Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2016 / 02 / 12 /
Опубликовано: 12 февраля 2016 в 13:18
5    2272

Вся власть Госсовету! Последний шанс российских строителей спастись от «невидимой руки рынка»

Сайт ЗаНоСтрой.РФ несколько раз знакомил читателей с публикациями популярного еженедельника «Аргументы Недели» на тему строительства. Вчера это издание вновь порадовало содержательной статьей о подготовке к Государственному совету при Президенте России по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности Российской Федерации». Интересно будет узнать мнение коллег по поводу всего ниже изложенного.

***

Строительство, которое ещё недавно называли одним из главных драйверов экономики, явно буксует. Экономический кризис ударил по российскому строительному комплексу сразу с трёх направлений – резко подорожали импортные материалы и комплектующие, которым не всегда можно подобрать качественные отечественные аналоги, банки ограничили выдачу ипотечных кредитов, а самое главное – упал платёжеспособный спрос населения. Стройки встали. В некоторых регионах квартиры в новостройках уже начали продаваться по ценам, близким к себестоимости. Крупные компании, такие, как СУ-155 имеют шанс получить хоть какую-то поддержку государства, их меньшие собратья могут рассчитывать только на себя. Что будет с отраслью дальше?

Ответы на этот и другие вопросы должен дать Государственный совет при Президенте России по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности Российской Федерации». Заседание Госсовета состоится весной нынешнего года, а пока идёт кропотливая подготовка. Встречается рабочая группа, куда входят чиновники, представители отраслевых ведомств, строительного сообщества, эксперты разрабатывают проекты решений, анализируют идеи и предложения. Что же, это радует: наконец-то наши власти решили не полагаться во всём на «невидимую руку рынка» и пришли к выводу о необходимости отраслевого планирования.

Новости из «чёрного ящика»

Первое заседание рабочей группы состоялось ещё в середине декабря прошлого года. Её руководителем выступил губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. Отметим, что пока мероприятие не отличалось информационной открытостью, больше напоминая некий «чёрный ящик», в недрах которого зреют судьбоносные для отрасли решения. Сухой сводкой ограничилась пресс-служба Администрации Президента, остальные ведомства не сочли возможным поделиться и такими сведениями.

Тем не менее, известно, что глава Минстроя России Михаил Мень информировал участников о работе своего ведомства в сфере развития строительного комплекса, о возникающих проблемах, которые необходимо решать совместными усилиями федеральных и региональных органов власти.

В заседании также приняли участие министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов, министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков, представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, представители экспертного сообщества.

Особое внимание было уделено следующим вопросам: ценообразование, сокращение административных барьеров, обеспечение финансовыми ресурсами строительной отрасли, вопросы технического регулирования и инновационного развития строительного комплекса, градостроительной деятельности, а также вопросам импортозамещения строительной техники и производства строительных материалов. Представители рабочей группы внесли предложения в концепцию структуры доклада, проект которого будет обсуждаться на втором заседании рабочей группы Государственного совета.

Активное участие в подготовке принимает и элита строительного мира – инженеры и архитекторы, проектировщики и изыскатели, интересы которых представляет НОПРИЗ. Аббревиатура эта так и расшифровывается – Национальное объединение проектировщиков и изыскателей.

Дома, как живые организмы

Фактически Госсовет для проектно-изыскательского сообщества ни что иное, как площадка, на которой представляется возможность рассказать власти о том, чем живёт отрасль и предложить свои пути выхода из создавшейся кризисной ситуации. А потому и подготовку начали заранее, почти за полгода.

Первым шагом стал проект «Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года», который был разработан специалистами НОПРИЗ. Его презентация прошла 26 августа 2015 года в Российском Союзе промышленников и предпринимателей. Президент Национального объединения Михаил Посохин отметил, что особенно внимание необходимо акцентировать на блоке, посвящённом инновационным методам развития, в том числе BIM-технологиям, подчеркнув, что «впервые мы рассматриваем жизнедеятельность объектов практически как жизнедеятельность человека».

«Разработав и утвердив Стратегию инновационного развития отрасли мы получим документ, который позволит перейти к тактическим вопросам по её реализации», – сказал Михаил Посохин.

