Попытки каким-то образом исправить (а с точки зрения топов госкомпаний – ухудшить) ситуацию пока ни к чему не привели. Как пишут «Ведомости», больше года в Госдуме находятся поправки, которые оставляют госкомпаниям только те способы закупки, что есть у государства: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений и закупка у единственного поставщика, для закупок до 200 миллионов рублей.
Законопроект едва плетётся через инстанции, явно спотыкаясь на каждом шаге. Он был принят в первом чтении в сентябре 2015 года. Ожидалось, что он пройдёт второе и третье чтения в осеннюю сессию. Однако этому активно воспротивились «Роснефть» и «Газпром», попросив власти скорректировать проект. Правительство РФ, со своей стороны, пришло к необходимости радикальной реформы – распространить ограничения на все закупки, полностью перейдя на электронный вид и резко сократить количество площадок (со 160 до 3 – 12, звучали разные варианты).
Закон не учитывает специфики вертикально-интегрированных компаний со значительным числом внутригрупповых закупок, жаловались в февральском письме премьеру РФ Дмитрию Медведеву «Роснефть» и «Газпром», закупка услуг по разведке и добыче – не рыночные сделки, убеждали они. По мнению госмонополистов, ФАС и Минэкономразвития зря считают, что «иные» – это всегда неконкурентная закупка, часто у госкомпаний процедура не «запрос котировок», а «запрос цен», говорят представители госкомпаний.
Правительство пошло на компромисс. В поправках, внесённых ко второму чтению, речь идёт об ограничениях для закупок до 5 миллионов рублей. Это должно упростить доступ к закупкам госкомпаний малому и среднему бизнесу. Но и эти поправки до конца весенней сессии Госдума не успела, в отличие от гигантского вала других, не слишком популярных законопроектов.
Мы продолжаем следить за тем, как государство, заботясь о повышении собираемости налогов с населения, с удивительным благодушием позволяет госкомпаниям и их руководителям «осваивать» миллиарды по абсолютно непрозрачным схемам.
Ваш ЗаНоСтрой.РФ