Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2016 / 02 / 12 /
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 13:57
19    2231

Московский арбитражный суд сделал доллар в два раза дешевле

Московский арбитражный суд отменил в контрактах расчёты по текущему курсу и обязал предпринимателей использовать фиксированный курс в 42 рубля за доллар. Основанием для такого решения стал переход Центробанка к политике плавающего рубля, а судья признал это существенным поводом для пересмотра валютных контрактов. Тем самым в России созданы условия для отмены вообще всех валютных контрактов, которые были заключены до ноября 2014 года, пишет Forbes.

Швейцарская компания Eastern Property Holdings Limited (EPH) намерена в ближайшее время подать апелляцию на решение Арбитражного суда Москвы о пересмотре валютного договора в связи с девальвацией рубля между «Тизприбором» (собственник здания) и «Вымпелкомом» (арендатор), рассказал журналистам член инвестиционного комитета EPH Александр Николаев.

Издание напоминает, что 30 декабря Арбитражный суд Москвы (АС) удовлетворил иск «Вымпелкома» к компании «Тизприбор» с требованием дополнить валютный договор пунктом о том, что, если курс доллара составит более 42 рублей, арендный платёж должен производиться по курсу 42 рубля. Основанием для пересмотра договора аренды «Вымпелком» считает существенно изменившиеся обстоятельства, а именно принятое в ноябре 2014 года решение Банка России об отмене валютного коридора и переходе на плавающий курс рубля, которое привело к его резкой девальвации.

По мнению девелоперов, решение АС по «делу «Вымпелкома» – «Тизприбора» создаёт прецедент. Страну может захлестнуть волна судебных отмен валютных контрактов в самых разных сферах – от назначения зарплат до любых коммерческих контрактов.

Валютные заёмщики, взяв на вооружение это решение Арбитражного суда, теперь могут обращаться в суды, проводить пикеты в банках, приковывать себя наручниками, требовать справедливости для всех, а не только для избранных, ведь если такая мощная корпорация, как «Вымпелком» не смогла предвидеть валютные риски, то что требовать от физических лиц?

Только в Москве договора в валюте на аренду бизнес-офисов класса А оцениваются примерно в 600 – 700 миллионов долларов в год, сказал господин Николаев. По его расчётам, сжатие рынка аренды вдвое (если суды высшей инстанции всё-таки удовлетворят иск «Вымпелкома») приведёт к потере инвестиционными компаниями 6 – 7 миллиардов долларов капитализации. «При таком раскладе вряд ли кто из иностранцев захочет инвестировать в Россию, где не соблюдается святая святых бизнес-отношений – договор», – добавил Александр Николаев. Он уточнил, что арендные договоры, как правило, заключаются в долларах, если основная часть инвесторов девелоперского проекта – иностранные компании.

Партнёр адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко напомнил, что даже во время Великой Отечественной войны сам факт военных действий не являлся для судов форс-мажорным обстоятельством, позволяющим не исполнять контракты: «Валютные курсы также не являются ни форс-мажором, ни существенным изменением обстоятельств – стороны при заключении договора должны закладываться на все риски, в том числе – курсовые». Господин Карпенко отметил, что если следовать логике арбитража, то существенным изменением обстоятельств может стать любое экстраординарное событие – например, вхождение Крыма в состав РФ или лишение банков лицензии.

С коллегой согласна и председатель Люберецкой коллегии адвокатов Светлана Бурцева. По её мнению, решение по указанному спору не будет поддержано вышестоящими инстанциями. «Резкое изменение курса валют не является существенным обстоятельством, которое может служить основанием для изменения или расторжения договора в судебном порядке, что подтверждается сложившейся судебной практикой, имевшей место и во время кризиса 1998 года, и во время кризиса 2008 года. Изменение курса валюты является предпринимательским риском и не должно рассматриваться как основание для изменения договора в судебном порядке. Такая же позиция была озвучена Президентом Владимиром Путиным в ходе «Прямой линии», – отметила госпожа Бурцева.

