Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2016 / 06 / 01 /
Опубликовано: 01 июня 2016 в 14:33
57    3347

Изумлённый Чиновник: Хроника пикирующего саморегулирования. Часть первая

ОТ РЕДАКЦИИ. Обсуждение минстроевских поправок в законопроект об изменениях в Градостроительный кодекс, похоже, не оставляют никого равнодушным. И какую-бы тему ни поднимал ЗаНоСтрой.РФ, его комментаторы так или иначе обращают внимание всех остальных читателей на злополучные поправки в текст проекта важнейшего для всего профессионального сообщества документа. Вот и после недавнего  развёрнутого ответа активнейшего форумчанина под маской Изумлённого Чиновника другому не менее активному комментатору Владимиру Степанову снова возник вопрос: как же мы, саморегуляторы и строители, докатились до жизни такой? Главный редактор Сергей Рогожук решил обратиться к Изумлённому Чиновнику с просьбой проанализировать и сделать обзор событий, которые привели профессиональное сообщество к сегодняшней ситуации. Наш эксперт-инкогнито не заставил себя долго ждать. Сегодня мы публикуем первую часть его статьи.

***
 Что имеем – не храним,
потерявши – плачем
 
 
Пролог. И начался период первоначального накопления капитала…

Как же всё хорошо начиналось в строительном саморегулировании! В 2009 году родное государство отказалось от обязательного лицензирования в строительной отрасли и с барского плеча передало функции допуска к строительной профессии и предоставление права заниматься ею саморегулируемым организациям с обязательным членством. А чтобы защищать их интересы и взаимодействовать с властью поставило над ними целых три Национальных объединения тоже с обязательным членством.

Желавшие продолжать заниматься своей профессиональной деятельностью строители, изыскатели и проектировщики стали массово объединяться в СРО, не сильно заботясь о том, кого они выдвигали в руководство собой. Пошли предусмотренные законом вступительные и членские взносы, платежи в компенсационные фонды СРО (от сотен миллионов до миллиардов рублей) и в Национальные объединения, бюджеты которых скоро стали насчитывать также сотни миллионов рублей. Начался период первоначального накопления капитала в бизнесе на саморегулировании.


Часть первая. Как к саморегулированию незаметно подбирался – сами знаете кто…

И всё бы ничего, кажется, чего ещё желать – живи и радуйся? Но тут вступили в действие неумолимые законы капиталистического рынка: стремление к неограниченному росту и борьба с конкурентами. Причём, не только между СРО, которых к 2013 году образовалось уже около 500, но и в междусобойчике Национальных объединений.

Первой жертвой в борьбе за контроль над огромными финансовыми ресурсами строительного саморегулирования пал руководитель Аппарата Национального объединения строителей Михаил Викторов, практически единолично распоряжавшийся бюджетом примерно в 800 миллионов рублей. Его неожиданно уволили в феврале 2013 года аккурат перед очередным Съездом в результате заговора на заседании Совета НОСТРОЙ прямо в ходе помпезного инвестиционно-строительного форума в столичном Гостином дворе. Переворот был осуществлён самими строительными саморегуляторами, не привлёк внимания власти и обошёлся без привлечения её административного ресурса.

Затем произошли более серьёзные попытки захвата власти у легитимных президентов НОИЗ и НОП Леонида Кушнира и Михаила Посохина, которые уже активно вовлекали в свои планы и действия не только свои связи в правительственных кругах, но и свежесозданное Министерство строительства и ЖКХ РФ в лице курирующих саморегулирование заместителей министра. Естественно, стремясь получить их покровительство и заинтересованность в «правильном» исходе борьбы за наследство, чиновникам в цветах и красках представлялась информация о «баснословных» финансовых потоках, протекавших по бюджетным жилам предназначенных к захвату Национальных объединений. Потоки чиновников конечно впечатляли и одновременно рождали в их головах всякие нехорошие мысли относительно необходимости вернуть их в лоно государственного контроля.

На этот раз заговоры вышли за пределы Национальных объединений, получили скандальную огласку в СМИ и привлекли внимание не только Минстроя России, но также Правительства РФ и Государственной Думы. Последовала команда слить вместе охваченные бунтом НОИЗ и НОП, в результате чего 22 октября 2014 года на свет появился Федеральный закон № 320-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ». Так и родилось новое Национальное объединение изыскателей и проектировщиков – НОПРИЗ. Кукловод в лице государственной власти начал постепенно восстанавливать ниточки, ведущие к марионетке строительного саморегулирования, но опробовать их в действии ещё не был готов.

