Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2016 / 04 / 22 /
Опубликовано: 22 апреля 2016 в 11:42
16    2527

Санацию строительных СРО проведут по рецептам Эльвиры Набиуллиной?

ОТ РЕДАКЦИИ. По требованию новых акционеров сайта мы обязаны уведомить всех наших читателей, что заинтересованное лицо данной публикации – сам её автор, который пожелал сохранить своё имя в тайне. Передаём ему слово.

* * *

Банки в Российской Федерации, как, в общем-то, и в западных экономиках являются священными коровами. В любой кризис власти в первую голову занимаются их спасением, не щадя ради этого никаких бюджетных средств и оставляя на потом производство, социалку и граждан.

Нельзя сказать, что банкиры заботу ценят и отвечают добром на добро. Например, в третьем и четвёртом кварталах 2008 года Центробанк выделяет 950 миллиардов рублей для предоставления кредитов россий​ским банкам на срок 5 лет, а также 100 банков получают доступ к беззалоговым кредитам Центробанка. Эффект оказался вполне ожидаемым – банки пускают полученные деньги на высокодоходные валютные спекуляции, успешно забыв про поддержку реального сектора.

Однако государство тоже учится. И вот в нынешний финансовый кризис новые беспрецедентные финансовые вливания из бюджета в банковскую систему прошли одновременно с не менее беспрецедентной «чисткой» кредитных учреждений. Санация стальным катком прошла по сомнительным банкам-прачечным, занятым обналичкой и выводом денег в оффшоры. Низкий уровень собственных средств, сомнительные операции, мусорные активы – всё было тщательным образом пересмотрено и поставлено на вид.

Почему наблюдение за ситуацией в банковской сфере так важно для строительного саморегулирования? Да потому, что опыт Центробанка быстро и энергично зачистившего рынок, может пригодиться при наведении порядка в системе СРО. Причины просты – меры ЦБ РФ показали свою эффективность. Санаторам не стали помехой даже колоссальные финансовые ресурсы, которые могли бы использовать «недобросовестные» банкиры. В банковском мире воцарился порядок и дисциплина. Например, смешно даже помыслить, чтобы лишённый лицензии банк продолжал принимать вклады и зазывал посетителей на своём сайте. Что сплошь и рядом происходит со строительными СРО, исключёнными из Госреестра. Итак, начнём игру в параллели.

1.

Появился «белый список» из десяти системообразующих банков, с которыми будут работать, и которые будут спасать в любом случае. Это вполне логичный шаг и для строительных СРО. Любому ведомству проще договариваться с ограниченным кругом крупных субъектов, чем пытаться наводить порядок среди сотен мелких организаций. Не говоря уже о том, что крупные СРО могут позволить себе более высокий уровень менеджмента, более квалифицированную юридическую службу и в то же время меньший уровень удельных расходов на одного члена. С какой стороны ни крути, для государства плюсы. Поэтому ждём гласного или негласного «белого списка» СРО.

2.

Прошли жёсткие зачистки среди сравнительно небольших банков. В 2015 году в России лицензии были отозваны у 93 банков и небанковских кредитных организаций (9% от общего числа на начало года). Это рекордное число с 1999 года, когда ЦБ РФ прекратил деятельность более 200 банков. Крупнейшими из лишившихся лицензий банков в 2015 года стали «Российский кредит» (45-е место в России по размеру активов), «Пробизнесбанк» (51-е место), «СБ Банк» (85-е место) и «Нота-банк» (97-е место). Также 11 кредитных организаций входили во вторую сотню по размеру активов, 10 – в третью и 13 – в четвёртую.

О том, что небольшим СРО придётся укрупняться, заговорили ещё во времена «двух К». Начальство дало понять всем «малышам», что держать необходимый минимум за счёт «мёртвых душ» ни у кого не получится. Грядут проверки с пристрастием, слияния и поглощения.

3.