Кроме того, в России нет прецедентного права, напомнила адвокат, и решение по данному конкретному делу – это частный случай: «В настоящее время по валютным ипотечным кредитам ситуация складывается не в пользу заёмщиков, и суды, отказывая в исках, указывают на то, что резкое изменение курса валюты не является форс-мажорным обстоятельством, влекущим возможность изменения условий договора».

Схожее мнение у управляющего партнера юридического бюро «Гамбит» Александра Соколова: «Несомненно, такое судебное постановление может привести к пересмотру иных валютных договоров, но лишь при условии, если решение Арбитражного суда вступит в силу и будет поддержано вышестоящими судебными инстанциями. При таком развитии событий может быть сформировано единообразие в судебной практике, это, во-первых, спровоцирует подачу исков о пересмотре условий договоров или их расторжения, в которых исполнение денежного обязательства определено в валюте. Во-вторых, это повлечёт включение аналогичных ограничительных условий во вновь заключаемые договоры. В связи с чем неминуемо последуют изменения в деловом обороте банковской сферы и бизнеса, а также жизни граждан».

Но недаром говорят, что сколько юристов – столько и мнений. Так, президент фонда «Правовое государство», доктор юридических наук Евгений Тарло считает, что договоры безусловно надо соблюдать, но их финансовая часть должна указываться в рублях: «Согласно статьи 75 Конституции РФ, денежной единицей на территории России является рубль. Поэтому неправильно допускать функционирование в РФ валютных договоров». Господин Тарло пояснил, что такая практика применяется из-за того, что ЦБ не слишком добросовестно относится к своей конституционной обязанности поддерживать курс нацвалюты: «Стороны вынуждены фиксировать свои обязательства в иностранной валюте, чтобы смягчить инфляционные риски. Но действительно, кто мог предположить, что рубль упадёт так низко».

Юрист подчеркнул, что суд не мог взять на себя функцию ЦБ и установить свой курс доллара, но также принципиальным нарушением является само заключение договора в валюте. Евгений Тарло полагает, что в подобной ситуации сторонам надо перезаключить договор без участия суда, переведя валютные обязательства в рублёвые.

Мы продолжаем следить за интересными примерами из судебной практики, которую могут касаться и важнейшей отрасли России.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #26090 Dr_LAW 12.02.16 в 14:30

    Странное решение Арбитражного суда города Москвы... Согласен со всеми юристами и адвокатами - решение, на мой взгляд, незаконное и надо обжаловать.

    Тут варианта два: либо судья сильно заколдован, что забыл ГК РФ и законодательство, либо сверху поступило недвусмысленное указание начинать формировать такую практику для защиты валютных должников...

    Апелляция сразу все поставит на свои места, если будет отмена, значит - заколдовали. Если апелляция засилит, то, скорее всего, государство решило через суды решать вопросы с валютными должниками в каждом конкретном случае, не внося системных изменений в целую кучу законов.

    0

    #26098 Евгений Тысенко 12.02.16 в 15:29

    Надеюсь, что 29 февраля нам подобный судья по делу СРО "АППИ" против РТН попадется: не стандартно мыслящий.

    0
    • #26100 Владимир Степанов 12.02.16 в 15:39

      Ответ пользователю: Евгений Тысенко

      Евгений, задавал здесь уже вопрос, только ответа не получил. Что вы будете делать, если и иск удовлетворят и по новой в реестр внесут?
      0

      #26101 Евгений Тысенко 12.02.16 в 15:57

      Ответ пользователю: Владимир Степанов

      Владимир, мы в таком благоприятном случае ничего делать не будем.

      А вот РТН будет должен действовать по закону и отменить свое решение о повторном включении СРО "АППИ" в госреестр СРО, так как отмена приказа о нашем исключении судом с момента вступления решения в законную силу будет означать наше восстановление в правах СРО, и все действия по подаче новой заявки, ее рассмотрении и повторном включении в реестр утрачивают свою силу.

      0

      #26102 Евгений Тысенко 12.02.16 в 15:59

      Ответ пользователю: Евгений Тысенко

      Но мы, скажу открыто, не очень надеемся на суд. Поэтому и подали заявление о включении в госреестр СРО вновь.