А за полгода до этого уже с применением откровенного силового вмешательства власти на уровне Правительства России завершилась борьба за наследство в самом крупном и самом богатом Национальном объединении НОСТРОЙ, куда путём беспрецедентного «демократического» волеизъявления строительного саморегулируемого сообщества был поставлен бывший руководитель надзиравшего над ними «Ростехнадзора» Николай Кутьин. Такой выбор не был случайным – уже много месяцев входившие в Совет НОСТРОЙ руководители СРО были озабочены нарастающей тенденцией катастрофического падения численности членов, грозящей не только снижением доходов, но и потенциальной потерей самого статуса саморегулируемой организации.

Выход из этой ситуации они, используя своё привилегированное положение членов Совета, пытались искать в резком подъёме градуса конкурентной борьбы на истребление под лозунгом очищения сообщества от так называемых «коммерческих СРО», определения которым не было в действующем законодательстве, а попытки сформулировать их опознавательные признаки неизбежно заканчивались полным провалом. И в этой борьбе на уничтожение недальновидные саморегуляторы опять наступили на старые грабли, опрометчиво призвав в судьи и исполнители своих коварных замыслов государственные органы власти.
На этот раз власть с энтузиазмом включилась в навязываемую ей игру и поставила перед своим протеже задачу не только навести порядок в строительном саморегулировании, но и привлечь на службу государственным интересам огромные компенсационные фонды СРО строительной сферы, которые, по слухам, распространяемым самими саморегуляторами в качестве приманки для власти, насчитывали к тому времени уже около 120 миллиардов рублей. В условиях, наложенных на Россию странами Запада санкций, эта сумма казалась совсем не лишней для реализации майских указов Владимира Путина, касающихся решения жилищных проблем российских граждан.

И вот уже на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике в марте 2014 года министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень докладывает Председателю Правительства Дмитрию Медведеву: «Для достижения поставленных целей планируется привлечение АИЖК до 100 миллиардов рублей долгосрочных заёмных средств на строительство инженерии в части обеспечения жилья экономического класса. В качестве таких долгосрочных заёмных средств предлагается принять решение об использовании: 40 миллиардов – это средства ранее предоставленного АИЖК кредита ВЭБа, 14 миллиардов – это средства ВЭБа, которые ранее предусматривались и не использовались на программу поддержки жилищного строительства и ипотеки, остальные средства планируется привлечь на рынке. В том числе предлагается внести изменения в законодательство для размещения части средств компенсационных фондов в стимулирование организаций в сфере строительства – саморегулируемых, потому что эти средства на сегодняшний день в поддержку строительного рынка не вовлечены. И именно эти средства мы планируем привлечь в облигации АИЖК».

Власть начала входить во вкус и даже специально предоставила новому руководству НОСТРОЙ и НОПРИЗ давно выпрашиваемый ими специальный инструмент для дисциплинирования и запугивания «до потери компфонда» вконец дезориентированного и уже начавшего паниковать саморегулируемого сообщества.

Но, как говорится, и на старуху бывает проруха. Бывший грозный «терминатор» из «Ростехнадзора» поставленных властью стратегических задач не выполнил, поддался на своём посту всяким соблазнам, положил сам себе возмутивший всё строительное сообщество и особенно живущих на одну зарплату госчиновников оклад в 2 миллиона рублей, допустил у себя громкий коррупционный скандал, потерял доверие и поддержку «верхов» и в ходе очередных «демократических процедур» под надзором Минстроя был «единогласно» заменён очередным Съездом НОСТРОЙ на настоящего строителя Андрея Молчанова, не только имеющего стойкий иммунитет к возможным коррупционным схемам, но и уже побывавшего членом Совета Федерации.

Более того, как глава крупнейшей строительной организации долгие годы он был вынужден зависеть от некоей СРО, в которую, ради допуска к строительному бизнесу, был вынужден платить миллионные взносы.
И вот тут-то к саморегулированию в строительной сфере незаметно подкрался сами знаете кто. Но это уже тема для следующей истории.

Продолжение следует.
ОТ РЕДАКЦИИ. Такова точка зрения нашего эксперта-инкогнито. Что скажете по поводу всего изложенного Вы, наши уважаемые читатели и профессионалы строительного саморегулирования? С нетерпением ждём ваших комментариев на нашем форуме!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Как Вы считаете, юристы НОСТРОЙ умышленно ищут поводы, чтобы освоить многомиллионную Смету?
Последние комментарии