За что же лишали лицензии банкиров? Наиболее распространенной причиной отзыва лицензий стали высокорискованная кредитная политика и проведение сомнительных операций в крупных объёмах – эти причины были указаны в качестве оснований для отзыва лицензий для 46 и 45 банков соответственно. Как показывает статистика, за последние два года ощутимо сократился объём сомнительных операций в платёжном балансе РФ. В первом полугодии 2013 года этот показатель составлял $17,4 миллиарда, а в первом полугодии 2015 года их объём достиг $936 миллионов.

По аналогии можно сказать, что и СРО попадут в группу риска не только из-за своих размеров, но и из-за нарушений правил игры. Сюда можно отнести сомнительные методы хранения компфондов, излишне активный интернет-маркетинг, недоговороспособность руководства, неразбериху в документах, информационную закрытость и прочие всем хорошо известные грехи.

4.

Что станет с теми, кто не впишется в рынок? Проблемы мелких клиентов банков частично решает Агенство по страхованию вкладов, крупным вкладчикам остаётся глотать пыль в судах и ждать милости от конкурсного управляющего. В строительном саморегулировании аналогичного АСВ института нет. Приказ Минстроя России от 8 сентября 2015 года № 643/пр, как показала практика, не работает.

Впрочем, с аналогичными проблемами столкнулся и Центробанк. Бюджет Агентства тоже не резиновый, а потому весьма желательно решать проблемы с банками не доводя дело до банкротства. В связи с этим в начале апреля Банк России предложил изменить схему санации, предоставив банкам-санаторам возможность входить в капитал санируемых кредитных организаций.

Механизм санации или предупреждения банкротства является альтернативой отзыву лицензии. Он используется в случаях, когда есть надежда на спасение проблемного банка. Агентство по страхованию вкладов может осуществить санацию само, либо выбрать банк-санатор или инвестора, который заинтересован в активах санируемой организации.

«Нам не очень нравится предоставление средств в кредит, мы думаем о том, чтобы предоставлять средства в капитал. Потому что в банковской системе вопрос не недостатка кредитов, а недостатка капитала. И мы будем подходить к санациям более жёстко», – отметила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.

Означает ли это, что крупных СРО попросят в добровольно-принудительном порядке взять на буксир (а проще говоря, поглотить) санируемых «малышей»? (Понятно, что самих «малышей» и спрашивать никто не станет – авт.). Вариант вполне вероятный, особенно если будут сделаны окончательные выводы о том, что изъять компфонды исключённой из Госреестра СРО на счёт Нацобъединения практически невозможно.

5.

О методах. Нацобъединения в отношении СРО не имеют такого объёма полномочий, как Мегарегулятор в отношении банков. Тем не менее, очевидно, что если всё дело станет исключительно за правовыми механизмами, то они будут сформированы. Если команде Николая Кутьина удалось провести удобные для себя 359-ФЗ и 320-ФЗ, то уж Андрею Молчанову и подавно отказу в такого рода помощи свыше не будет. Однако при наличии политической воли можно справиться и с имеющимися ресурсами. Недавнее решение о «ловле на живца», то бишь контрольных закупках с привлечением органов Прокуратуры РФ и региональных властей – отличное тому подтверждение. Да и беззубая юридическая служба НОСТРОЙ, будучи переформатирована и хорошо мотивирована, сможет сделать так, что несговорчивым СРО жизнь мёдом не покажется.

Конечно, метод аналогий всегда был спорным в любом исследовании. У СРО иная специфика, иная история, иные нормы, регулирующие деятельность института строительного саморегулирования. Тем не менее, к опыту ЦБ РФ стоит присмотреться. Не так уж много работоспособных моделей выработали российские чиновники, чтобы отказываться о того, что уже приносит результат.

ОТ РЕДАКЦИИ. Это было мнение нашего эксперта-инкогнито. Что думаете по поводу всего изложенного Вы, наши уважаемые читатели и профессионалы строительного саморегулирования? С нетерпением ждём ваших откликов на нашей дискуссионной площадке!

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
В каком объёме, на Ваш взгляд, будут возвращены займы в компфонды ОДО?
Последние комментарии