По мнению экспертов, Стратегия должна явиться результатом диалога бизнеса и государства. Целью стратегии обозначено формирование безопасной и комфортной среды жизнедеятельности, обеспеченной высокими стандартами проживания, эффективными финансово-экономическими, техническими, организационными и правовыми механизмами в рамках совершенствования программ социально-экономического развития, укрепления национальной безопасности и пространственного развития Российской Федерации. Именно этот вариант Стратегии, с учётом поправок и предложений, предложенных чиновниками и общественниками, в дальнейшем и лёг в основу окончательного документа, который будет представлен на заседании Госсовета.

Однако мало разработать перспективный план развития. За последнее время мы уже видели немало многообещающих программ, которые, в конечном итоге, были положены в долгий ящик и забыты. Достаточно вспомнить крайне разрекламированную в своё время «Стратегию-2020», упоминания о которой плавно сошли на нет после первой волны кризиса 2008 года.

Регионы не будут молчать!

Для того, чтобы идеи, высказанные сообществом, не пропали втуне, предстоит сделать ещё очень многое. Прежде всего, представители власти, которым и предстоит принимать решение по итогам Госсовета, должны убедиться, что имеют дело не с кабинетными наработками «группы товарищей», а с консолидированным мнением всего проектного и изыскательского сообщества. Подготовка к Госсовету, по решению заседания Совета НОПРИЗ от 17 декабря 2016 года, является приоритетным направлением президента Нацобъединения, комитетов объединения и его координаторов по округам.

Особенное внимание было уделено регионам. Вместо того, чтобы сидеть в столице, руководство НОПРИЗ начинает колесить по стране. В ноябре делегация Нацобъединения во главе с Михаилом Посохиным посетила Сахалин. В ходе поездки было подписано соглашение о сотрудничестве с губернатором Олегом Кожемяко, и, что ещё важнее, прошли встречи с представителями проектного и изыскательского сообщества региона. Помимо вопросов организационных обсуждали и профессиональные темы.

Например, поговорили о градостроительных проблемах Южно-Сахалинска. Мэр города Сергей Надсадин обозначил главную цель – сделать город удобнее и комфортнее с учётом современных требований. Работа над актуализацией документов по территориальному планированию сегодня – необходимость, продиктованная временем, поэтому требует правильной и эффективной реализации. Профессионалы НОПРИЗ пояснили: видение развития города не должно исходить из субъективного мнения. Вопрос требует глубокой проработки. В качестве первого шага необходимо проанализировать генеральный план города.

Кроме деловых поездок и круглых столов, проходят и окружные конференции Национального объединения в регионах. Это – стандартная работа, которая отнюдь не должна превращаться в рутину. Встречи проходят во Владивостоке, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Санкт-Петербурге, Москве, Костроме, Краснодаре. И после каждой окружной конференции в штаб-квартиру НОПРИЗ, словно в единый мозговой центр стекаются идеи, мнения, а то и прямо наказы руководству. Директора саморегулируемых организаций, в которые входят проектные институты и изыскательские фирмы, собирают предложения своих участников для того, чтобы направить их дальше. Так вся страна, всё профессиональное сообщество оказывается вовлечённым в общее дело.

При этом в самом НОПРИЗ создана рабочая группа, своего рода оперативный штаб, которому предстоит обработать этот огромный объём информации и донести его в максимально убедительном формате до центра принятия решений. И это – единственно правильный подход, который может дать Национальным объединениям шанс на равный диалог с властью.

Будет ли услышан голос российского строителя на Госсовете, который состоится этой весной или в очередной раз всё останется на бумаге? Этого, к сожалению, сказать никто не может. Но то, что голос этот прозвучит, – несомненно.

ОТ РЕДАКЦИИ. Мы продолжаем с помощью наших добровольных авторов и своих коллег следить за подготовкой к Госсовету по вопросу о развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в нашей стране.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
  • #26086 Сергей Ильичев 12.02.16 в 13:52

    В заголовке про строителей, а почти вся статья освещает подготовку НОПРИЗ к Госсовету.