      0

      #26106 Владимир Степанов 12.02.16 в 16:19

      Ответ пользователю: Евгений Тысенко

      Евгений, спасибо за ответ! Думаю, что в ближайшее время этот вопрос будет актуальным!

      0

      #26107 Владимир Степанов 12.02.16 в 16:23

      Ответ пользователю: Евгений Тысенко

      Евгений, а почему на суд не надеетесь? Там, вроде как, все достаточно очевидно?

      0

      #26129 Евгений Тысенко 12.02.16 в 20:05

      Ответ пользователю: Владимир Степанов

      Владимир, если было бы всё достаточно очевидно, то Ростехнадзор не стал бы приказ об исключении АППИ лепить. А ему оказалось очевидным, что нас надо исключать. Нам кажется очевидным, что не надо было исключать... Что будет очевидным суду - сказать сложно. Если попадется судья - узколобая формалистка, то нам не повезло. Если же судья (а она все-таки МГЮА закончила, как и я) мыслит более широко, а не только упирается в букву закона, но и дух нормы учитывает, то шансы более значительные.

      В любом случае, 29 февраля - это только предварительное заседание, а основное, исходя из загруженности данной судьи, будет только в начале апреля. А люди сидят без действующих допусков, но при этом членские взносы надо платить, и им, и нам надо работников кормить...

      0

      #26131 Владимир Степанов 12.02.16 в 21:15

      Ответ пользователю: Евгений Тысенко

      Евгений, я придерживаюсь точки зрения, что имела место безграмотность сотрудников РТН!

      0

      #26132 Евгений Тысенко 12.02.16 в 22:38

      Ответ пользователю: Владимир Степанов

      Спасибо за Ваше мнение, Владимир. Моральная поддержка нам сейчас нужна. Особенно сильно переживают сотрудники нашего небольшого коллектива СРО "АППИ". Для них это был очень сильный удар от РТН. Тяжело жить в неизвестности, тяжело объяснять членам, что не виноваты и боремся, тяжело просить потерпеть и не искать другой СРО...

      СРО "АППИ" - это небольшая СРО, с небольшим бюджетом, со скромным Председателем Совета и порядочным Генеральным директором, а также дружной командой сотрудников. Никаких откатов, распилов денег, командировок в Ниццу и пр. Все очень экономно и честно. Кто знает СРО "АППИ" (быв. "ГиПЛИ" и присоединенная СРО "Агропроект"), тот подтвердит мои слова. И вот, как по закону подлости, они попали под каток РТН.

      Что касается меня, то я делаю всё, что от меня зависит и надеюсь, что так или иначе, но мы окажемся опять в реестре СРО. Задача - оказаться там как можно быстрее любым из описанных двух способов, чтобы не растерять членов, которые и так нам очень доверяют и терпят ситуацию изо всех сил.

      Благодарю всех, кто нас поддерживает и болеет за нас!!!

      0

      #26134 Николай Ковалёв 13.02.16 в 00:53

      Ответ пользователю: Евгений Тысенко

      Евгений Тысенко, а под этот каток только небольшие СРО и попадают. Удачи вам в суде.

      0

      #26176 Владимир Степанов 15.02.16 в 14:06

      Ответ пользователю: Евгений Тысенко

      Евгений, это не только мое мнение, но и многих коллег на сайте. Присоединяюсь к пожеланиям удачи вам в этой борьбе!

      0

    #26103 Антонина Алябина 12.02.16 в 16:05

    А суд не хочет пересмотреть ставку налога на имущество для юрлиц? Она стала больше в 10 раз..

    0

    #26104 Антонина Алябина 12.02.16 в 16:09

    И насколько я знаю у нас не прецедентное законодательство, так что единичный случай погоды не сделает.

    0
«Как Вы полагаете, после выборов новых членов Совета НОПРИЗ прекратятся «клановые» войны?»
Последние комментарии
20.05, 15:28 Рыжая : полнолуние ;)
20.05, 11:24 Максим Юрьевич: Они могут.
17.05, 21:06 Виктор Виков: Пехтин, Быков...
17.05, 19:43 Степан Иванов: Не слышал о таком. Сколько СРО?
17.05, 17:17 Виктор Виков: Ещё загустит...