Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2015 / 12 / 07 /
Опубликовано: 07 декабря 2015 в 08:54
6    2428

На конференции по «Практическому саморегулированию» СРО встретились с властью лицом к лицу

Кружок любителей саморегулирования из Торгово-промышленной палаты, деятельность которого так полюбилась редакции сайта и нашим читателям, наконец-то вышел из стадии затворничества и сумел провести неплохое общественное мероприятие. Вопреки скептическому отношению сообщества, III Международная конференция «Практическое саморегулирование», которая состоялась 2 декабря, стала масштабным событием. Организатором конференции выступил Совет по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, а генеральным партнёром стал Общественный совет по развитию саморегулирования.

Конечно, как не без ехидства отметили некоторые участники в кулуарных разговорах, до гордого названия «Практического саморегулирования» пока далеко. Назвать темой встречи «Теоретическое саморегулирование» было бы куда точнее. Проигнорировали мероприятие и многие первые лица, которые то ли так и не отозвались на призывы организаторов, то ли передумали в дальнейшем.

Тем не менее, участникам удалось заполучить «целого министра» – главу Открытого правительства Михаила Абызова, заглянул на огонёк директор департамента государственного регулирования Министерства экономического развития РФ Алексей Херсонцев, отметились гости из Нацобъединений. Было немало журналистов из отраслевых СМИ и более двух сотен представителей саморегулируемых организаций почти четырёх десятков отраслей. Так в кои-то веки у Константина Апрелева с коллегами получилось собрать не междусобойчик, а вполне массовую дискуссионную площадку.

Конференция началась с работы секций:

1. «Концепция и стратегия развития саморегулирования»;

2. «Правовые аспекты саморегулирования»;

3. «Стандарты и правила в отраслях профессиональной и предпринимательской деятельности»;

4. «Открытость и публичность системы саморегулирования»;

5. «Необходимость создания сервисов и преимуществ для членов некоммерческих организаций».

С приветственным к участникам обратился президент ТПП РФ Сергей Катырин. «Накопилось немало проблем, требующих решений, можно сказать, что российское саморегулирование находится на переломном этапе. Но главное, что, несмотря на все сложности роста, этот важнейший рыночный институт у нас уже есть. Необходимо отказаться от бессистемного локального нормотворчества в отраслях, перешедших на саморегулирование. Нужно разработать и принять единую общегосударственную базовую модель, закрепить её законодательно и распространить на все сферы и отрасли деятельности, в которых осуществляется переход на самоуправление. Надо прийти к единому пониманию идеи саморегулирования», – сказал господин Катырин, подчеркнув, что мировой опыт показывает: за саморегулированием – будущее, это серьёзный инструмент гражданского общества.

Подробно остановился на своём видении перспектив российского саморегулирования Михаил Абызов.

«Мне кажется, что сейчас мы подошли к такому этапу, когда можно обобщить основные результаты, достижения, которые мы имеем, и в тоже время провести работу над ошибками, которые есть», – отметил глава Открытого правительства.

Он добавил, что в настоящее время Правительство РФ ведёт разработку двух масштабных реформ. Это реформа контрольно-надзорных органов. Правительству поручено в ближайшее время подготовить и направить в Государственную Думу РФ проект федерального закона о государственном муниципальном контроле в Российской Федерации. Кроме того, согласно поручению Президента страны, Правительство должно доработать проект федерального закона о саморегулируемых организациях, разрабатываемый в рамках концепции совершенствования механизмов саморегулирования.

Михаил Анатольевич отметил, что, по общему мнению экспертного сообщества и Правительства, необходимо максимально синхронизировать работу над этими реформами между собой. При этом необходимо уточнить порядок, при котором невозможно было бы дублирование госконтроля и контроля со стороны СРО над своими членами. В противном случае это станет дополнительной нагрузкой на реальный сектор.

Министр подчеркнул, что изначально саморегулирование предполагало передачу на плечи саморегулируемых организаций контрольных функций федеральных, региональных и муниципальных органов, когда профессиональное сообщество может заменить не всегда эффективный государственный аппарат в выработке стандартов и осуществлении контроля за своими членами.

По его словам, есть ряд отраслевых саморегулируемых организаций, которые смогли успешно реализоваться, в прошедший первый период, показав положительную практику. По мнению министра, отечественное саморегулирование находится в «младенческом возрасте».

Слова о том, что российскому саморегулированию ещё предстоит долгое развитие и преодоление «болезней роста» высказал и ответственный секретарь Общественного совета по развитию саморегулирования Сергей Афанасьев. Он отметил, что «когда говорят, что саморегулированию уже 200 лет, нашему всего – 10, мы находимся только в начале пути».

Выступление представителя Минэкономразвития Алексея Херсонцева не вызвало особого ликования. Не секрет, что законопроект МЭРа, мягко говоря, весьма непопулярен среди саморегулируемого сообщества. Однако чиновник не стал вдаваться в подробную дискуссию, заявив, что министерство будет учитывать не только точку зрения СРО, но и, в первую очередь, интересы потребителя.

Вместе с тем Минэкономразвития не отказывается от курса на замену отдельных государственных форм регулирования на негосударственные. Принято решение сформировать закрытый перечень видов деятельности, для которых необходимо обязательное участие в СРО. Тем не менее, принцип исключения дублирования контроля реализовать будет не так просто, как кажется – эта тема, по мнению представителя Минэкономразвития, требует дополнительного обсуждения. Трудности, по его словам, могут возникнуть в строительной отрасли: готовы ли СРО, например, исключать из своих членов те компании, которые приступили к строительству объектов без разрешения?

«Мы видим свою задачу в дальнейшем оформлении саморегулирования в качестве единого регуляторного механизма и недопущение использования под маской СРО принципиально иных инструментов регулирования», – добавил господин Херсонцев.

Спор возник вокруг такого болезненного вопроса, как имущественная ответственность саморегулируемых организаций по обязательствам своих членов. Это положение, которое горячо отстаивают «государственники» вызывает наибольшие опасения у саморегулируемого сообщества, которое справедливо говорит о коррупционных рисках и дальнейшей коммерциализации СРО.

Михаил Абызов выразил точку рения Экспертного совета при Правительстве, где считают, что универсальность данных требований приведёт к росту нагрузки на бизнес. «В тех отраслях, где законодательством уже предусмотрены иные обязательные способы обеспечения ответственности перед потребителями, как, например, гарантирование, использование взысканий из компенсационных фондов и страхование ответственности нецелесообразно», – говорится в экспертном заключении.

В Минэкономразвития, напротив, уверены, что требование о компенсационном фонде должно быть обязательным условием создания СРО. Это главный способ обеспечения ответственности, подчеркнул Алексей Херсонцев.

Подводя итог конференции, сопредседатель Совета ТПП РФ по саморегулированию профессиональной и предпринимательской деятельности Константин Апрелев отметил, что форум стал площадкой для открытого диалога государства и саморегулируемого сообщества. И конечно же, бессменный глава «кружковцев» не смог не коснуться своего излюбленного детища – Концепции развития саморегулирования. По его словам, результатом работы конференции должно стать устранение имеющихся разногласий, а затем и окончательное утверждение Концепции. И только после этого можно принимать изменения в базовый закон «О саморегулируемых организациях».

Конечно, не может не радовать, что наконец-то стали появляться площадки, на которых представители власти не бояться встречаться с саморегуляторами лицом к лицу и говорить о своём видении проблемы. А то и выслушивать альтернативное мнение! Но говорить о снятии противоречий пока рано. Ведь мы видим, как различные ведомства и группы стараются переформатировать систему СРО в соответствии с собственными идеологическими предпочтениями или чисто техническими задачами. При этом пока за скобками остаются и многочисленные нарекания в адрес саморегулируемых организаций. Как сообщают наши источники, на высоком государственном уровне пользуется популярностью следующее выражение: «У нас была теневая и неорганизованная коррупция, а в результате запуска саморегулируемых организаций мы её заменили на открытую, прозрачную и хорошо организованную коррупцию». Понятно, что с учётом таких мнений встречаться и находить общий язык с властью для саморегуляторов жизненно необходимо.

Мы продолжаем следить за крупными общественными дискуссионными площадками, на которых обсуждаются вопросы саморегулирования.

Ваш ЗаНоСтрой.РФ
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
А как, по-Вашему, какую цель преследует НОСТРОЙ в делах о  банкротствах экс-СРО?
Последние комментарии