    0

    #26111 Алексей Старицын 12.02.16 в 16:38

    Известен метод межотраслевого баланса (МОБ), в соответствии с которым при разработке того или иного проекта для расчёта самых разнообразных потребностей в материалах, сырье, инфраструктуре, оборудовании, кадрах, социальных объектах и т.п. составлялась большая сложная математическая модель – схема, учитывающая многие пересекающиеся и иногда совершенно неожиданные факторы и зависимости. Доказано, что цена и оплата труда непосредственно влияет на спрос – сбыт. При этом МОБ демонстрирует скрытые мультипликативные эффекты – любой рост цен или снижение оплаты труда на 10 % приводит к снижению ВВП или конечный спрос на 10%. Это среднее изменение на 10% ВВП, или конечного спроса приводит к мультипликативному снижению сбыта во всех отраслях в среднем на 20%. Другими словами, если «бизнес» на 10% снизит оплату труда персонала или повысит цены на товары и услуги, то, как показывает мультипликатор МОБ бизнес, общество потеряют в среднем 20%. Масштаб потерь каждой отрасли будет следующим:

    -Банки… (FIRE) – 14.9%,

    -Торговля (trade) – 15.3%,

    -Услуги (services) – 17.2%,

    -Транспорт (transportation) – 18.4%,

    -Горно-нефтяная отрасль (mining) – 19.2%,

    -Строительство (construction) – 20.8%,

    -Сельское хозяйство (agricultural) – 22.2%,

    -Промышленность (manufacturing) – 22.6%.

    Причем отрасли высоких технологий, наука, образование упадут до 50%.

    Как свидетельствует динамическая модель зависимости коммерческой недвижимости от ВВП, строительная отрасль по данному сектору должна расти с опережением по отношению к ВВП в размере не выше 1,0374 или в пределе 3,74%. Более высокий рост будет свидетельствовать о начале спекулятивных афер в строительном секторе коммерческой недвижимости.

    Как свидетельствует динамическая модель зависимости жилой недвижимости в т.ч. ЖКХ от ВВП, строительная отрасль по данному сектору должна расти с опережением по отношению к ВВП в размере не выше 1,053 или в пределе 5,3%. Более высокий рост будет свидетельствовать о начале спекулятивных афер в жилищном строительном секторе.

    2

    #26120 Алексей Старицын 12.02.16 в 17:46

    Чтобы определить, с каким темпом должна развиваться экономика (и/или строительная отрасль) в отдельном регионе, быть ли дотационной территорией, «спальней мегаполиса» или территорией с развитой экономикой, необходимо создать список приоритетов, при котором наука предлагает выделить основной вектор – Управление нормой.

    Другим из приоритетов может быть формирование и реализация Модели объективно необходимой циклики организации государственного управления экономикой с полной функцией управления применением метода динамического проектирования.

    В качестве примера, демографическая политика как компонента в циклике решения задач госуправления может выглядеть так:

    1.Основной прирост населения должен иметь место на селе.

    2.Качество обязательного всеобщего образования на селе должно быть не ниже, чем в городе.

    3.Биосферно-экологическое оздоровление мегаполисов на основе осуществления госпрограммы их депопуляции.

    4.Поддержание экономически необходимой численности городского населения и его генетическое оздоровление за счёт перетока части сельского населения в города.

    5.Размещение в сельской местности промышленных производств, НИИ, КБ, вузов, на основе развития инфраструктур.

    6.Реализация задачи государственного управления в русле концепции устойчивого и безопасного развития:

    -Разработка биосферно-экологической политики на принципах ландшафтно-усадебной урбанизации.

    -Разработка демографической политики с учётом экологических ограничений для всех регионов.

    -Выявление спектров демографически-обусловленных и деградационно-паразитических потребностей.

    -Анализ системы стандартизации и её развитие.

    -Разработка долгосрочной последовательности межотраслевых балансов, ведущей к гарантированному удовлетворению демографически обусловленных потребностей (научно-технический прогресс – запас устойчивости плана).

    -Построение налогово-дотационного механизма как инструмента государственного регулирования рынка в русле плана развития.

    -Разработка краткосрочного плана (спектра производства и параметров настройки налогово-дотационного механизма) на основе текущих цен рынка и директивного задания тарифов «естественных монополий».

    -Контроль текущих процессов и коррекция в русле краткосрочного плана.

    1
А Вы согласны с тем, что саморегулирование всё больше погрязает в судебных спорах за деньги?
Последние комментарии
24.05, 19:14 Максим Юрьевич: Ждём результатов.
24.05, 14:26 Степан Иванов: Очень скудный отчет!