодательные поправки для исправления ситуации?

– С этим можно сделать то, что уже сделано в европейских судах, когда суд эти активы сначала, в начале процесса, арестовывает на основании заявления.

Имущество замораживается, а потом, когда выносится окончательное решение, активы уже идут в конкурсную массу. Если не удаётся доказать принадлежность этих активов виновным бенефициарам, то наступает финансовая ответственность у того, кто эти активы попросил арестовать, – у заявителя. В России такая практика пока что отсутствует.

В российском законодательстве есть возможность для воплощения этой идеи?

– Нужно многое менять. Мы уже ведём определённую работу совместно с рядом ведомств. Нужно понимать, что это очень сложная тема, затрагивающая не только интересы кредиторов банков, но и интересы большого числа других экономических субъектов.

В этой ситуации нельзя «перегнуть палку» – дать возможность рейдерам оперировать в судах. Суд должен стоять на защите интересов как кредиторов, так и собственников активов, а соблюдение баланса – это очень непросто.

За то время, пока мы пытаемся призвать к ответу заёмщиков, которые не возвращают кредиты, они банкротятся. Из-за этого возврат в конкурсную массу остаётся довольно низким. Нашей основной задачей является повышение уровня поступлений в конкурсную массу в рамках ликвидационных процедур, проводимых в России.

Что касается обнаружения и привлечения к ответственности так называемых «беглых» банкиров, то считаю это очень важно с точки зрения неотвратимости наказания и справедливости, но я бы не ставил это направление в число приоритетных. Для нас сейчас гораздо важнее получить то, что нам полагается в рамках положительных судебных решений в России.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем следить за буднями банковского сектора в кризис и тем, как проблемы банкиров отражаются на судьбе компфондов СРО.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии