Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2016 / 04 / 20 /
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 11:42
27    3249

Даниил Супрунчук: Рейтинговая оценка СРО позволит минимизировать риски строителей при получении допуска

ОТ РЕДАКЦИИ. Передача функций по контролю предпринимательской деятельности в сфере строительства от государственных институтов к саморегулируемым организациям привела к возникновению в этой сфере конкурентной среды, считает юрист Даниил Супрунчук, чьё мнение опубликовал портал «РСК». Один из наших авторов предложил ознакомить всех с этой точкой зрения молодого эксперта (господину Супрунчуку нет ещё и тридцати), которая «может быть не безынтересна многим читателям сайта». Выполняем эту просьбу.

***

Переход государственных функций по установлению стандартов и правил предпринимательской деятельности определённого вида, а также функций по контролю над их соблюдением к негосударственным саморегулируемым организациям на законодательном уровне в Российской Федерации начался с введения саморегулирования для участников рынка ценных бумаг (Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).

1 декабря 2007 года был принят Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который закрепил содержание деятельности саморегулируемых организаций (СРО) различного вида и определил основные требования к их работе. В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 315-ФЗ к числу требований, предъявляемых к некоммерческой организации для признания её саморегулируемой организацией, относятся обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями произведённых товаров (работ, услуг) и иными лицами. Данная статья предоставляет саморегулируемой организации право применять такие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями и иными лицами, как создание системы личного и (или) коллективного страхования и формирование компенсационного фонда.

Для саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства градостроительным законодательством установлены обязательные требования к способам обеспечения имущественной ответственности. Статья 55.4 ГрК РФ содержит конкретные требования по формированию и размещению компенсационного фонда СРО в зависимости от вида саморегулируемой организации, видов работ, планируемых к выполнению членами саморегулируемой организации, и требования к страхованию её членами гражданской ответственности. Таким образом, страховые компании, кредитные организации и фонды в силу закона являются контрагентами строительных СРО по обеспечению имущественной ответственности её членов, и надёжность системы обеспечения имущественной ответственности в конкретной СРО напрямую связана с надёжностью кредитных и страховых организаций, которые она выбирает для заключения договоров. Кроме того, саморегулируемые организации, объединяющие субъектов одного вида деятельности, могут иметь существенные отличия в условиях членства, требованиях, предъявляемых к членам данной СРО, и решениях, принимаемых руководством СРО по обеспечению имущественной ответственности в части обеспечения сохранности (размещения) компенсационного фонда и создания системы страхования.

Передача функций по контролю предпринимательской деятельности в сфере строительства от государственных институтов к саморегулируемым организациям привела к возникновению в этой сфере конкурентной среды. На сегодняшний день в строительной отрасли действуют порядка 270 СРО, выполняющих функции контроля при допуске компаний к выполнению строительных работ, влияющих на качество и безопасность объектов капитального строительства.
Предприниматель, желающий оказывать услуги в сфере строительства, имеет возможность выбора саморегулируемой организации, которая будет осуществлять контроль его деятельности и нести ответственность за возмещение вреда третьим лицам в случае его причинения. Вместе с тем, потенциальные члены строительных СРО далеко не всегда имеют возможность самостоятельно провести сравнительный анализ условий членства и оценить особенности работы всех 270 саморегулируемых организаций, действующих в этой сфере.

Стоит отметить, что особенности системы саморегулирования в строительстве объективно содержат ряд финансовых рисков, связанных с членством в той или иной саморегулируемой организации. Наиболее существенные из них обусловлены вероятностью лишения организации статуса СРО в досудебном порядке и утратой СРО средств компенсационного фонда в силу различных обстоятельств. В случае:

– если саморегулируемая организация по основаниям, содержащимся в ГрК РФ, статья 55.2, часть 5, лишается статуса СРО, её члены утрачивают право выполнения строительных работ и обязаны вступить в другую СРО, что сопряжено с необходимостью повторного внесения средств в компенсационный фонд (от 300 тысяч рублей до 10 миллионов рублей в зависимости от вида работ);

– утраты СРО средств компенсационного фонда (например, в кредитной организации, прошедшей процедуру банкротства, или в силу других обстоятельств) у членов СРО возникает обязанность восполнения средств компенсационного фона в прежнем объёме.

Достаточно большой рынок участников саморегулирования и предложений от саморегулируемых организаций содержит объективные предпосылки для сравнительной оценки (рейтингования) СРО с целью содействия предпринимателям в сфере строительства в принятии оптимального решения при выборе саморегулируемых организаций. В нашем случае рейтинговая оценка СРО предоставит возможность предпринимателям минимизировать возможные риски при получении допуска на выполнение строительных работ.

Относительно строительной отрасли группой депутатов Государственной Думы РФ подготовлен проект Федерального закона «О деятельности строительных рейтинговых агентств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 976764-6, созданный практически зеркально по подобию Федерального закона от 13 июля 2015 года № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации...». Данный законопроект направлен на упорядочение сопоставимого оценивания результатов деятельности и способностей участников строительного рынка исполнять взятые на себя обязательства.

С учётом того, что проверкой способности субъектов предпринимательской деятельности выполнять строительные работы, влияющие на качество и безопасность объектов капитального строительства, и выдачей допусков на их ведение в настоящее время занимаются саморегулируемые организации, при дальнейшем обсуждении возможностей законодательного регулирования рейтинговой деятельности в строительной сфере стоит учитывать и необходимость сопоставимой оценки (рейтингования) действующих на рынке саморегулируемых организаций.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем «охотиться» за мнениями специалистов в области оценки деятельности СРО.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
В каком объёме, на Ваш взгляд, будут возвращены займы в компфонды ОДО?
Последние комментарии